Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями. ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Структура личности и индивидуальные личностные особенности

1.1 Общее понятие о структуре личности

1.2 Биологически детерминированные характеристики личности - особенности темперамента и протекания психических процессов

1.3 Социально детерминированные свойства личности – подструктуры опыта и направленности личности

2. Проблема мотивации служащих предприятия

2.1 Проблема мотивации в психологии

2.2 Подходы к мотивации персонала с точки зрения различных психологических школ

2.3 Методы положительного и отрицательного стимулирования

3. Приёмы психолого-педагогического воздействия на служащих

3.1 Основные проблемы, обусловленные личностными особенностями служащих

3.2 Применение приёмов психолого-педагогического воздействия с учётом личностных особенностей служащих

Заключение

Список литературы

Следующая группа представлений – это представления воображения. Когда человек представляет себе то, что он никогда не видел, например, жизнь на другой планете – в этом представлении участвует воображение[22] .

Можно так же выделить ещё одну группу представлений – это представления мышления. Такое представление может быть получено в результате умопостроений, осуществляемых с опорой на уже известную информацию и известные законы.

Система представлений образует картину мира. Картина мира – это целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер. Картина мира обуславливает специфический образ восприятия мира и деятельности индивида в нём[23].

На базе существующей картины мира строятся социально-детерминированные свойства личности.

1.3 Социально детерминированные свойства личности – подструктуры опыта и направленности личности

Совокупность социально-детерминированных свойств личности представляется как характер человека. Характер, как совокупность динамико-содержательных свойств индивидуальности, это своеобразное продолжение темперамента в социуме, он появляется и получает развитие в содержательной деятельности индивида и благодаря ей.[24]

Отметим, что представление о характере и темпераменте, как о разных уровнях одного континуума тесно взаимосвязанных индивидуальных свойств личности, основано на положении субъектно- деятельностного подхода, - согласно которому субъект деятельности представляет из себя качественно определенный способ самоорганизации и саморегуляции, является центром координации всех психических процессов, состояний и свойств[25].

Характер - это, во-первых, типичный для данного субъекта способ самопрезентации, включая устойчивую систему отношений, устойчивые способы регуляции деятельности и планирования будущей жизнедеятельности; во- вторых, это наиболее обобщенная характеристика мотивационной сферы человека; в третьих, это важнейший адаптационный механизм субъекта в социальной среде; в- четвертых, это уникальный набор черт, каждая из которых представляет собой единицу характера, организующую определённые устойчивые подсистемы психики и поведения (так называемые поведенческие модули); в-пятых, это совокупность индивидуально-своеобразных и относительно устойчивых психических свойств (черт) субъекта которая определяется профилем (выраженностью) данных черт у конкретного индивида (выраженность каждой черты может независимо варьировать); в-шестых, это сочетание индивидуальных черт и их численное соотношение, характерные для данного индивида; в-седьмых, это подструктура индивидуальности обладающая определенной возрастной динамикой[26].


В этом определении особо подчеркнем содержательный аспект характера. Первый пункт определения включает типичные для данного субъекта обобщенные способы осуществления всех аспектов жизнедеятельности, связанных с установлением отношений с другими людьми, регуляцией содержательной деятельности и планированием будущего. Второй пункт означает содержание в характере обобщенных побуждающих образований, в число которых некоторые авторы включают личностный смысл как высшую форму содержательных побуждающих психических образований . Так, А.Г. Асмолов считает, что смысловая установка, актуализированная мотивом, особенно ценным для личности, постепенно обобщается в деятельности, превращаясь в черту характера.

Социально-детерминированные свойства личности рассматриваются как иерархические, поскольку, проявляясь на социальном уровне, они имеют корни на уровне психофизиологическом. Таким свойством является направленность личности.

Точно так же, как и структура личности в целом, структура её направленности рассматривается как иерархическая. Она состоит из следующих элементов:

Влечение - является наиболее примитивной, биологической формой направленности. При осмыслении влечения возникает желание.

Желание – осмысленная потребность, сознательное влечение к чему-то определённому.

Когнитивные потребности при этом имеют свои низшие уровни.

Стремление – появляется тогда, когда к желанию присоединяется воля на него достижение.

Интерес – это познавательная форма направленности на какой-либо объект, имеющий значимость для человека.

Склонность – является направленностью на соответствующую деятельность.

Высшие уровни направленности включают в себя идеалы, мировоззрение и убеждение.

Идеалы – это система эталонов, регулирующих поведение человека. То, кем хочет стать человек.

Мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир.

Убеждение – высшая форма направленности, это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

В.А. Сластенин и В.П. Каширин представляют направленность личности как динамическую систему (см. рис. 3).

Рисунок . Система направленности личности (по В.А. Сластенину и В.П. Каширину)[27]:

СЦСОЛ — система ценностно-смысловых образований личности;


ПС — субъективная потребность личности, ее потребности ее состояние;

МЦ — мотив цели;

МПССРЦ — мотивы путей, средств, способов реализации цели;

Ц- цель;

Д — деятельность

В этой системе система ценностно-смысловых образований влияет на притязания личности. Притязания и СЦОЛ обуславливают субъективную потребности личности, которая через создание соответствующего мотива ведёт к достижению цели.

П.И. Сидоров и А.В. Парняков выделяют следующие виды направленности личности:

- Идейно-моральную

- Профессиональную

- Бытовую[28]

Направленность личности имеет следующие характеристики:

- Уровень зрелости — степень общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией и т.п.;

- Широта — диапазон сфер проявления устремлений личности;

- Интенсивность — сила устремлений личности по реализации поставленных целей;

- Иерархия видов направленности конкретной личности (ведущие виды, главные, доминантные и др.)[29].

Таким образом, структура личности является сложным комплексным образованием, имеющим сложную структуру, имеющую высокую степень вариабельности. Разнообразие иерархии направленностей, их широты, интенсивности создают личностное многообразие человеческой популяции. В структуре личности можно выделить 2 группы уровней, первая из которых которых характеризуется темпераментом и особенностями протекания психических процессов, вторая – характером и направленностью личности.

2. Проблема мотивации служащих предприятия

2.1 Проблема мотивации в психологии

Изучение мотивации трудовой деятельности является активно развивающимся направлением исследований в организационной психологии. В традиционных теориях трудовой мотивации основное внимание уделяется содержанию мотивов и потребностей сотрудников на рабочем месте, и факторам, которые приводят к их удовлетворению[30].

Первые модели трудовой мотивации опирались на теорию ожидаемой ценности или сводились к изучению конкретных содержаний мотивации; затем внимание исследователей было обращено на два вида мотивов, внутренние (деятельность ценна сама по себе) и внешние (деятельность выполняется ради внешних целей)[31].


В этом плане актуальной является модель мотивации П.М. Якобсона. Автор выделяет три типа мотивации: мотивация, связанная с самим процессом деятельности; мотивация, лежащая вне деятельности; «отрицательная мотивация»[32].

Первый тип мотивации, связан с самим процессом деятельности. Человека побуждает действовать само содержание деятельности. Процесс деятельности связан с переживаниями удовольствия, а решение сложных учебных задач - с состоянием удовлетворения. Внешне такой тип мотивации может проявляться в высокой активности деятельности, познавательному интересу к е содержанию: человек стремиться узнать больше, повышать квалификацию, отрабатывать новые приёмы, методы, способы действий, читать профессиональную литературу. Сотрудники с выраженной мотивацией к деятельности стремятся решать трудные, творческие задачи, требующие приложения больших усилий и большого количества времени[33].

Второй тип - мотивация, лежащая вне самой деятельности. Данный тип является более продуктивным, чем первый, и имеет две формы: мотивацию, связанную с гражданскими и моральными мотивами и мотивацию, определяемую узколичными мотивами[34]. Первая форма основана на ценностях сотрудников, они могут проявлять старание в работе ради благополучия своих близких, своей страны и мира в целом. В данном случае деятельность носит более осознанный характер, сотрудники понимают и принимают важность успешного овладения необходимыми профессиональными навыками, которые помогут им приносить пользу обществу. Так, сотрудники воспринимают карьеру как путь, который необходимо пройти, чтобы стать полезными членами общества. Служащие с выраженной мотивацией, определяемой широкими социальными мотивами, способны проявлять настойчивость, прикладывать усилия, необходимые для решения сложных задач и преодоления трудностей. При второй форме мотивации, обусловленной личностными побуждениями, деятельность воспринимается как средство достижения личного благополучия. Служащие с выраженной узколичной мотивацией работают ради денег, положения в обществе, получения иных благ. Деятельность, побуждаемая подобными мотивами, может, с одной стороны, привести к осознанию необходимости вовлечённости в работу, приложения больших усилий, а, с другой стороны, - к игнорированию коллективных интересов ради узколичных[35].

Мотивация третьего типа проявляется в стремлении избежать неприятностей и проблем, которые могут возникнуть при «недостаточно правильной» деятельности. Деятельность служащих с выраженной «отрицательной» мотивацией регулируется за счет наказаний, санкций со стороны работодателей, угрозы увольнения. Сотрудники не испытывают интереса по отношению к профессиональной деятельности, не включены в рабочий процесс, для них профессиональная деятельность связана с неприятными переживаниями. «Отрицательная мотивация» может проявляться в формальном характере деятельности, попытках уклоняться от активной деятельности при помощи просиживания в социальных сетях и пр.[36]


Таким образом, П.М. Якобсон выделил три типа мотивации: два последних, согласно современным представлениям, относятся к внешней мотивации, а первый тип - к внутренней. При этом П.М. Якобсон, как и Л.И. Божович, представляет мотивацию как динамическую соподчиненную систему мотивов, то есть выделенные типы мотивации учения присутствуют у всех учащихся, но имеют различную степень выраженности, что и определяет мотивацию учебной деятельности учащегося. Кроме того, автор считает, что под влиянием разных обстоятельств может происходить как затухание одних мотивов, так и возникновение новых. Так, внешние мотивы могут занять место внутренних мотивов, и наоборот.

Развёрн6утая классификация внешней и внутренней мотивации представлена Т.О. Гордеевой (см. рис. 1).

Основными внешними мотивами являются с одной стороны мотивы признания и самоуважения, с другой – фрустрированные потребности в автономии, компетентности и принятии.

Что касается внутренних мотивов, то среди них можно выделить 3 основных:

  1. Мотивы познания
  2. Мотивы достижения
  3. Мотивы саморазвития.

Рисунок – мотивация учебной деятельности по Т.О. Гордеевой

Проблема трудовой мотивации касается не только контекста трудовой деятельности, но и того, как трудовая мотивация связана с общими (неспецифическими) мотивационными механизмами[37]. Нам представляется более продуктивным понимание трудовой мотивации через анализ общих мотивационных закономерностей. Современный этап развития проблемы изучения мотивации связан с пониманием внутренней и внешней мотивации как относительно независимых механизмов, а также с рассмотрением внешней мотивации как неоднородного феномена. В связи с этим, на современном этапе ведущими являются теории внутренней и внешней мотивации, дифференцирующие мотивационные процессы по параметру их интеграции в личность[38].

Перспективным подходом к изучению трудовой мотивации является теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, которая предлагает содержательное объяснение видов и механизмов развития мотивации как на общем уровне, так и на уровне отдельных областей жизни (трудовая и пр.).[39].

В рамках теории самодетерминации хорошо изучена роль факторов среды, влияющих на формирование внутренней мотивации: это поддержка средой автономии (наличие возможностей выбора), компетентности (оптимальный уровень вызовов) и связанности (наличие отношений с окружающими людьми). Удовлетворение трёх базовых психологических потребностей (в автономии, компетентности и связанности с другими людьми) приводит к переходу внешней мотивации во внутреннюю, что ведет к повышению психологического благополучия индивида и продуктивности его труда[40].