Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничение в практике управление персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Психофизиология это раздел психологии, изучающий физио­логические основы протекания психических процессов, форми­рования состояний. Наряду с традиционными для психофизио­логии разделами (психофизиология анализаторов, организации движений, активности, памяти и обучения, речи, мотивации и эмоций, стресса, дифференциальная психофизиология) в послед­ние годы развиваются новые направления исследований:

1.соци­альная,

2.клиническая,

3.сравнительная психофизиология,

4. психофи­зиология профессиональной деятельности и др.

Предметом психофизиологии являются механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психиче­ского уровней отражения. Соотношение физических (физиологических) и психических процессов в науке получило название психофизиологическая про­блема. В более широком смысле принято рассматривать психо­физическую проблему вопрос о месте психического в природе. По своей философской сути психофизиология это проблема взаимоотношения физического и психического, мозга и сознания, тела и души. Интерес к проблемам психофизиологии в современном пони­мании этого термина (как взаимодействия психического и физио­логического отражения) проявляли, прежде всего, врачи и фило­софы. Философы предлагали решение вопроса о происхождении души. Получила распространение теория мироустройства как со­вокупности четырех элементов: земли, огня, воздуха и воды

(Эм-педокл). Считалось, что четыре элемента составляют основу не живой природы, тогда как за жизнь (душу) «отвечает» пятый эле­мент, который получил соответствующее название «квинтэссенция». Это была, в понимании древних ученых, некая субстанция, способная «оживить» мир вещей. И до настоящего времени в по­нимании многих народов душа остается самостоятельной субстан­цией, способной вести свою, отдельную от тела жизнь (Фрезер). Такое понимание души, например, лежит в основе трактовки при­роды сновидений. В соответствии с этими воззрениями, сновиде­ние это путешествие души во время сна тела. Поэтому до сих пор имеют место многие мифы и легенды, в которых душа может путешествовать отдельно от тела, а в некоторых племенах Поли­незии запрещено будить человека из-за боязни того, что душа не успеет вернуться в тело из своего путешествия. У древних монголов субстратом души считалась кровь, поэто­му лиц знатного и незнатного происхождения даже казнили по-разному (Н. Н. Гумилев). У представителей знатного рода не дол­жна была пролиться кровь. Важный вопрос, который задавали себе люди с древних вре­мен, где находится душа. Часть из них в том числе древнегре­ческий врач Гиппократ считали, что душа расположена в сердце. Доказательством правильности этого предположения были всем знакомые явления учащения сердце­биения при эмоционально напряженных состояниях (страхе, гне­ве, радости и др.). Гиппократ считал, что природу человека опре­деляют четыре жидкости (кровь, слизь, желчь и черная желчь). Их соотношение, особенности смешения влияют на темперамент че­ловека, его болезни. Тело здорово только тогда, когда составные части сохраняют соразмерность и в наилучшей степени переме­шаны. Интересно отметить, что Гиппократ предложил последова­тельность применения (своеобразную иерархию) методов лечения человека. На первом месте в ней он расположил слово, затем тра­вы и лишь потом он предлагал доктору браться за скальпель. Оче­видно, тем самым признавалось огромное значение слова (т. е. пси­хических изменений, порождаемых словом) в развитии и лечении болезней.


В период раннего Средневековья центр научной мысли пере­местился на Арабский Восток, где великий врач и философ Ибн-Сина (Авиценна) создал одно из самых значительных учений в истории психофизиологии. Субстратом всех жизненных и психических явлений Ибн-Сина также признавал пневму ле­тучую субстанцию, которая зарождается из парообразных частей главных (четырех) соков организма. Пневму может стать носите­лем различных сил, в том числе психических (разделявшихся на животные и душевные). Ибн-Сина придерживался идеи о зависимости психики от мозга. Воображение он понимал как воспроиз­ведение прежних образов, мышление как сочетание образов. Причем человек, с его точки зрения, способен к образному мыш­лению как к способу познания мира менее строгому, чем логиче­ское мышление, но, тем не менее, важному элементу поведения. Ученый разрабатывал возможность влияния психики на телесные проявления. Для этого, как свидетельствуют исторические источ­ники, он предпринял первое экспериментальное исследование. Двум баранам давалась одинаковая пища, но один из них жил в обычных условиях, а неподалеку от другого находился на привязи волк. Несмотря на нормальное питание, второй баран стал худеть и погиб. По своей сути это исследование психосоматической ме­дицины, показавшее, как стрессогенный фактор (волк на привя­зи) может повлиять на физическое состояние. (Как четко эта мо­дель воспроизводит жизнь человека современного индустриаль­ного общества!)

В России первая психофизиологическая лаборатория была со­здана выдающимся отечественным неврологом и психиатром Вла­димиром Михайловичем Бехтеревым в 1885 г. при Казанском уни­верситете. Выпускник Императорской медико-хирургической ака­демии, он участвовал в войне против Османской империи на Бал­канах, проходил стажировку в Лейпцигском университете в пер­вой психологической лаборатории Вильгельма Вундта, а по завер­шении стажировки принял предложение о создании самостоятель­ной лаборатории по изучению рефлексов в Казани. Однако пер­вой публикацией, посвященной проблемам психофизиологии, можно считать знаменитую книгу И.М.Сеченова «Рефлексы го­ловного мозга», выпущенную в 1861 г. В ней выдающийся русский физиолог все многообразные проявления психической жизни свел к рефлекторным актам. Оценивая научную значимость работы, необходимо помнить, что это было одно из первых научных ис­следований, в котором была сделана попытка на материалисти­ческой основе предложить вариант доказательства взаимосвязи психики и мозга. Современное понимание психофизиологической проблемы опирается на достижения нейрофизиологии, нейрохимии, систем­ной психофизиологии, базирующейся на теории функциональных систем П.К.Анохина. Несмотря на то, что психофизиология профессиональной дея­тельности как самостоятельная научная дисциплина еще молода, ряд вопросов, рассматриваемых в ее рамках, были предметом ис­следований смежных дисциплин, прежде всего психологии и ги­гиены труда. Первые работы по вопросам анализа и учета поведения чело­века на производстве были выполнены М. М. фон Вебером в Гер­мании и И. И. Рихтером в России в XIX в. Г. Мюнстерберг, амери­канский психолог немецкого происхождения, одним из первых установил зависимость надежности человека, управляющего транспортным средством, от его индивидуально-психологических качеств. Он же предложил методику для оценки способности к водительскому труду, разработал основные принципы подготов­ки, в том числе комплекса тренажеров, на которых обучались ва­гоновожатые городских трамваев. Изучение профессий, разработка тестовых методик и их исполь­зование для определения пригодности работников к различным профессиям, нормирования рабочей нагрузки, разработки реко­мендаций по охране труда стали проводиться в начале XX века благо­даря основанию и развитию психотехники. В нашей стране осно­воположником этого направления стал известный советский пси­холог и лингвист И.Н.Шпильрейн. Развитию этого направления способствовало открытие в 1920-х гг. Центрального института тру­да. В 1927 г. было организовано Всероссийское общество психо­техники и прикладной психофизиологии, которое издавало жур­нал «Психофизиология труда и психотехника», позже переимено­ванный в «Советскую психотехнику». Психотехни­ческие тесты в целях определения профессиональной пригодно­сти применялись главным образом в промышленности и на транс­порте. В России в 1920-е гг. после создания Центральной лаборатории по изучению профессиональных болезней на транспорте начал проводиться профессиональный отбор на должность машиниста локомотива. Уже в 1929 г. были составлены психограммы (пере­чень профессионально важных качеств, необходимых для эффек­тивного выполнения задач определенной профессии) 20 транспор­тных профессий, разработаны требования и противопоказания к приему в профессионально-технические школы транспорта. Ис­следования с целью установления стандартов и критериев профес­сиональной пригодности к различным железнодорожным про­фессиям осуществлялись преимущественно бланковыми метода­ми. В дальнейшем были предприняты попытки создания аппарат­ных методик, позволяющих воспроизвести в наиболее приближен­ной форме условия реальной работы машиниста. Однако было признано, что эти имитационные методы нецелесообразно исполь­зовать для отбора лиц, которые не знакомы с работой машиниста.


Начи­ная с 1947 г. экспериментально-психологические методы стали использоваться для изучения индивидуальных различий отлично и плохо успевающих летчиков и курсантов, затем в целях врачебно летной экспертизы. Однако после печально известного Постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» это направление было признано ошибочным, вредным и забыто вплоть до 1950-х гг., когда, прежде всего в связи с освоением кос­моса, развитием атомной энергетики, военного дела (созданием новых образцов вооружений и военной техники), становлением других высокотехнологичных отраслей народного хозяйства, встал вопрос о научной разработке методов учета «человеческого фак­тора» в промышленности, на транспорте, в военном деле. Знания и опыт психофизиологов вновь оказались востребованными. Современный этап функционирования сложных технических систем на транспорте, в энергетике, других отраслях промышлен­ности потребовал использования системного подхода, направлен­ного на согласование характеристик техники с психофизиологи­ческими возможностями человека, а также соответствующей орга­низации профессиональной деятельности (режимов труда, отды­ха, нормирования профессиональной нагрузки и пр.) и подготов­ки к ней.

Глава 1 Методы психофизиологических исследований

Физиологические процессы, как правило, скрыты от внешнего наблюдения, поэтому они длительное время оставались вне области интересов психологов, занимавшихся в основном исследованием доступных для прямого наблюдения проявлений поведения человека. Однако многие модели психической деятельности человека носили бы чисто умозрительный характер, а психология оставалась бы «безмозглой», если бы психологи не заинтересовались нейрофизиологическими процессами, лежащими в основе исследуемой ими реальности (Швырков, 1995). С другой стороны, в нейрофизиологии постоянно возникала потребность описать организацию физиологических процессов в терминах, определяемых в психологических концепциях и теориях. Происходило и происходит взаимное обогащение двух наук о человеке, как теоретическими разработками, так и экспериментальными методами. Что же дает изучение физиологических показателей работы нервной системы? Во-первых, в силу своей объективности физиологические показатели становятся надежными элементами, используемыми при описании изучаемого поведения. Во-вторых, они позволяют экспериментаторам включить в сферу своих исследований скрытые для прямого наблюдения проявления активности организма, лежащие в основе поведения. И, как оптимистично заявил Ж. Пайяр: «Помимо более полного объективного описания явлений, в основе обращения к физиологическим показателям лежит смелое устремление, которое продолжает направлять усилия современных психологов объяснить психологические явления на органической основе». В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов (Коган, 1969). Надежность электрических показателей по сравнению с другими, по мнению А.Б. Когана, особенно демонстративна, «когда они оказываются единственным средством обнаружения деятельности». Единообразие потенциалов действия в нервной клетке, нервном волокне, мышечной клетке как у человека, так и у животных говорит об универсальности этих показателей. Точность электрических показателей, т.е. их временное и динамическое соответствие физиологическим процессам, основана на быстрых физико-химических механизмах генерации потенциалов, являющихся неотъемлемым компонентом физиологических процессов в нервной или мышечной структуре. К перечисленным преимуществам электрических показателей физиологической активности следует добавить и неоспоримые технические удобства их регистрации: помимо специальных электродов, для этого достаточно универсального усилителя биопотенциалов, который коммутирован с компьютером, имеющим соответствующее программное обеспечение. И, что важно для психофизиологии, большую часть этих показателей можно регистрировать, никак не вмешиваясь в изучаемые процессы и не травмируя объект исследования. К наиболее широко используемым методам относятся регистрация импульсной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи, электроэнцефалография, электроокулография, электромиография и электрокардиография. В последнее время в психофизиологию внедряется новый метод регистрации электрической активности мозга магнитоэнцефалография и изотопный метод (позитронноэмиссионная номография).


1.1 Задачи психофизиологии профессиональной деятельности

Психофизиология профессиональной деятельности науч­но-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний сис­темный анализ характеристик работающего человека и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасно­сти труда. На вопросе разграничения предмета и задач, решаемых пси­хофизиологией профессиональной деятельности и смежными с ней дисциплинами, прежде всего, психологией труда, эргономи­кой, медициной труда, физиологией и гигиеной труда, необходи­мо остановиться особо. Специфика психофизиологии состоит в том, что научным предметом ее изучения является своего рода «гра­ница», область соприкосновения, взаимодействия и перехода пси­хического и физиологического отражения. Поэтому бывает очень трудно, а порой практически невозможно выделить «в чистом виде» территорию психофизиологии, не «вторгаясь» в границы, напри­мер, психологии труда или гигиены труда и эргономики. Например, специалист в области психофизиологии профес­сиональной деятельности изучает причины совершения ошибок операторов сложной технической системы. Этими причинами могут быть и эргономические недостатки техники, затрудняющие взаимодействие в системе «человек-машина» (область «ответ­ственности» инженерной психологии). Неудовлетворительные условия труда на рабочем месте, выражающиеся в превышении предельно допустимых значений показателей микроклимата, ос­вещенности, шумов и вибрации (область «ответственности» гиги­ены труда). Развитие неблагоприятных психофизиологических состояний (утомления, психической напряженности). Обусловлен­ное недостатками в организации труда или неполноценным предсменным (предрейсовым) контролем работников («сфера ответ­ственности» медицины труда) и др. Поэтому решение задач, сто­ящих пред производственным психофизиологом, невозможно без системного анализа алгоритмов труда, организации, средств и ус­ловий деятельности, структуры профессионала и профессионализ­ма, особенностей профессиональной подготовки и обучения ра­ботника. Таким образом, предметная область психофизиологии профессиональной деятельности соприкасается и взаимодей­ствует со многими смежными дисциплинами. Вышесказанное не означает, что психофизиология профессио­нальной деятельности не имеет своего специфического предме­та исследований. Этим предметом являются, прежде всего, психо­физиологические (или психические) состояния человека, разви­вающиеся в процессе трудовой деятельности под влиянием раз­нообразных факторов трудового процесса.


Задачи психофизиологии профессиональной деятельности:

1) разработка рекомендаций и организация проведения про­фессионального психофизиологического отбора (далее- ППО). ППО является составной частью общего отбора, и наряду с профессиональным (образовательным), медицинским отбором, на­правлен на подбор лиц, которые по своим профессионально важ­ным качествам (далее - ПВК) в наибольшей степени соответству­ют требованиям профессиональной деятельности, обеспечивает освоение профессии. В структуре ПВК, оцениваемых при профот­боре, выделяются психофизиологические качества и свойства. По­этому ряд методик, используемых в этой области, строго говоря, являются психофизиологическими;

2)   диагностика неблагоприятных психофизиологических состо­яний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособ­ности. Для решения этой задачи осуществляются периодические психофизиологические обследования, углубленные (расширен­ные) психофизиологические обследования по показаниям (брак в работе, аварии, ухудшение состояния здоровья, затруднения в про­фессиональной и социальной адаптации и др.);

3)   психофизиологическая коррекция и реабилитация. Это сис­тема психодиагностических и коррекционных мероприятий, на­правленных на выявление и устранение донозологических (не пе­решедших в болезнь) нарушений здоровья работающего человека. Теоретической и методологической базой развития этого направ­ления стала «Концепция «Здоровье здорового человека», утвер­жденная Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 21 марта 2003 г. № ИЗ «Об утверждении концепции ох­раны здоровья здоровых в Российской Федерации»), в которой констатируется, что « за последние 25-30 лет прогрессируют со­циально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-эколо­гическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания). Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отноше­нии граждан Российской Федерации как абсолютно здоровых (5-7%), так и имеющих 1-2 заболевания в состоянии стойкой ре­миссии (55 -70%). Из числа последних наиболее многочисленна часть населения, имеющая дизадаптационные явления, состояние хронической ус­талости, явления утомления и переутомления, снижение умствен­ной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факто­ров с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих. Настоящая концепция концентрирует и развивает указанные направления деятельности по охране и укреплению здоровья здорового населения, опреде­ляет основные направления развития экспресс-диагностики уров­ней здоровья, пути сохранения и увеличения функциональных резервов человека, принципы создания индивидуальных и популяционных систем оздоровительных технологий»;участие в нормировании профессиональных нагрузок, обо­снование рациональных режимов труда и отдыха работников. Решение этой задачи предполагает ограничение продолжительно­сти периодов непрерывной работы, выделение обязательного вре­мени отдыха или проведение специальных мероприятий для вос­становления работоспособности. Обоснование нормы рабочей на­грузки (месячной, годовой) с учетом специфики профессиональ­ной деятельности и условий ее реализации;