Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничение в практике управление персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1)    методы оценки функционирования анализаторных систем;

2)    методы оценки исполнительных механизмов деятельности;

3)   методы комплексной оценки психофизиологического состо­яния работника.

2.1 Методы психофизиологии, методы наблюдения, тесты

Наблюдение является традиционным и старейшим в психоло­гии методом, который, на первый взгляд, трудно отнести исклю­чительно к какой-либо отрасли психологии. Однако есть все ос­нования выделить группу методов наблюдения, кото­рые можно считать исключительно психофизиологическими. Это те методы, где удается фиксировать не просто поведенческие акты, но те признаки, которые отражают особенности протекания фи­зиологических процессов при определенных психических состоя­ниях или ситуациях поведения. По легенде, Александр Македон­ский набирал солдат в свои фаланги, наблюдая за реакцией кан­дидата в ситуации испуга. Принимали в войско тех, кто при испу­ге краснел, что, как свидетельствовал опыт полководца, было при­знаком стойкости новобранца. Говоря языком науки, отбор по­зволял выделить симпатикотоников, т. е. лиц с преобладанием то­нуса симпатической нервной системы. Покраснение кожных по­кровов в ситуации нервно-эмоционального напряжения — один из признаков преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим. Аналогичные реакции можно наблюдать, например, у претендента на вакансию, прохо­дящего собеседование при приеме на работу. О других объектах для наблюдения психофизиолога речь пойдет далее.

Среди огромного числа психологических тестов (испытаний), разработанных и применяющихся в настоящее время (А.Анастази, С.Урбина), основным средством, используемым в психофизи­ологии профессиональной деятельности, являются так называе­мые батареи (т.е. специальные наборы) коротких тестовых испы­таний, характеризующих психические процессы при решении со­ответствующих профессиональных задач. Основой для выделения этих психических процессов выступает профессиографический анализ деятельности. Тесты направлены на выявление и количе­ственную оценку произошедших под влиянием определенных при­чин (факторов, влияющих на состояние субъекта трудовой дея­тельности) сдвигов исследуемых психических процессов. Поэто­му в данном случае может быть использована практически любая из разработанных в экспериментальной психологии методик, оце­нивающая эффективность процессов восприятия, памяти, внима­ния, мышления и т.д. (корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, метод парных ассоциаций и многие другие).


В практическом использовании перечисленных выше методик имеются два серьезных недостатка. Первый состоит в том, что те­стовые нагрузки не всегда повторяют структуру основной деятель­ности работника, что может приводить к неудачам в тестирова­нии (например, ряд психофизиологических характеристик оста­вались неизменными у человека после непрерывной работы на конвейере в течение 56 часов). Другой принципиальный недо­статок состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь внешнюю результативность анализируемых функций, но весьма затруднительно сказать о причинах наблюдаемых явлений (А.Б.Леонова, 1984). Одним из существенных условий успешности использования психометрических методик является надлежащее техническое обеспечение обследования. Возможностей традиционных бланко­вых методик (типа «карандаш — бумага») недостаточно для иссле­дования структуры изучаемых процессов. Поэтому автоматизация психодиагностических процедур с широким использованием воз­можностей ЭВМ является необходимым условием реализации дан­ного подхода. В практических целях (например, для проведения профессионального психологического отбора) разрабатываются специальные автоматизированные рабочие места.

Методики субъективной оценки. Перспективность примене­ния в диагностических целях субъективных методик объясняется многообразием проявлений симптоматики различных состояний человека, целесообразностью соотнесения этих изменений с по­казателями функционирования организма. При использовании этих методов необходимо помнить ряд обстоятельств, оказываю­щих влияние на субъективные переживания человека, которые фиксируются данной группой методов (А.Б.Леонова):

1)     установка субъекта и его навыки саморефлексии (т.е. спо­собность «взглянуть» на себя со стороны);

2)     степень осознаваемости симптомов и время их проявления;

3)     уровень мотивации и значимость деятельности;

4)     личностные особенности человека.

Разработка тестов этой группы шла по пути изучения симпто­матики исследуемых состояний и выделения основных методиче­ских направлений методов опроса и шкалирования субъектив­ных переживаний. Итогом стала разработка двух типов тестов: из­меряющих субъективные переживания, опросников, и методов субъективного шкалирования.

Опросники. Эта группа методов направлена на выявление ка­чественно разнообразных переживаний состояния, которые мо­гут быть осознаны и охарактеризованы человеком. Выделенные признаки-симптомы входят в состав опросника в виде разверну­тых словесных формулировок. Характеристика состояния человека строится на основании общего числа отмеченных симптомов и анализе их качественного своеобразия. Выбор информативных симптомов и их группировка являются основными путями созда­ния более компактных и надежных опросников. При проведении такой работы нередко применяются средства многофакторного статистического анализа. В качестве примера можно привести опросник, предложенный С.Кашиваги (см. приложение таблица1). Подобные опросники заполняет сам обследуемый, что неред­ко оказывается весьма затруднительным. Кроме того, отсутствуют адекватные приемы количественной оценки результатов тестиро­вания. Суммарная оценка является слишком приблизительным показателем состояния.


Методики субъективного шкалирования состояния. В рам­ках этого подхода испытуемого просят соотнести свои ощущения с рядом признаков, формулировка каждого из которых максималь­но сжата. Они представлены либо парой полярных признаков («бодрый»- «вялый», «устал» - «не устал»), либо отдельным ко­ротким утверждением («устал», «отдохнул»). Предполагается, что человек способен оценить степень выраженности каждого симп­тома, соотнеся интенсивность внутреннего переживания с задан­ной оценочной шкалой.

    1. Психофизиологические компоненты работоспособности персонала

Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание работос­пособности как основной составляющей надежности человека. При рассмотрении работоспособности как сложного многопланового явления, для ее оценки приме­няется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам:

1.   показатели эффективности или продуктивности деятельнос­ти,

2.   показатели самочувствия человека

3.  психофизиологические показатели состо­яния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности.

На основании совместного анализа данных по соотношению изменений в продуктивности деятельности и в психофизиологических показателях в процес­се рабочего дня для физической и умственной деятельности на кривой ра­ботоспособности (см. приложение таблица 2 ) были выделены следующие стадии:

Стадия врабатывания, которая включает три под стадии:

1.1первичной мобилизации : наблюдается в момент начала деятельности и длиться до нескольких минут. Она характеризуется кратковременным снижением значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением, возникающим в результа­те изменения характера стимуляции;

1.2гипермобилизации охватывает «предстартовый» период и характеризуется повышением как неспецифической активации, так и специфических сдвигов, например активизацию анализаторов, переход организма в состояние готовно­сти к восприятию информации. На психологическом уровне происходит пост­роение плана деятельности и мысленное «проигрывание» ее ключевых этапов. Постепенное повышение работоспособности сопровождается выраженными ко­лебаниями продуктивности, точности, качества работы и состоянием повышен­ной нервно-психической напряженности: учащением пульса и дыхания, повы­шением кровяного давления, депрессией альфа-ритма, повышением доли тета и бета-ритмов (значение см. в приложении Ритмы электроэнцефалограммы).


1.3. гиперкомпенсации происходит поиск адекватного приспособления к требова­ниям деятельности и формирование устойчивого динамического стереотипа де­ятельности. Показатели деятельности и психофизиологические показатели отличаются нестабильностью.

2.Стадия оптимальной работоспособности характеризуется стабильными па­раметрами деятельности и организма. Она определяется как «устойчивое рабочее «состояние» или состояние «функционального комфорта», отражающее оптималь­ность психофизиологических затрат (высокая продуктивность достигается мини­мальными затратами). Статистически достоверных изменений в психофизиологи­ческих показателях не наблюдается.

3.Стадия полной компенсации, которая постепенно приходит на смену преды­дущей и отражается в снижении работоспособности и развитии начальных при­знаков состояния утомления, субъективно переживаемом как состояние усталости. Компенсация утомления происходит за счет волевых усилий и активизации физи­ологических механизмов, что отражается в более высоких, чем в период врабатываемости, вегетативных сдвигах и развитии состояния нервно-психического напряжения.

4.Стадия неустойчивой компенсации (или выраженного утомления) характеризуется нарастающим утомлением и снижением работоспособности. В этом со­стоянии наблюдается выраженное чувство утомления и разнообразные по направ­ленности и интенсивности изменения психофизиологических показателей как следствие сложного взаимодействия активационных, регуляторных и компенса­торных систем различного уровня, изменения в которых происходят не одновре­менно и зависят от структуры конкретной деятельности и от того, какая психическая функция испытывает большее напряжение. В этой стадии выделяются под стадии субкомпенсации сохраняется высокая продуктивность. Компенсация возникающих трудностей осуществляется за счет менее ответственных (энергети­чески и функционально) процессов и, в частности, путем подключения дополни­тельных ресурсов.

5.Стадия «конечного порыва в конце работы при адекватном воздействии на мотивационно-волевую сферу, в особенности при наличии высоко значимых для субъекта целей, может происходить кратковременное повышение продуктивности за счет привлечения «неприкосновенных» психофизиологических резервов организма. Очевидно, что такой режим работы является экстремальным для организма и ведет, как правило, к переутомлению и хроническим заболеваниям.

6.Стадия декомпенсации прогрессивное снижение работоспособности, ког­да быстро нарастают симптомы утомления, снижается продуктивность и эффективность работы и наблюдаются значительные сдвиги во всех психофизиологиче­ских показателях, связанных с системами активации. В этом состоянии волевые усилия уже не обеспечивают активизацию компенсаторных и защитных систем, в операторской деятельности появляются отказы и срывы, когда дальнейшее выпол­нение деятельности может и должно быть прекращено.


Как показывают эти данные, построение кривой работоспособности для конк­ретного субъекта возможно только с привлечением психофизиологических изме­рений. Эти исследования имели исключительное практическое значение для раз­работки режимов труда, для оценки эффективности и надежности человека, рабо­тающего в системах «человек-техника-среда».

 Заключение

Методы изучения психофизиологических состояний (ПС) име­ют давнюю историю, которая начиналась с исследований, глав­ным образом, психиатров, направленных на выяснение особен­ностей текущего состояния человека. К числу первых методов оп­ределения неблагоприятных состояний в трудовой деятельности (стресса, напряженности) относится вариант ассоциативного эк­сперимента, предложенный немецким психиатром Э. Крепелином. Он установил, что свободные ассоциации (первое, пришедшее на ум слово) в ответ на специально подобранные тестовые слова у таких людей существенно отличаются от нормы. Первое массовое использование тестов выявления особых неблагоприятных состо­яний относится к периоду Первой мировой войны, в ходе которой солдаты американской армии заполняли опросник Вудвортса. Опросник содержал перечень вопросов, направленных на выяв­ление признаков военного невроза. По своей сути эти методы оценивают запас функциональных резервов работника (так называемые адаптационные возможно­сти), которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и средой в процессе осуществления профессио­нальной деятельности. Адаптационные возможности представля­ют собой одно из фундаментальных свойств организма. В каждый момент времени существует некоторый положительный или отри­цательный баланс функциональных резервов по отношению к не­которому среднему уровню. Оценка адаптационных возможнос­тей организма работника осуществляется путем определения со­отношения между нагрузками, которым подвергается работник в процессе трудовой деятельности, и диапазоном компенсаторных реакций на них со стороны различных систем и организма в це­лом. Нарушение этих соотношений приводит к дезадаптационным явлениям состояниям утомления и переутомления, ошибкам и бракам в работе. К числу наиболее информативных показателей динамики со­стояния обычно относят различные параметры сердечнососудистой (в частности, анализ вариабельности сердечного ритма), ды­хательной систем (частота дыхания, пробы Штанге (время задер­жки дыхания на вдохе), Генча (время задержки дыхания на выдо­хе)), другие показатели: термометрия (оценка степени дрожания); простая и сложная зрительно-моторные реакции; стабилографи-ческая проба.