Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничение в практике управление персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другая группа методов изучения состояний работника основана на регистрации КГР, используемой как один из наиболее четких критериев уровня активации. К перспективным направлениям ис­следований относят оценку суточных и нагрузочных колебаний гор­мональных сдвигов. В качестве типичных коррелятов повышенной напряженности и стресса обычно указывают на увеличение содер­жания в крови и моче работающего человека 17-оксикортикостеро-идов, «гормонов стресса» адреналина и норадреналина. Широ­кое применение находят так называемые нагрузочные пробы, на­правленные на выявление резервных возможностей организма. При очевидных достоинствах методы регистрации физиологи­ческих показателей имеют и серьезные ограничения. Например, такой широко используемый показатель, как ЭЭГ, характеризу­ется высокой вариабельностью у одного и того же лица в стан­дартных условиях измерения, с одной стороны, и одинаковыми тенденциями изменения при развитии различных состояний с другой. В связи с этим одной из центральных задач такого рода из­мерений становится решение проблемы индивидуальных различий, что применительно к конкретной ситуации тестирования приоб­ретает характер создания «физиологического профиля личности». Таким образом, в распоряжении психофизиологии профессио­нальной деятельности имеется специальный инструментарий (на­блюдение, тесты, электрофизиологические методы, моделирова­ние и эксперимент), который позволяет оценивать работу анали заторных систем человека в процессе труда, исполнительных ме­ханизмов деятельности, осуществлять комплексную оценку пси­хофизиологического состояния работника.

Список литературы

1. Барабанщиков В.А., Милад М.М. Методы окулографии в исследованиях познавательных процессов и деятельности. М.: Ин-т психологии РАН. 1994.88с.

2. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Пол. собр. соч. Т.1. М.: Педагогика. 1982. С.78.

3. Коган А.Б. Электрофизиология. М.: Высшая школа. 1969.365 с.

4. Крик Ф. Функции таламуса ретикулярной формации. США.: Неврология. М.: Инфра-м. 1984.81 с.

5. Новикова Л.А. Электроэнцефалография и её использование для изучения функционального состояния мозга. М.: Педагогика. 1978. С.155.

6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс. 1986.135 с.

7. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир. 1981.267 с.

8. Швырков В.Б. ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука. 1987. С.5.

9. Швырков В.Б. Нейрональные основы психики. М.: Ин-т психологии РАН. 1995.162 с.


10. Юсевич Ю.С. Электромиография в клинике нервных болезней. М.: Медгиз. 1958.127 с.

11.Александров Ю.И. Психофизиология. Учебник / Ю.И.Александров. - СПб.: Питер, 2003. - 496 с.

12.Ангеловский А.А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм / А.А. 13.Ангеловский // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - ЮУГУ. - 2010. - №5(2). - С.306-314.

14.Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н.Данилова. - М: Аспект Пресс, 2004. - 368 с. С. 295-323, 55-99.

15.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие / Э.Ф.Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

16.Марютина Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев. - М: МПСИ, 2007. - С. 198-206, 136-150.

17.Психофизиология профессиональной деятельности: учебно-методические материалы / Сост. Ю.В.Назарова. - Рязань: РГУ им. С.А.Есенина, 2008. - 64 с.

18.Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: Учебник / О.Н.Рыбников. - М.: Академия, 2010. - 320 с. - С.308-315.

19.Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций / В.В.Сорочан. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.

20.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие / М.М.Филиппов. - К.: МАУП, 2006. - 240 с.

21.Черенкова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях / Л.В.Черенкова, Е.И.Краснощекова, Л.В.Соколова; Под ред. А.С.Батуева. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.

22.Анохин П.К., Шумилина А.И., Анохина А.П. и др. Функциональная система как основа интеграции нервных процессов в эмбриогенезе. Труды V съезда физиологов СССР. 1937, 148-156.

23.Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса. Бюлл. эксп. биол. и мед., 1948, 26, 2, 81-99.

24.Anokhin P.K. Systemogenesis as a general regulator of brain development. In: The Developing Brain. Eds.: W.A.Himwich and H.E.Himwich. Elsevier, Amsterdam, 1964, 54-86.

25.Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности.  Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.  С. 239-251. 478 с. - (Учебники МГУ). 5000 экз.

26.Судаков К. В. Функциональные системы.  Москва: «Издательство РАМН», 2011. -320 с.  (Научное издание).  1000 экз. 

27.Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем // Журнал проблем эволюции открытых систем.  Казахстан, Алматы, 2005.  № 2 (7). С. 101-110.

28. Александров Ю.И Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 2012
29.Ушаков К. З. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов.- М.: Изд-во Моск. Гос. Университета,2009.- 430 с.
30.Волков В.Г.Методы и устройства для оценки функционального состояния и уровня работоспособности человека – оператора./ Волков В.Г., Машкова В.М.– М.: Наука, 2010. - 206 с.
31.Раздорожный А. А. Охрана труда и производственная безопасность: учебник.- М.:Изд-во «Экзамен», 2011
32.Загрядского В.П. Методы исследования в физиологии труда / Под ред. В.П. Загрядского. Л.: Наука, 2009. 96с.
33.Столяренко С. Я. Основы психофизиологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 736 с.

 


Приложение

Таблица1 Опросник для диагностики утомления С. Кашиваги

№ п/п

«Слабая активация»

«Слабая мотивация»

1

Не хочется ходить

Ошибки в работе

2

Срывающийся голос

Избегание взгляда

3

Не готов к работе

Затруднение в общении

4

Впалые щеки

Медлительность

5

Избегание разговоров

Сонливость

6

Мрачное лицо

Обеспокоенность другими делами

7

Безжизненные глаза

Бледное лицо

8

Раздражительность

Одеревеневшее лицо

9

Апатичное лицо

Дрожание пальцев

10

Вялость

Неспособность сконцентрировать внимание и слушать

На практике широко применяется так называемый тест оцен­ки самочувствия, активности, настроения (САН), предложенный В. А. Доскиным с соавторами. Он основан на принципе предвари­тельного выделения основных компонентов психического состо­яния. В оригинальной версии методики каждый компонент пред­ставлен десятью полярными признаками, степень выраженности которых устанавливается по семибалльной шкале. При этом оцен­ка состояния основывается на динамике соотношения показате­лей компонентов САН. Такой подход позволяет проводить более дифференцированную оценку состояния. Однако и для методов шкалирования характерны недостатки, указанные для опросни­ков (например, для шкал оценки тревожности Тейлора, Спилбергера-Ханина и других методик). Таким образом, развитие методик субъективной оценки связа­но с созданием сложных многофакторных тестов, основанных на использовании теоретических положений психометрики и совре­менного математического аппарата.

Таблица 2 Стадии работоспособности, выделенные по соотношению показателей деятельностного, психического и психофизиологического уровней функциональной системы деятельности

 

1 – врабатываемость

2 – оптимальная работоспособность

3 – полная компенсация

4 – неустойчивая компенсация

5 – конечный прорыв

6-прогрессивное снижение работоспособности

а -максимальные резервные возможности

б -эффективность работы

в - утомление

г - напряженность