Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничение в практике управление персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4)    психофизиологическое сопровождение обучения и подготов­ки работников. Оно состоит в разработке и внедрении методов и технических средств обучения для формирования системы ком­пенсации недостаточно развитых отдельных профессионально важных качеств, для психофизиологической оптимизации профес­сиональной подготовки, в том числе к действиям в нестандартных и аварийных ситуациях. Реализация этого направления связана с учетом психофизиологических закономерностей формирования трудового навыка, динамики функциональных состояний в про­цессе обучения. Перспективным является участие психофизиоло­гов в разработке и эксплуатации тренажеров, создаваемых в высо­котехнологичных отраслях промышленности (например, энерге­тике), на транспорте и в военном деле;

5)    психофизиологическое изучение ошибочных действий. Дей­ственным направлением для разработки и организации мероприя­тий по обеспечению безопасности производственных процессов является психофизиологическое изучение ошибочных действий работников. Такое изучение оказывается продуктивным при опо­ре на методологию системного подхода к безопасности труда, при­менение которого не позволяет ограничиться лишь злополучной констатацией «вины» человека в авариях и браке в работе;

6)    психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников. Подготовке к совмест­ной деятельности уделяется большое внимание в различных от­раслях хозяйства, в частности, на железнодорожном транспорте, в гражданской и военной авиации, космонавтике. Учет психофи­зиологических особенностей работников базируется на мнении ряда авторов о различных формах совместимости (социально-пси­хологической, психологической, психофизиологической) и важ­ном значении для совместной деятельности психофизиологичес­кой совместимости;

7)  психофизиологическое обоснование эргономических требо­ваний и рекомендаций по учету характеристик человека, его воз­можностей и ограничений при разработке технических средств де­ятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах спе­циалистов модернизируемых и новых образцов техники. Эта за­дача нацелена на профилактику ошибок человека, обусловленных неблагоприятными психофизиологическими состояниями (утом­лением, стрессом), создание условий для повышения его надеж­ности. Наибольшие успехи в этом смысле достигнуты в авиации и космонавтике.

Для всестороннего решения поставленных задач необходимы дальнейшее развитие методов мониторинга уровня профессиональ­ного здоровья и психофизиологического состояния работников, критериального аппарата для их оперативной оценки на этапах про­фессионального производственного цикла, разработка программ психофизиологической и медицинской реабилитации с приорите­том использования немедикаментозных средств повышения адап­тационных возможностей, психофизиологической устойчивости к неблагоприятным условиям жизни и труда.


1.2 Основные понятия общепсихологической теории деятельности

Психофизиология профессиональной деятельности опирается на общепсихологическую теорию деятельности, основанную на представлении о деятельности человека как о сложном, многомер­ном и многоуровневом, динамически развивающемся явлении, образующем целостную систему. Для характеристики составляю­щих деятельности необходимо рассмотреть соотношение мотива и цели, деятельности и действий, регулирующей роли психиче­ского отражения в планировании и осуществлении деятельности (Б.Ф.Ломов, Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, 1986). Ключевые положения теории деятельности были сформулированы в школах С.Л. Рубинштейна и А.Н.Леонтьева на основе взглядов на сис­темность строения психики, на понимании психических функций как сложных функциональных динамических систем, включаю­щих в себя различные процессы и их разнообразные взаимосвязи. Реализации принципов системного анализа в психологии профес­сий посвятили свои работы многие отечественные исследователи (Г.М.Зараковский, 1966; Е.М.Иванова, 2003; Е.А.Климов, 1988, В.Н.Пушкин, 1965; Г.В.Суходольский, 1988; В.Д. Шадриков, 1979 и др.). Деятельность характеризуется определенными компонентами микроструктуры и макроструктуры. А. Н.Леонтьев, исследуя дея­тельность с позиций ее макроструктуры, в качестве основных де­терминант деятельности рассматривает «мотив, цель, условие»; эти компоненты структурируют соответствующие уровни: отдель­ной деятельности, действия и операции. Многоуровневый анализ деятельности предполагает рассмотрение на первом этапе анали­за мотивационно-потребностной сферы личности, выявляющей причины, побуждающие человека к деятельности. Любая деятель­ность осуществляется ради чего-то, что позволяет человеку удов­летворить свои потребности. Второй уровень анализа предпола­гает изучение действия. Действие это «процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Действие рассмат­ривается в двух аспектах интенциональном (что должно быть достигнуто) и операциональном (как, каким способом это может быть достигнуто). В данном случае действие рассматривается не самой по себе целью, а объективно, с учетом конкретных условий, в которых оно протекает». Указанные типы «единиц анализа деятельности» соответству­ют различным уровням (социально-психологическому, психоло­гическому и психофизиологическому) строения деятельности, и каждая из них представляет собой систему взаимосвязанных еди­ниц предыдущего уровня. В.П. Зинченко добавил в уровневую структуру деятельности микро- уровень функциональных блоков (выделив стадии деятельности: программирования, реализации, контроля и коррекций). В.В.Давыдов в контексте анализа учеб­ной деятельности использовал набор компонентов «потребность- мотив- задача -способ действия»; при этом разные компонен­ты играют разную функциональную роль в уровнях деятельности, действиях и операциях. О. А. Конопкин построил общую модель саморегуляции деятельности, выделив в ней следующие компонен­ты: принятая субъектом цель деятельности «субъективная мо­дель значимых условий деятельности», «программа собственно исполнительских действий», «система критериев успешности де­ятельности», «информация о реально достигнутых результатах», «решение о коррекции системы», «профессионально важные ка­чества». При анализе деятельности принимают во внимание различные уровни анализа, структурные компоненты деятельности. Рассмат­ривая профессиональную деятельность в русле системного подхо­да, В. Д. Шадриков (1979) выделил семь уровней возможно­го анализа профессий:


генетический подход. Рассмотрение профессии в ее возник­новении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности;

личностно-мотивационный анализ деятельности. Выявле­ние и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии;

компонентно-целевой анализ. Исследование компонентного состава задач в деятельности; исследование действий как процес­сов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок; информационный анализ. Согласно общей схеме Б.Ф.Ломова (1984), исследуются модальность и алфавит сигналов, несущих ин­формацию в труде; измеряется объем информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации;

структурно-функциональный анализ. Устанавливаются струк­тура деятельности, т.е. ее связи между компонентами; значимость и «вес» этих компонентов и связей; организация деятельности во времени, сложность компонентов-задач и трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента;

индивидуально-психологический анализ. Исследование инди­видуальных стилей деятельности, способностей и компетенции;

психофизиологический анализ. Исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике. Выбор уровней исследования определяется поставленными за­дачами.

1.3 Теория функциональных систем П.К.Анохина

История психологии знает немало попыток объяснить поведе­ние человека. Одними из наиболее многочисленных были так на­зываемые рефлексологические теории бихевиоризм (Уотсон, Скиннер, Торндайк и др.) и теория условного рефлекса, постули­руемая школой И. П. Павлова. Однако поведение человека и, в ча­стности, выполнение сознательной, целенаправленной деятельно­сти, не укладывается в схемы типа «стимул — реакция». Только рас­смотрение психики человека как системного явления открыло перед исследователями новые методологические возможности для изучения поведения и деятельности. Система это такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодей­ствие и взаимоотношение приобретают характер взаимно со­действия компонентов, направленного на получение полезного результата. Впервые детально общую теорию систем разработал биолог Людвиг фон Берталанфи. П. К.Анохин выдвинул идею опережающего отражения, кото­рая легла в основу разработки его теории функциональных сис­тем (далее- ТФС). Смысл ее состоит в том, что человек, что бы он ни делал, всегда «заглядывает» в будущее, хотя бы на мгнове­ние вперед. Есть идеально задаваемый результат предполагаемого действия, который формируется в виде психического образа «по­требного будущего» плана-программы. Этот ожидаемый резуль­тат какого-либо поведенческого акта и стал рассматриваться как системно образующий фактор. Многочисленные работы психофизиологов, нейрохирургов, нейрофизиологов позволили установить узловые механизмы ТФС:


1)     афферентный синтез, в котором участвуют механизмы до­минирующей мотивации. При учете текущей обстановки и про­шлого опыта создается образ текущей ситуации и готовится ре­шение о том, что нужно сделать для получения полезного резуль­тата;

2)  принятие решения. Представляет собой процесс перехода от сбора и анализа информации к формированию образа того, что должно получиться в результате поведенческого акта, формиро­ванию программы необходимых действий и операций. В этот мо­мент образуется акцептор результатов действия, т.е. идеальный образ будущего, с которым производится сличение промежуточ­ных и конечного результатов активности функциональной сис­темы;

3)     обратная афферентация. Обеспечивает функционирование системы за счет обратной связи; позволяет получать информацию о ходе реализации программы поведения системы, осуществлять сличение с тем образом, который был сформирован при приня­тии решения.

Физиологические процессы были объединены, интегрированы в системные процессы более высокого уровня- уровня психи­ческого отражения. Психическое выступает как системное каче­ство по отношению к физиологическому. Таким образом, ТФС, являясь одним из наиболее перспективных методологических принципов объяснения поведения человека, позволяет непроти­воречиво подойти к решению психофизиологической проблемы, осветив качественный переход с уровня физиологического отра­жения на уровень психологический. Итак, психофизиология профессиональной деятельности на­учно-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний систем­ный анализ характеристик работающего человека и учет «психо­физиологической» составляющей с целью обеспечения эффектив­ности профессиональной деятельности и безопасности труда. Для этого необходимо решить ряд практических задач, связанных с организацией профессионального психофизиологического отбо­ра, диагностикой неблагоприятных психофизиологических состо­яний, прогнозированием на этой основе нарушений работоспо­собности, реализацией программ психофизиологической коррек­ции и реабилитации, анализом ошибочных действий и др. Изуче­ние вопросов психофизиологии профессиональной деятельности является важным элементом системы подготовки специалистов по управлению персоналом.


Глава 2 Особенности применения методов психофизиологии профессиональной деятельности

Специфика применения методов психофизиологии при изуче­нии профессиональной деятельности состоит в том, что исследо­ватель нацелен на решение приоритетной задачи оценки тех из­менений в организме человека, которые обусловлены его работой. Учитывая это обстоятельство, как правило, используют два основных методических приема.

1) применение набора психофизиологиче­ских тестов до рабочей нагрузки и после ее окончания. Такой прием, предполагающий оценку состояния до и после трудовой нагрузки, необходим в силу чрезвычайно высокой вариабельно­сти отдельных показателей состояния у разных людей. Абсолют­ные значения многих психофизиологических показателей, взятые сами по себе, имеют низкую диагностическую значимость. Неко­торые из них достигают 800 % вариабельности (для концентрации некоторых аминокислот в крови) и даже 5 000 % (для уровня ряда ферментов в крови) (Р. М. Баевский, 1979). То есть одни и те же показатели разных людей будут отражать нормальное функциониро­вание организма человека и при этом различаться от 8 до 50 раз. Существует незначительное число показателей, которые относи­тельно постоянны у подавляющего большинства здоровых людей (показатели артериального давления, значение рН (кислотно-ще­лочного баланса) крови, артериовенозная разница по содержа­нию кислорода и др.). Это свидетельствует о высокой индивиду­альной специфичности психофизиологических параметров, ко­торые, взятые сами по себе, «в чистом виде», ни о чем не говорят. И только сопоставление данных одного человека до и после тру­довой нагрузки может дать основание для научного анализа. Этот подход позволяет утверждать, что изучаемая рабочая нагрузка вы­зывает комплекс определенных изменений психофизиологиче­ского функционирования работника. В рамках данного методи­ческого направления можно применять достаточно широкий ар­сенал методик.

2) оценка психофизиологических парамет­ров в процессе выполнения самой деятельности или ее модели­рования. Психофизиологические параметры в данном случае ре­гистрируются непосредственно у работающего человека. К этой группе методов предъявляется ряд требований: невмешательство в процесс профессиональной деятельности и небольшой (изме­ряемый минутами) латентный период фиксации изменения пока­зателя в ответ на тестовую (рабочую) нагрузку. В рамках этого на­правления, как правило, используются запись показателей кардиоинтервалометрии на магнитный накопитель. В процессе трудо­вой деятельности, регистрация характеристик речевого сигнала (радиообмен между операторами, например, транспортного сред­ства и диспетчерскими службами), видеосъемка работника на ка­меру (в данном случае применяются специальные камеры, имею­щие высокое разрешение), стабилографические исследования (ре­гистрация изменения позы в процессе профессиональной деятель­ности). Эти методы регистрации можно использовать непосред­ственно в рабочей обстановке. Значительно более широкий набор методов регистрации может применяться в условиях моделирования деятельности. Современ­ные комплексы полунатурного моделирования позволяют воспро­изводить существенные для исследователя стороны деятельности: информационную модель, информационно-управляющее поле, алгоритмы и условия деятельности и многое другое. При полуна­турном моделировании возможностей для регистрации психо­физиологических параметров предоставляется значительно боль­ше к испытуемому можно, например, прикрепить электроды для снятия показателей электрической активности мозга, электрокар­диограммы и др. Все методы, которые применяются в психофизиологии профес­сиональной деятельности, условно можно разделить на три боль­шие группы: