Файл: Банкротство кредитных организаций (Акционерного кредитного банка Абсолют банк (ОАО)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы заключается в том, в необходимости проведения мероприятия по мониторингу кредитного портфеля или в рамках минимизации рисков и банкротства.

Целью работы является изучение банкротство кредитных организаций и предложения по сокращению рисков.

Для достижения указанной цели решались следующие задачи: раскрыть тему рисков и банкротства; дать оценку и представить анализ рисков; предложить мероприятия по минимизации банковских рисков.

Объект исследования – Акционерный кредитный банк Абсолют банк акционерное общество. Предмет исследования – банкротство организаций.

Информационную базу составляют законы Российской Федерации, постановления Правительства, данные бухгалтерской отчетности предприятия, специальная литература по теме.

Взвешенная рисковая политика – один изключевых приоритетов Банка. Очевидно, что наличие системы управления рисками в банке очень важно. В условиях, когда немного позитивных тенденций в экономике, усиливается конкуренцияза клиента, а «качество» клиента при этом не улучшается, вопрос, как правильно оценить риск и установить адекватную цену на предлагаемый банком продукт, становится одним из наиболее важных.

Концепция организации риск-менеджмента заключается в том, что бизнес впервую очередь должен быть риск-ориентированным. Создаются подразделения по управлению рисками, которые отвечают за политики и лимиты, контролирует, чтобы они правильно реализовывались. Они же занимаются рисками на уровне портфелей, то есть задают стандарты и правила, которыми должны руководствоваться все остальные подразделения. В такой системе гораздо проще структурировать бизнес и делать это с минимальными затратами. Упрощается принятие решений руководителем. Если Банк умеет формулировать уровень амбиций по уровню рисков, — а это получается в результате правильной настройки системы, — то он имеет возможность развивать бизнес максимально эффективно.

1. Банкротство кредитных организаций

Сравнивая два закона ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", можно определить ключевое отличие регулирования процедур и мероприятий по предотвращению банкротства, а так же непосредственно с самим банкротством, выражается в том, что центральное внимание отдано банкротству кредитных организаций, имеющих досудебный характер, а не самим процедурам связанных с банкротством. В ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" отведено немного статей имеющих декларативный характер, а в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" похожим мероприятиям отведена основная часть.


Кредитные организации являются правовыми институтами, функционирование которых находится в диапазоне гражданско-правового регулирования с публично-правовыми чертами. Банки, сберегая денежные средства, накапливают их, а это главное условие расширенного воспроизводства развития потребления. Для развития экономики банки предоставляют субъектам экономических отношений некую ликвидность в кредитах, банковских гарантиях и т.п., которые приносят прибыль, что влияет на денежную систему страны. Кредитные организации позволяют налаживать экономические связи на большом расстоянии друг от друга партнеров, т.к. происходит круговорот платежей как крупных, так и мелких. Тем самым кредитные организации образуют банковскую систему на уровне страны под контролем Банка России, а так же международную.[18]

Вследствие банкротства кредитных организаций рассматриваются не только частно – правовые интересы кредиторов, но и частно – правовые отдельных кредиторов с публично – правовым интересом. Но с публично – правовой точки зрения банкротство банка – должника не столько требуется, сколько сохранение его как составляющей расчетной системы, предоставляющей банковские услуги.

Так как кредитная организация играет большую роль в социально – экономической системе страны, во многих государствах ведется особый контроль за стабильностью таких организаций с влиянием на риски, возникающие при их функционировании. Принимаются целый ряд воздействий препятствующих банкротства кредитного института имеющий экономический и правовой характер. В России эту роль выполняет Центральный банк Российской Федерации, деятельность которого регламентируется ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" указано, что отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные указанным Законом, регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, а отношения, связанные с банкротством кредитных организаций, регулируются ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также нормативными актами Банка России, если это прямо предусмотрено ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" указано участие банка России в производстве дела о несостоятельности (банкротстве). [7] В зависимости от юридического состава, в одних случаях это является правом Банка России, а в других - обязанность обратиться в арбитражный суд в защиту общественных интересов с заявлением о признании кредитной организации банкротом. Статья 35 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предусматривает право Центрального Банка РФ на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в случае, если финансовое положение банка соответствует требованиям, определенным в статье 36 названного нормативного акта. 


Причина отзыва лицензии. ЦБ принимает решение об отзыве лицензии в связи с тем, что банк нарушал федеральные законы, регулирующие банковскую деятельность. Также достаточность капитала у банка ниже 2%, а снижение размера собственных средств (капитала) — ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации. Кредитная организация не создает соответствующие резервы на возможные потери соразмерно принятым рискам, связанным с размещением денежных средств в других банках. После исполнения требований надзорного органа о формировании адекватных резервов банк полностью утратил собственные средства. Фактическое прекращение своей деятельности. Но Банки являются участниками системы страхования вкладов. Банк испытывал финансовые трудности. В связи с потерей ликвидности банк приостанавливает обслуживание клиентов. Банк утратил капитал после отзыва лицензии.

Статьей 37 Закона на Центральный Банк обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в установленный срок, независимо от наличия ее задолженности перед Центральным Банком РФ, если основанием для отзыва лицензии на осуществление банковских операций послужило неудовлетворительное финансовое положение кредитной организации, неисполнение ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами и если в течение 45 календарных дней с момента отзыва у банка лицензии Центральный Банк РФ не получил определение арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом. [3] Одновременно пункт 11 Положения Центрального Банка РФ "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций" гласит, что в случае если, основанием для отзыва лицензии послужило неудовлетворительное финансовое положение кредитной организации, неисполнение ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, территориальное учреждение Центрального Банка РФ в течение одного дня с даты отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом, независимо от наличия задолженности перед Центральным Банком РФ. Вышеуказанные расхождения между положениями статьи 37 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и пункта 11 Положения Центрального Банка от 02. 04. 96 № 264 должны решаться в пользу федерального законодательства. 

Так же возникает вопрос по пункту 2 статьи 37 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", и в пункте 11 Положения, указано: "…основанием для отзыва лицензии послужило неудовлетворительное финансовое положение кредитной организации, неисполнение ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами".


В статье 90 ФЗ от 20.02.12г. "О банках и банковской деятельности" четко указаны обстоятельства, по которым происходит отзыв лицензии на осуществление банковских операций. [2] Указанные обстоятельства отзыва у кредитной организации лицензии в текущей редакции ФЗ не предусмотрено в статье 20. Пункт 6 статьи 20, раньше содержал сформулированное таким образом основание отзыва лицензии, в новой редакции выглядит так: "Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях: неспособности кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязательства по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом". То есть, в каком случае Центральный Банк РФ обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом)? Значит, пока в статью 20 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не внесены соответствующие изменения, она должна применяться та редакция, которая действует на текущий момент. 

Еще одна особенность процедур, относящаяся к банкротству банков - меры по предотвращению банкротства банков имеют досудебный характер. Функционирование банка основана на доверии его клиентов. Любой нюанс в средствах массовой информации по поводу того, что в банке осуществляются меры по финансовому оздоровлению, может вызвать незамедлительный массовый отток денежных средств клиентов и уничтожить стабильный банк. Дело о банкротстве банков, так же судебное дело, - публичный процесс. В Росси было то, что следствием реализации процедур реорганизации (в соответствии с ранее действовавшим Законом "О несостоятельности (банкротстве) предприятий") стало возобновление функционирования банка (в частности, Тверь универсалбанк после внешнего управления), но это исключение из правила, а не правило. Вследствие этого в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" учтено, что передача в суд дела о банкротстве банка только после отзыва у него лицензии на реализацию банковских операций. Все меры по предупреждению банкротства банка исполняются до момента отзыва у кредитной организации лицензии на реализацию банковских операций. Указанные меры (кроме назначения временной администрации) проводятся так, что о них обязаны знать только три субъекта: руководители банка, учредители (участники банка) и Банк России, как орган банковского надзора. 


Указанные особенности регулирования процедур, связанных с банкротством банков, повлияло на определение ряда особенностей непосредственно банкротства кредитных организаций: 

- отличается само определение банкротства. Общий Закон о банкротстве понимает под несостоятельностью признанную арбитражным судом неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет. При этом должник признается неспособным удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (статьи 2 и 3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Что касается полного объема неисполненных обязательств в качестве признака банкротства, то это обстоятельство значительно снижает возможности инициировать процедуры банкротства: если должник уже в малой доли исполнил обязательства (даже с учетом порядка исполнения, предусмотренного статьей 319 Гражданского Кодекса Российской Федерации), то возбуждение процедур банкротства при наличии всех иных условий возбуждения дела невозможно. В следствии этого в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (статья 2) слова "в полном объеме" были исключены". Также был уменьшен срок, по истечении которого кредитная организация может быть признана банкротством, с трех до одного месяца. Бесспорно, такой срок довольно значителен: если кредитная организация задерживает платежи своих клиентов более чем на один день, то это весьма характерный признак ее неудовлетворительного финансового положения или ее неудовлетворительной внутренней организации, дающий возможность применять меры воздействия. Надо принимать во внимание состояние российской экономической системы, и системы правосудия. Срок один месяц связан с рядом иных сроков, по истечению которых используются меры по предотвращению банкротства кредитной организации. 

- изменен состав лиц, обладающих правом адресовать заявление о банкротстве кредитной организации в суд. 

- ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предусмотрены установленные механизмы предохранения кредиторских прав, допустим, через обращение в Банк России с заявлением об отзыве лицензии. - из процедур в деле о банкротстве кредитных организаций опущены внешнее управление и мировое соглашение (пункт 2 статьи 5), так как признано, что действительно данные процедуры не способны достичь того итога, на который можно было бы надеяться, значит, не только удовлетворить требования кредиторов (отсрочить их исполнение и т. д.), но и возобновить у кредитной организации лицензию на реализацию банковских операций.