Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями. ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Структура личности и индивидуальные личностные особенности

1.1 Общее понятие о структуре личности

1.2 Биологически детерминированные характеристики личности - особенности темперамента и протекания психических процессов

1.3 Социально детерминированные свойства личности – подструктуры опыта и направленности личности

2. Проблема мотивации служащих предприятия

2.1 Проблема мотивации в психологии

2.2 Подходы к мотивации персонала с точки зрения различных психологических школ

2.3 Методы положительного и отрицательного стимулирования

3. Приёмы психолого-педагогического воздействия на служащих

3.1 Основные проблемы, обусловленные личностными особенностями служащих

3.2 Применение приёмов психолого-педагогического воздействия с учётом личностных особенностей служащих

Заключение

Список литературы

Введение

Современные исследователи все чаще обращаются к роли личности, ее активности в достижении благополучия. Благополучие определяет не только личную успешность индивида, но и успешность его профессиональной деятельности, а благополучие членов трудового коллектива является залогом успешной деятельности предприятия.

Тенденции в современной психологической науке связаны с постепенным переходом от образа пассивной личности, полностью управляемой внутренними диспозициями и внешней стимуляцией, к образу активной личности, ставящей цели и стремящейся к их достижению. Однако в кризисных ситуациях не всегда индивид может восстановиться только за счёт личностных ресурсов. В этом случае возникает необходимость воздействия.

Однако при осуществлении психолого-педагогического воздействия необходимо учитывать индивидуальные личностные особенности, в противном случае воздействие может может оказаться неэффективным или произвести негативный эффект.

Проблема психолого-педагогического воздействия на служащих в науке освещена недостаточно.

Цель данного исследования – раскрытие личностных особенностей служащих и необходимости их учёта при осуществлении психолого-педагогических воздействий.

Объект исследования – личностные особенности индивида

Предмет исследования – роль личных особенностей индивида при осуществлении психолого-педагогического воздействия на служащих

Задачи исследования:

  1. Изучить структуру личности и раскрыть понятие личностных особенностей через структуру личности
  2. Раскрыть современные подходы к изучению проблемы мотивации служащих предприятия
  3. Раскрыть приёмы психолого-педагогического воздействия на служащих с учётом личностных особенностей.

1. Структура личности и индивидуальные личностные особенности

1.1 Общее понятие о структуре личности

Проблема определения личности – одна из наиболее сложных в современной психологии. В европейских языках слова, обозначающие понятие «личность» имеют в основном латинские корни. В латинском языке существовало 2 понятия для обозначения человека: homo – представляет собой обозначение человека как биологического вида. Для обозначения понятия «личность» использовалось слово «persona», которое первоначально означало маску. Интересно, что это перекликается с русским словом «личина». На латыни слово persona означало различные типы масок – и ритуальную, и театральную. Ритуальная маска представляла собой слепок с лица предка, таким образом в этиологии прослеживается связь личности человека и его происхождения. Однако чаще всего слово persona означало театральную маску, которая выполняла функцию резонатора голоса. Таким образом возникла ассоциация со звучанием - личность это тот, кт громко звучит, имеет свой голос[1].


В.Л. Абушенко определяет личность как «понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности»[2]

А.Н. Леонтьев считает, что личность – это «совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях»[3].

С.Л. Рубинштейн определяет личность, как – «живого человек из плоти и крови, вплетенного во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму»[4].

К.А. Абульханова определяет личность как субъекта жизни: «активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий»[5].

ИС. Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты[6].

Б.Г. Ананьев считает, что личность – это «субъект общественного поведения и коммуникации»[7].

Таким образом, понятие личности непосредственно связано с понятием социума. Личность формируется в социуме и действует в социуме. Однако при этом личность не является безликой частью социума, она привносит в социум своё индивидуальное начало.

Чтобы охарактеризовать развитие личности ребёнка как педагогический процесс, необходимо понимать структуру личности и те стороны личности, её свойства, которые нуждаются в развитии.

Рассмотрим наиболее известные трактовки структуры личности.

А.Г.Ковалев работал над проблемой структуры личности и указывал, что в процесседеятельности свойства личности определенным образом складываются друг с другом и образуют А.Г. Ковалёв представлял личность в виде 4-компонентной стуктуры, состоящей из следующих блоков:

- Темперамент (система природных свойств)

- Направленность(система потребностей, идеалов, интересов)

- Способности(совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств)

- Характер (система отношений и способов поведения)[8]

Иерархическую схему структуры личности предложил Б.Г. Ананьев. Его система представляет собой поелсдоательный переход от низшего уровня к высшему, от психических процессов к общей элементарной мотивации:


- Общая элементарная мотивация;

- Психические функции;

- Психические свойства;

- Психические состояния;

- Психические процессы[9].

К. Платонов представляет личность в виде динамической функциональной 4-уровневой структуры. Иерархия структуры представляет собой направление от биологического к социальному.

Нижняя, 4-я подструктура личности представлен биопсихической структурой – биологически предопределёнными свойствами личности человека, которые практически неизменны.

Далее следует 3-я подструктура, представленная особенностями индивидуальных психических процессов. Биологическая обусловленность этих процессов достаточно высока, однако их можно развивать путём тренировок[10].

2-я подструктура состоит из свойств, приобретённых, но под влиянием биологических свойств. Это знания, умения, навыки, привычки. Человек их приобретает в результате собственной деятельности. Но возможности и особенности процесса приобретения обусловлены функционированием более нижних этажей – привычки складываются под воздействием темперамента, познания приобретаются с учётом функционирования памяти, внимания, мышления.

И, наконец, на верщине иерархии находится высшая подструктура – содержательные черты личности, приобретённые в первую очередь под влиянием общества. Это мотивы, ценности, взгляды, убеждения[11].

Рассматривая 4-уровневую структуру, Б.Г. Ананьев отмечает, что выделяет 2 принципа в структуре личности:

1) субординационный или иерархический- более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

2) координационный, - взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих относительную автономию каждого из них[12].

1.2 Биологически детерминированные характеристики личности - особенности темперамента и протекания психических процессов

Совокупность биологических свойств человека, предопределяющих его поведение, является темперамент. Понятие «темпермент» известно ещё со времён врачей Гиппократа и Галена. Они выделяли 4 типа темпетамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик[13]. Они связывали темперамент с преобладанием у человека тех или иных элементов (крови, жёлтой или чёрной желчи, лимфы)


Российские учёные, такие, как И.П. Павлов, а позже – Б.М. Теплов, связывали темперамент с силой, а так же – процессами возбудимости и тормозимости нервной системы[14].

Согласно И.П. Павлову, существующие 4 темперамента можно описать следующим образом:

  • Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.
  • Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.
  • Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
  • Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.

В 1993 году Я. Стреляу и Б. Завадски предложили структурную модель темперамента, разработанную ими в рамках Регуляторной теории темпермента Я. Стреляу (Regulative theory of temperament – RTT). Она включала в себя шесть черт: Быстрота (Briskness), Тенденция к персеверации (Perseveration), Сенсорная чувствительность (Sensory sensitivity), Эмоциональная реактивность (Emotional reactivity), Выносливость (Endourance), Активность (Activity)[15]

К особенностям проявления психических процессов можно отнести когнитивную и эмоциональную-волевую сферу человека.

Эмоции являются особой формой проявления отражательной функции мозга. По своей сути, они являются отражением личной значимости событий, ситуаций, определённых стимулов для человека[16]. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к пережитой, актуальной или потенциально возможной ситуации, окружающим, самому себе и т. д.).

В широком смысле под понятием «эмоция» подразумевают целостную эмоциональную реакцию личности, причём эта реакция включает в себя не только психическое переживание, но и эмоциональный компонент.

В бытовом аспекте практикуется деление эмоций на положительные и отрицательные. [17]При этом понятия положительности и отрицательности применительно к эмоциям имеют весьма относительное значение. Например, такие эмоции, как гнев, страх, стыд, не могут быть безоговорочно отнесены к категории негативных. Гнев может является реакцией приспособления, а может служить целям защиты интересов, как отдельной личности, так и социума в целом.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления[18].


С развитием волевых функций связано такое понятие, как произвольность. Произвольное поведение — это сознательное поведение, в основном определяемое поставленной целью и образованным намерением. Сюда же относятся и автоматизированные действия, когда человек действует как бы автоматически, не задумываясь над тем, что он делает. К автоматизированным действиям можно, например, отнести операции на конвейере, когда много раз повторяемое действие переходит на уровень автоматизма. И хотя внешне кажется, что сознание не участвует в этом процессе, автоматизированное действие все равно произвольное — при любом сбое в автоматизме его исполнения сознание подключается и осуществляет контроль за происходящим[19].

Психология эмоций, по утверждению Е.П. Ильина, является одной из наиболее сложных, запутанных отраслей психологии. Он отмечает, что среди психологов нет единого понимания того, что такое чувства, что такое эмоции. Плохо определено такое понятие, как настроение[20].

В психологической литературе распространено деление эмоциональных состояний, которые испытывает человек, на собственно эмоции, чувства и аффекты.

Когнитивные процессы включают восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

В процесе действий когнитивных функций создаются представления. Совокупность представлений объединяется в картину мира и служит почвой для формирования мировоззрения. Рассмотрим понятия " представление» и «картина мира».

Представление является психическим процессом отображения тех предметов или явления или их составляющих, которые е воспринимаются в данный момент.

Существует достаточно разветвлённая классификация представлений. Прежде всего, представления делятся по видам анализатора (слуховые, зрительные, осязательные и т.д.). По степени обобщённости представления подразделяются на единичные (представления о конкретном объекте) и общие (представления о всех объектах определённой группы, сформулированные на основании единичных представлений). По степени волевых усилий представления бывают произвольными и непроизвольными[21].

Возможна так же классификация представлений по способу их возникновения и видам психических процессов, которые принимают в этом участие.

В первую очередь, это восприятие и память. Мы воспринимаем объект и получаем информацию о нём. Информация хранится в памяти. Такие представления называются представлениями памяти.