Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничение в практике управление персоналом.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Методы психофизиологических исследований
1.1 Задачи психофизиологии профессиональной деятельности
1.2 Основные понятия общепсихологической теории деятельности
1.3 Теория функциональных систем П.К.Анохина
Глава 2 Особенности применения методов психофизиологии профессиональной деятельности
Другая группа методов изучения состояний работника основана на регистрации КГР, используемой как один из наиболее четких критериев уровня активации. К перспективным направлениям исследований относят оценку суточных и нагрузочных колебаний гормональных сдвигов. В качестве типичных коррелятов повышенной напряженности и стресса обычно указывают на увеличение содержания в крови и моче работающего человека 17-оксикортикостеро-идов, «гормонов стресса» адреналина и норадреналина. Широкое применение находят так называемые нагрузочные пробы, направленные на выявление резервных возможностей организма. При очевидных достоинствах методы регистрации физиологических показателей имеют и серьезные ограничения. Например, такой широко используемый показатель, как ЭЭГ, характеризуется высокой вариабельностью у одного и того же лица в стандартных условиях измерения, с одной стороны, и одинаковыми тенденциями изменения при развитии различных состояний с другой. В связи с этим одной из центральных задач такого рода измерений становится решение проблемы индивидуальных различий, что применительно к конкретной ситуации тестирования приобретает характер создания «физиологического профиля личности». Таким образом, в распоряжении психофизиологии профессиональной деятельности имеется специальный инструментарий (наблюдение, тесты, электрофизиологические методы, моделирование и эксперимент), который позволяет оценивать работу анали заторных систем человека в процессе труда, исполнительных механизмов деятельности, осуществлять комплексную оценку психофизиологического состояния работника.
Список литературы
1. Барабанщиков В.А., Милад М.М. Методы окулографии в исследованиях познавательных процессов и деятельности. М.: Ин-т психологии РАН. 1994.88с.
2. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Пол. собр. соч. Т.1. М.: Педагогика. 1982. С.78.
3. Коган А.Б. Электрофизиология. М.: Высшая школа. 1969.365 с.
4. Крик Ф. Функции таламуса ретикулярной формации. США.: Неврология. М.: Инфра-м. 1984.81 с.
5. Новикова Л.А. Электроэнцефалография и её использование для изучения функционального состояния мозга. М.: Педагогика. 1978. С.155.
6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс. 1986.135 с.
7. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир. 1981.267 с.
8. Швырков В.Б. ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука. 1987. С.5.
9. Швырков В.Б. Нейрональные основы психики. М.: Ин-т психологии РАН. 1995.162 с.
10. Юсевич Ю.С. Электромиография в клинике нервных болезней. М.: Медгиз. 1958.127 с.
11.Александров Ю.И. Психофизиология. Учебник / Ю.И.Александров. - СПб.: Питер, 2003. - 496 с.
12.Ангеловский А.А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм / А.А. 13.Ангеловский // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - ЮУГУ. - 2010. - №5(2). - С.306-314.
14.Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н.Данилова. - М: Аспект Пресс, 2004. - 368 с. С. 295-323, 55-99.
15.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие / Э.Ф.Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
16.Марютина Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев. - М: МПСИ, 2007. - С. 198-206, 136-150.
17.Психофизиология профессиональной деятельности: учебно-методические материалы / Сост. Ю.В.Назарова. - Рязань: РГУ им. С.А.Есенина, 2008. - 64 с.
18.Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: Учебник / О.Н.Рыбников. - М.: Академия, 2010. - 320 с. - С.308-315.
19.Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций / В.В.Сорочан. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
20.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие / М.М.Филиппов. - К.: МАУП, 2006. - 240 с.
21.Черенкова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях / Л.В.Черенкова, Е.И.Краснощекова, Л.В.Соколова; Под ред. А.С.Батуева. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.
22.Анохин П.К., Шумилина А.И., Анохина А.П. и др. Функциональная система как основа интеграции нервных процессов в эмбриогенезе. Труды V съезда физиологов СССР. 1937, 148-156.
23.Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса. Бюлл. эксп. биол. и мед., 1948, 26, 2, 81-99.
24.Anokhin P.K. Systemogenesis as a general regulator of brain development. In: The Developing Brain. Eds.: W.A.Himwich and H.E.Himwich. Elsevier, Amsterdam, 1964, 54-86.
25.Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. С. 239-251. 478 с. - (Учебники МГУ). 5000 экз.
26.Судаков К. В. Функциональные системы. Москва: «Издательство РАМН», 2011. -320 с. (Научное издание). 1000 экз.
27.Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем // Журнал проблем эволюции открытых систем. Казахстан, Алматы, 2005. № 2 (7). С. 101-110.
28. Александров Ю.И Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 2012
29.Ушаков К. З. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов.- М.: Изд-во Моск. Гос. Университета,2009.- 430 с.
30.Волков В.Г.Методы и устройства для оценки функционального состояния и уровня работоспособности человека – оператора./ Волков В.Г., Машкова В.М.– М.: Наука, 2010. - 206 с.
31.Раздорожный А. А. Охрана труда и производственная безопасность: учебник.- М.:Изд-во «Экзамен», 2011
32.Загрядского В.П. Методы исследования в физиологии труда / Под ред. В.П. Загрядского. Л.: Наука, 2009. 96с.
33.Столяренко С. Я. Основы психофизиологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 736 с.
Приложение
Таблица1 Опросник для диагностики утомления С. Кашиваги
№ п/п |
«Слабая активация» |
«Слабая мотивация» |
1 |
Не хочется ходить |
Ошибки в работе |
2 |
Срывающийся голос |
Избегание взгляда |
3 |
Не готов к работе |
Затруднение в общении |
4 |
Впалые щеки |
Медлительность |
5 |
Избегание разговоров |
Сонливость |
6 |
Мрачное лицо |
Обеспокоенность другими делами |
7 |
Безжизненные глаза |
Бледное лицо |
8 |
Раздражительность |
Одеревеневшее лицо |
9 |
Апатичное лицо |
Дрожание пальцев |
10 |
Вялость |
Неспособность сконцентрировать внимание и слушать |
На практике широко применяется так называемый тест оценки самочувствия, активности, настроения (САН), предложенный В. А. Доскиным с соавторами. Он основан на принципе предварительного выделения основных компонентов психического состояния. В оригинальной версии методики каждый компонент представлен десятью полярными признаками, степень выраженности которых устанавливается по семибалльной шкале. При этом оценка состояния основывается на динамике соотношения показателей компонентов САН. Такой подход позволяет проводить более дифференцированную оценку состояния. Однако и для методов шкалирования характерны недостатки, указанные для опросников (например, для шкал оценки тревожности Тейлора, Спилбергера-Ханина и других методик). Таким образом, развитие методик субъективной оценки связано с созданием сложных многофакторных тестов, основанных на использовании теоретических положений психометрики и современного математического аппарата.
Таблица 2 Стадии работоспособности, выделенные по соотношению показателей деятельностного, психического и психофизиологического уровней функциональной системы деятельности
1 – врабатываемость 2 – оптимальная работоспособность 3 – полная компенсация 4 – неустойчивая компенсация 5 – конечный прорыв 6-прогрессивное снижение работоспособности |
а -максимальные резервные возможности б -эффективность работы в - утомление г - напряженность |