Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничение в практике управление персоналом.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Методы психофизиологических исследований
1.1 Задачи психофизиологии профессиональной деятельности
1.2 Основные понятия общепсихологической теории деятельности
1.3 Теория функциональных систем П.К.Анохина
Глава 2 Особенности применения методов психофизиологии профессиональной деятельности
Введение
Психофизиология это раздел психологии, изучающий физиологические основы протекания психических процессов, формирования состояний. Наряду с традиционными для психофизиологии разделами (психофизиология анализаторов, организации движений, активности, памяти и обучения, речи, мотивации и эмоций, стресса, дифференциальная психофизиология) в последние годы развиваются новые направления исследований:
1.социальная,
2.клиническая,
3.сравнительная психофизиология,
4. психофизиология профессиональной деятельности и др.
Предметом психофизиологии являются механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психического уровней отражения. Соотношение физических (физиологических) и психических процессов в науке получило название психофизиологическая проблема. В более широком смысле принято рассматривать психофизическую проблему вопрос о месте психического в природе. По своей философской сути психофизиология это проблема взаимоотношения физического и психического, мозга и сознания, тела и души. Интерес к проблемам психофизиологии в современном понимании этого термина (как взаимодействия психического и физиологического отражения) проявляли, прежде всего, врачи и философы. Философы предлагали решение вопроса о происхождении души. Получила распространение теория мироустройства как совокупности четырех элементов: земли, огня, воздуха и воды
(Эм-педокл). Считалось, что четыре элемента составляют основу не живой природы, тогда как за жизнь (душу) «отвечает» пятый элемент, который получил соответствующее название «квинтэссенция». Это была, в понимании древних ученых, некая субстанция, способная «оживить» мир вещей. И до настоящего времени в понимании многих народов душа остается самостоятельной субстанцией, способной вести свою, отдельную от тела жизнь (Фрезер). Такое понимание души, например, лежит в основе трактовки природы сновидений. В соответствии с этими воззрениями, сновидение это путешествие души во время сна тела. Поэтому до сих пор имеют место многие мифы и легенды, в которых душа может путешествовать отдельно от тела, а в некоторых племенах Полинезии запрещено будить человека из-за боязни того, что душа не успеет вернуться в тело из своего путешествия. У древних монголов субстратом души считалась кровь, поэтому лиц знатного и незнатного происхождения даже казнили по-разному (Н. Н. Гумилев). У представителей знатного рода не должна была пролиться кровь. Важный вопрос, который задавали себе люди с древних времен, где находится душа. Часть из них в том числе древнегреческий врач Гиппократ считали, что душа расположена в сердце. Доказательством правильности этого предположения были всем знакомые явления учащения сердцебиения при эмоционально напряженных состояниях (страхе, гневе, радости и др.). Гиппократ считал, что природу человека определяют четыре жидкости (кровь, слизь, желчь и черная желчь). Их соотношение, особенности смешения влияют на темперамент человека, его болезни. Тело здорово только тогда, когда составные части сохраняют соразмерность и в наилучшей степени перемешаны. Интересно отметить, что Гиппократ предложил последовательность применения (своеобразную иерархию) методов лечения человека. На первом месте в ней он расположил слово, затем травы и лишь потом он предлагал доктору браться за скальпель. Очевидно, тем самым признавалось огромное значение слова (т. е. психических изменений, порождаемых словом) в развитии и лечении болезней.
В период раннего Средневековья центр научной мысли переместился на Арабский Восток, где великий врач и философ Ибн-Сина (Авиценна) создал одно из самых значительных учений в истории психофизиологии. Субстратом всех жизненных и психических явлений Ибн-Сина также признавал пневму летучую субстанцию, которая зарождается из парообразных частей главных (четырех) соков организма. Пневму может стать носителем различных сил, в том числе психических (разделявшихся на животные и душевные). Ибн-Сина придерживался идеи о зависимости психики от мозга. Воображение он понимал как воспроизведение прежних образов, мышление как сочетание образов. Причем человек, с его точки зрения, способен к образному мышлению как к способу познания мира менее строгому, чем логическое мышление, но, тем не менее, важному элементу поведения. Ученый разрабатывал возможность влияния психики на телесные проявления. Для этого, как свидетельствуют исторические источники, он предпринял первое экспериментальное исследование. Двум баранам давалась одинаковая пища, но один из них жил в обычных условиях, а неподалеку от другого находился на привязи волк. Несмотря на нормальное питание, второй баран стал худеть и погиб. По своей сути это исследование психосоматической медицины, показавшее, как стрессогенный фактор (волк на привязи) может повлиять на физическое состояние. (Как четко эта модель воспроизводит жизнь человека современного индустриального общества!)
В России первая психофизиологическая лаборатория была создана выдающимся отечественным неврологом и психиатром Владимиром Михайловичем Бехтеревым в 1885 г. при Казанском университете. Выпускник Императорской медико-хирургической академии, он участвовал в войне против Османской империи на Балканах, проходил стажировку в Лейпцигском университете в первой психологической лаборатории Вильгельма Вундта, а по завершении стажировки принял предложение о создании самостоятельной лаборатории по изучению рефлексов в Казани. Однако первой публикацией, посвященной проблемам психофизиологии, можно считать знаменитую книгу И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга», выпущенную в 1861 г. В ней выдающийся русский физиолог все многообразные проявления психической жизни свел к рефлекторным актам. Оценивая научную значимость работы, необходимо помнить, что это было одно из первых научных исследований, в котором была сделана попытка на материалистической основе предложить вариант доказательства взаимосвязи психики и мозга. Современное понимание психофизиологической проблемы опирается на достижения нейрофизиологии, нейрохимии, системной психофизиологии, базирующейся на теории функциональных систем П.К.Анохина. Несмотря на то, что психофизиология профессиональной деятельности как самостоятельная научная дисциплина еще молода, ряд вопросов, рассматриваемых в ее рамках, были предметом исследований смежных дисциплин, прежде всего психологии и гигиены труда. Первые работы по вопросам анализа и учета поведения человека на производстве были выполнены М. М. фон Вебером в Германии и И. И. Рихтером в России в XIX в. Г. Мюнстерберг, американский психолог немецкого происхождения, одним из первых установил зависимость надежности человека, управляющего транспортным средством, от его индивидуально-психологических качеств. Он же предложил методику для оценки способности к водительскому труду, разработал основные принципы подготовки, в том числе комплекса тренажеров, на которых обучались вагоновожатые городских трамваев. Изучение профессий, разработка тестовых методик и их использование для определения пригодности работников к различным профессиям, нормирования рабочей нагрузки, разработки рекомендаций по охране труда стали проводиться в начале XX века благодаря основанию и развитию психотехники. В нашей стране основоположником этого направления стал известный советский психолог и лингвист И.Н.Шпильрейн. Развитию этого направления способствовало открытие в 1920-х гг. Центрального института труда. В 1927 г. было организовано Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии, которое издавало журнал «Психофизиология труда и психотехника», позже переименованный в «Советскую психотехнику». Психотехнические тесты в целях определения профессиональной пригодности применялись главным образом в промышленности и на транспорте. В России в 1920-е гг. после создания Центральной лаборатории по изучению профессиональных болезней на транспорте начал проводиться профессиональный отбор на должность машиниста локомотива. Уже в 1929 г. были составлены психограммы (перечень профессионально важных качеств, необходимых для эффективного выполнения задач определенной профессии) 20 транспортных профессий, разработаны требования и противопоказания к приему в профессионально-технические школы транспорта. Исследования с целью установления стандартов и критериев профессиональной пригодности к различным железнодорожным профессиям осуществлялись преимущественно бланковыми методами. В дальнейшем были предприняты попытки создания аппаратных методик, позволяющих воспроизвести в наиболее приближенной форме условия реальной работы машиниста. Однако было признано, что эти имитационные методы нецелесообразно использовать для отбора лиц, которые не знакомы с работой машиниста.
Начиная с 1947 г. экспериментально-психологические методы стали использоваться для изучения индивидуальных различий отлично и плохо успевающих летчиков и курсантов, затем в целях врачебно летной экспертизы. Однако после печально известного Постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» это направление было признано ошибочным, вредным и забыто вплоть до 1950-х гг., когда, прежде всего в связи с освоением космоса, развитием атомной энергетики, военного дела (созданием новых образцов вооружений и военной техники), становлением других высокотехнологичных отраслей народного хозяйства, встал вопрос о научной разработке методов учета «человеческого фактора» в промышленности, на транспорте, в военном деле. Знания и опыт психофизиологов вновь оказались востребованными. Современный этап функционирования сложных технических систем на транспорте, в энергетике, других отраслях промышленности потребовал использования системного подхода, направленного на согласование характеристик техники с психофизиологическими возможностями человека, а также соответствующей организации профессиональной деятельности (режимов труда, отдыха, нормирования профессиональной нагрузки и пр.) и подготовки к ней.
Глава 1 Методы психофизиологических исследований
Физиологические процессы, как правило, скрыты от внешнего наблюдения, поэтому они длительное время оставались вне области интересов психологов, занимавшихся в основном исследованием доступных для прямого наблюдения проявлений поведения человека. Однако многие модели психической деятельности человека носили бы чисто умозрительный характер, а психология оставалась бы «безмозглой», если бы психологи не заинтересовались нейрофизиологическими процессами, лежащими в основе исследуемой ими реальности (Швырков, 1995). С другой стороны, в нейрофизиологии постоянно возникала потребность описать организацию физиологических процессов в терминах, определяемых в психологических концепциях и теориях. Происходило и происходит взаимное обогащение двух наук о человеке, как теоретическими разработками, так и экспериментальными методами. Что же дает изучение физиологических показателей работы нервной системы? Во-первых, в силу своей объективности физиологические показатели становятся надежными элементами, используемыми при описании изучаемого поведения. Во-вторых, они позволяют экспериментаторам включить в сферу своих исследований скрытые для прямого наблюдения проявления активности организма, лежащие в основе поведения. И, как оптимистично заявил Ж. Пайяр: «Помимо более полного объективного описания явлений, в основе обращения к физиологическим показателям лежит смелое устремление, которое продолжает направлять усилия современных психологов объяснить психологические явления на органической основе». В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов (Коган, 1969). Надежность электрических показателей по сравнению с другими, по мнению А.Б. Когана, особенно демонстративна, «когда они оказываются единственным средством обнаружения деятельности». Единообразие потенциалов действия в нервной клетке, нервном волокне, мышечной клетке как у человека, так и у животных говорит об универсальности этих показателей. Точность электрических показателей, т.е. их временное и динамическое соответствие физиологическим процессам, основана на быстрых физико-химических механизмах генерации потенциалов, являющихся неотъемлемым компонентом физиологических процессов в нервной или мышечной структуре. К перечисленным преимуществам электрических показателей физиологической активности следует добавить и неоспоримые технические удобства их регистрации: помимо специальных электродов, для этого достаточно универсального усилителя биопотенциалов, который коммутирован с компьютером, имеющим соответствующее программное обеспечение. И, что важно для психофизиологии, большую часть этих показателей можно регистрировать, никак не вмешиваясь в изучаемые процессы и не травмируя объект исследования. К наиболее широко используемым методам относятся регистрация импульсной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи, электроэнцефалография, электроокулография, электромиография и электрокардиография. В последнее время в психофизиологию внедряется новый метод регистрации электрической активности мозга магнитоэнцефалография и изотопный метод (позитронноэмиссионная номография).
1.1 Задачи психофизиологии профессиональной деятельности
Психофизиология профессиональной деятельности научно-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний системный анализ характеристик работающего человека и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда. На вопросе разграничения предмета и задач, решаемых психофизиологией профессиональной деятельности и смежными с ней дисциплинами, прежде всего, психологией труда, эргономикой, медициной труда, физиологией и гигиеной труда, необходимо остановиться особо. Специфика психофизиологии состоит в том, что научным предметом ее изучения является своего рода «граница», область соприкосновения, взаимодействия и перехода психического и физиологического отражения. Поэтому бывает очень трудно, а порой практически невозможно выделить «в чистом виде» территорию психофизиологии, не «вторгаясь» в границы, например, психологии труда или гигиены труда и эргономики. Например, специалист в области психофизиологии профессиональной деятельности изучает причины совершения ошибок операторов сложной технической системы. Этими причинами могут быть и эргономические недостатки техники, затрудняющие взаимодействие в системе «человек-машина» (область «ответственности» инженерной психологии). Неудовлетворительные условия труда на рабочем месте, выражающиеся в превышении предельно допустимых значений показателей микроклимата, освещенности, шумов и вибрации (область «ответственности» гигиены труда). Развитие неблагоприятных психофизиологических состояний (утомления, психической напряженности). Обусловленное недостатками в организации труда или неполноценным предсменным (предрейсовым) контролем работников («сфера ответственности» медицины труда) и др. Поэтому решение задач, стоящих пред производственным психофизиологом, невозможно без системного анализа алгоритмов труда, организации, средств и условий деятельности, структуры профессионала и профессионализма, особенностей профессиональной подготовки и обучения работника. Таким образом, предметная область психофизиологии профессиональной деятельности соприкасается и взаимодействует со многими смежными дисциплинами. Вышесказанное не означает, что психофизиология профессиональной деятельности не имеет своего специфического предмета исследований. Этим предметом являются, прежде всего, психофизиологические (или психические) состояния человека, развивающиеся в процессе трудовой деятельности под влиянием разнообразных факторов трудового процесса.
Задачи психофизиологии профессиональной деятельности:
1) разработка рекомендаций и организация проведения профессионального психофизиологического отбора (далее- ППО). ППО является составной частью общего отбора, и наряду с профессиональным (образовательным), медицинским отбором, направлен на подбор лиц, которые по своим профессионально важным качествам (далее - ПВК) в наибольшей степени соответствуют требованиям профессиональной деятельности, обеспечивает освоение профессии. В структуре ПВК, оцениваемых при профотборе, выделяются психофизиологические качества и свойства. Поэтому ряд методик, используемых в этой области, строго говоря, являются психофизиологическими;
2) диагностика неблагоприятных психофизиологических состояний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособности. Для решения этой задачи осуществляются периодические психофизиологические обследования, углубленные (расширенные) психофизиологические обследования по показаниям (брак в работе, аварии, ухудшение состояния здоровья, затруднения в профессиональной и социальной адаптации и др.);
3) психофизиологическая коррекция и реабилитация. Это система психодиагностических и коррекционных мероприятий, направленных на выявление и устранение донозологических (не перешедших в болезнь) нарушений здоровья работающего человека. Теоретической и методологической базой развития этого направления стала «Концепция «Здоровье здорового человека», утвержденная Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 21 марта 2003 г. № ИЗ «Об утверждении концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»), в которой констатируется, что « за последние 25-30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания). Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении граждан Российской Федерации как абсолютно здоровых (5-7%), так и имеющих 1-2 заболевания в состоянии стойкой ремиссии (55 -70%). Из числа последних наиболее многочисленна часть населения, имеющая дизадаптационные явления, состояние хронической усталости, явления утомления и переутомления, снижение умственной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факторов с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих. Настоящая концепция концентрирует и развивает указанные направления деятельности по охране и укреплению здоровья здорового населения, определяет основные направления развития экспресс-диагностики уровней здоровья, пути сохранения и увеличения функциональных резервов человека, принципы создания индивидуальных и популяционных систем оздоровительных технологий»;участие в нормировании профессиональных нагрузок, обоснование рациональных режимов труда и отдыха работников. Решение этой задачи предполагает ограничение продолжительности периодов непрерывной работы, выделение обязательного времени отдыха или проведение специальных мероприятий для восстановления работоспособности. Обоснование нормы рабочей нагрузки (месячной, годовой) с учетом специфики профессиональной деятельности и условий ее реализации;