Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничение в практике управление персоналом.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Методы психофизиологических исследований
1.1 Задачи психофизиологии профессиональной деятельности
1.2 Основные понятия общепсихологической теории деятельности
1.3 Теория функциональных систем П.К.Анохина
Глава 2 Особенности применения методов психофизиологии профессиональной деятельности
4) психофизиологическое сопровождение обучения и подготовки работников. Оно состоит в разработке и внедрении методов и технических средств обучения для формирования системы компенсации недостаточно развитых отдельных профессионально важных качеств, для психофизиологической оптимизации профессиональной подготовки, в том числе к действиям в нестандартных и аварийных ситуациях. Реализация этого направления связана с учетом психофизиологических закономерностей формирования трудового навыка, динамики функциональных состояний в процессе обучения. Перспективным является участие психофизиологов в разработке и эксплуатации тренажеров, создаваемых в высокотехнологичных отраслях промышленности (например, энергетике), на транспорте и в военном деле;
5) психофизиологическое изучение ошибочных действий. Действенным направлением для разработки и организации мероприятий по обеспечению безопасности производственных процессов является психофизиологическое изучение ошибочных действий работников. Такое изучение оказывается продуктивным при опоре на методологию системного подхода к безопасности труда, применение которого не позволяет ограничиться лишь злополучной констатацией «вины» человека в авариях и браке в работе;
6) психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников. Подготовке к совместной деятельности уделяется большое внимание в различных отраслях хозяйства, в частности, на железнодорожном транспорте, в гражданской и военной авиации, космонавтике. Учет психофизиологических особенностей работников базируется на мнении ряда авторов о различных формах совместимости (социально-психологической, психологической, психофизиологической) и важном значении для совместной деятельности психофизиологической совместимости;
7) психофизиологическое обоснование эргономических требований и рекомендаций по учету характеристик человека, его возможностей и ограничений при разработке технических средств деятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах специалистов модернизируемых и новых образцов техники. Эта задача нацелена на профилактику ошибок человека, обусловленных неблагоприятными психофизиологическими состояниями (утомлением, стрессом), создание условий для повышения его надежности. Наибольшие успехи в этом смысле достигнуты в авиации и космонавтике.
Для всестороннего решения поставленных задач необходимы дальнейшее развитие методов мониторинга уровня профессионального здоровья и психофизиологического состояния работников, критериального аппарата для их оперативной оценки на этапах профессионального производственного цикла, разработка программ психофизиологической и медицинской реабилитации с приоритетом использования немедикаментозных средств повышения адаптационных возможностей, психофизиологической устойчивости к неблагоприятным условиям жизни и труда.
1.2 Основные понятия общепсихологической теории деятельности
Психофизиология профессиональной деятельности опирается на общепсихологическую теорию деятельности, основанную на представлении о деятельности человека как о сложном, многомерном и многоуровневом, динамически развивающемся явлении, образующем целостную систему. Для характеристики составляющих деятельности необходимо рассмотреть соотношение мотива и цели, деятельности и действий, регулирующей роли психического отражения в планировании и осуществлении деятельности (Б.Ф.Ломов, Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, 1986). Ключевые положения теории деятельности были сформулированы в школах С.Л. Рубинштейна и А.Н.Леонтьева на основе взглядов на системность строения психики, на понимании психических функций как сложных функциональных динамических систем, включающих в себя различные процессы и их разнообразные взаимосвязи. Реализации принципов системного анализа в психологии профессий посвятили свои работы многие отечественные исследователи (Г.М.Зараковский, 1966; Е.М.Иванова, 2003; Е.А.Климов, 1988, В.Н.Пушкин, 1965; Г.В.Суходольский, 1988; В.Д. Шадриков, 1979 и др.). Деятельность характеризуется определенными компонентами микроструктуры и макроструктуры. А. Н.Леонтьев, исследуя деятельность с позиций ее макроструктуры, в качестве основных детерминант деятельности рассматривает «мотив, цель, условие»; эти компоненты структурируют соответствующие уровни: отдельной деятельности, действия и операции. Многоуровневый анализ деятельности предполагает рассмотрение на первом этапе анализа мотивационно-потребностной сферы личности, выявляющей причины, побуждающие человека к деятельности. Любая деятельность осуществляется ради чего-то, что позволяет человеку удовлетворить свои потребности. Второй уровень анализа предполагает изучение действия. Действие это «процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Действие рассматривается в двух аспектах интенциональном (что должно быть достигнуто) и операциональном (как, каким способом это может быть достигнуто). В данном случае действие рассматривается не самой по себе целью, а объективно, с учетом конкретных условий, в которых оно протекает». Указанные типы «единиц анализа деятельности» соответствуют различным уровням (социально-психологическому, психологическому и психофизиологическому) строения деятельности, и каждая из них представляет собой систему взаимосвязанных единиц предыдущего уровня. В.П. Зинченко добавил в уровневую структуру деятельности микро- уровень функциональных блоков (выделив стадии деятельности: программирования, реализации, контроля и коррекций). В.В.Давыдов в контексте анализа учебной деятельности использовал набор компонентов «потребность- мотив- задача -способ действия»; при этом разные компоненты играют разную функциональную роль в уровнях деятельности, действиях и операциях. О. А. Конопкин построил общую модель саморегуляции деятельности, выделив в ней следующие компоненты: принятая субъектом цель деятельности «субъективная модель значимых условий деятельности», «программа собственно исполнительских действий», «система критериев успешности деятельности», «информация о реально достигнутых результатах», «решение о коррекции системы», «профессионально важные качества». При анализе деятельности принимают во внимание различные уровни анализа, структурные компоненты деятельности. Рассматривая профессиональную деятельность в русле системного подхода, В. Д. Шадриков (1979) выделил семь уровней возможного анализа профессий:
генетический подход. Рассмотрение профессии в ее возникновении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности;
личностно-мотивационный анализ деятельности. Выявление и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии;
компонентно-целевой анализ. Исследование компонентного состава задач в деятельности; исследование действий как процессов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок; информационный анализ. Согласно общей схеме Б.Ф.Ломова (1984), исследуются модальность и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; измеряется объем информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации;
структурно-функциональный анализ. Устанавливаются структура деятельности, т.е. ее связи между компонентами; значимость и «вес» этих компонентов и связей; организация деятельности во времени, сложность компонентов-задач и трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента;
индивидуально-психологический анализ. Исследование индивидуальных стилей деятельности, способностей и компетенции;
психофизиологический анализ. Исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике. Выбор уровней исследования определяется поставленными задачами.
1.3 Теория функциональных систем П.К.Анохина
История психологии знает немало попыток объяснить поведение человека. Одними из наиболее многочисленных были так называемые рефлексологические теории бихевиоризм (Уотсон, Скиннер, Торндайк и др.) и теория условного рефлекса, постулируемая школой И. П. Павлова. Однако поведение человека и, в частности, выполнение сознательной, целенаправленной деятельности, не укладывается в схемы типа «стимул — реакция». Только рассмотрение психики человека как системного явления открыло перед исследователями новые методологические возможности для изучения поведения и деятельности. Система это такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимно содействия компонентов, направленного на получение полезного результата. Впервые детально общую теорию систем разработал биолог Людвиг фон Берталанфи. П. К.Анохин выдвинул идею опережающего отражения, которая легла в основу разработки его теории функциональных систем (далее- ТФС). Смысл ее состоит в том, что человек, что бы он ни делал, всегда «заглядывает» в будущее, хотя бы на мгновение вперед. Есть идеально задаваемый результат предполагаемого действия, который формируется в виде психического образа «потребного будущего» плана-программы. Этот ожидаемый результат какого-либо поведенческого акта и стал рассматриваться как системно образующий фактор. Многочисленные работы психофизиологов, нейрохирургов, нейрофизиологов позволили установить узловые механизмы ТФС:
1) афферентный синтез, в котором участвуют механизмы доминирующей мотивации. При учете текущей обстановки и прошлого опыта создается образ текущей ситуации и готовится решение о том, что нужно сделать для получения полезного результата;
2) принятие решения. Представляет собой процесс перехода от сбора и анализа информации к формированию образа того, что должно получиться в результате поведенческого акта, формированию программы необходимых действий и операций. В этот момент образуется акцептор результатов действия, т.е. идеальный образ будущего, с которым производится сличение промежуточных и конечного результатов активности функциональной системы;
3) обратная афферентация. Обеспечивает функционирование системы за счет обратной связи; позволяет получать информацию о ходе реализации программы поведения системы, осуществлять сличение с тем образом, который был сформирован при принятии решения.
Физиологические процессы были объединены, интегрированы в системные процессы более высокого уровня- уровня психического отражения. Психическое выступает как системное качество по отношению к физиологическому. Таким образом, ТФС, являясь одним из наиболее перспективных методологических принципов объяснения поведения человека, позволяет непротиворечиво подойти к решению психофизиологической проблемы, осветив качественный переход с уровня физиологического отражения на уровень психологический. Итак, психофизиология профессиональной деятельности научно-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний системный анализ характеристик работающего человека и учет «психофизиологической» составляющей с целью обеспечения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда. Для этого необходимо решить ряд практических задач, связанных с организацией профессионального психофизиологического отбора, диагностикой неблагоприятных психофизиологических состояний, прогнозированием на этой основе нарушений работоспособности, реализацией программ психофизиологической коррекции и реабилитации, анализом ошибочных действий и др. Изучение вопросов психофизиологии профессиональной деятельности является важным элементом системы подготовки специалистов по управлению персоналом.
Глава 2 Особенности применения методов психофизиологии профессиональной деятельности
Специфика применения методов психофизиологии при изучении профессиональной деятельности состоит в том, что исследователь нацелен на решение приоритетной задачи оценки тех изменений в организме человека, которые обусловлены его работой. Учитывая это обстоятельство, как правило, используют два основных методических приема.
1) применение набора психофизиологических тестов до рабочей нагрузки и после ее окончания. Такой прием, предполагающий оценку состояния до и после трудовой нагрузки, необходим в силу чрезвычайно высокой вариабельности отдельных показателей состояния у разных людей. Абсолютные значения многих психофизиологических показателей, взятые сами по себе, имеют низкую диагностическую значимость. Некоторые из них достигают 800 % вариабельности (для концентрации некоторых аминокислот в крови) и даже 5 000 % (для уровня ряда ферментов в крови) (Р. М. Баевский, 1979). То есть одни и те же показатели разных людей будут отражать нормальное функционирование организма человека и при этом различаться от 8 до 50 раз. Существует незначительное число показателей, которые относительно постоянны у подавляющего большинства здоровых людей (показатели артериального давления, значение рН (кислотно-щелочного баланса) крови, артериовенозная разница по содержанию кислорода и др.). Это свидетельствует о высокой индивидуальной специфичности психофизиологических параметров, которые, взятые сами по себе, «в чистом виде», ни о чем не говорят. И только сопоставление данных одного человека до и после трудовой нагрузки может дать основание для научного анализа. Этот подход позволяет утверждать, что изучаемая рабочая нагрузка вызывает комплекс определенных изменений психофизиологического функционирования работника. В рамках данного методического направления можно применять достаточно широкий арсенал методик.
2) оценка психофизиологических параметров в процессе выполнения самой деятельности или ее моделирования. Психофизиологические параметры в данном случае регистрируются непосредственно у работающего человека. К этой группе методов предъявляется ряд требований: невмешательство в процесс профессиональной деятельности и небольшой (измеряемый минутами) латентный период фиксации изменения показателя в ответ на тестовую (рабочую) нагрузку. В рамках этого направления, как правило, используются запись показателей кардиоинтервалометрии на магнитный накопитель. В процессе трудовой деятельности, регистрация характеристик речевого сигнала (радиообмен между операторами, например, транспортного средства и диспетчерскими службами), видеосъемка работника на камеру (в данном случае применяются специальные камеры, имеющие высокое разрешение), стабилографические исследования (регистрация изменения позы в процессе профессиональной деятельности). Эти методы регистрации можно использовать непосредственно в рабочей обстановке. Значительно более широкий набор методов регистрации может применяться в условиях моделирования деятельности. Современные комплексы полунатурного моделирования позволяют воспроизводить существенные для исследователя стороны деятельности: информационную модель, информационно-управляющее поле, алгоритмы и условия деятельности и многое другое. При полунатурном моделировании возможностей для регистрации психофизиологических параметров предоставляется значительно больше к испытуемому можно, например, прикрепить электроды для снятия показателей электрической активности мозга, электрокардиограммы и др. Все методы, которые применяются в психофизиологии профессиональной деятельности, условно можно разделить на три большие группы: