Файл: Определение рыночных возможностей предприятия (на конкретном примере) (Основные характеристики отрасли машиностроения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.3 SWOT-анализ

SWOT - анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности и угрозы. Ниже, в таблице 3.2 представлен SWOT – анализ компании Toyota Motor Corporation.

Таблица 3.2 - SWOT-анализ компании Toyota Motor Corporation

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Сильная позиция на рынке и признание бренда
  • Обширная производственно-распределительная сеть
  • Компания занимается исследованиями и разработками
  • Плохое распределение ресурсов по сравнению с конкурентами
  • Снижение продаж в ключевых географических сегментах
  • Слабое присутствие на китайском рынке

Возможности

Угрозы

  • Рост мировой автомобильной промышленности
  • Спрос на транспортные средства
  • Сроки и частота выпуска новых моделей
  • Toyota может извлечь выгоду из растущего партнерства с BMW
  • Возрастающая конкуренция на мировом автомобильном рынке
  • Рост курса японской йены
  • Стихийные бедствия могут повлиять на структуру производства
  • Автомобильная промышленность подчиняется разным правительственным нормам

ПАРА «Возможности – сильные стороны»

  • Рост мировой автомобильной промышленности – сильная позиция на рынке и признание бренда.
  • Сроки и частота выпуска новых моделей – компания занимается исследованиями и разработками.

ПАРА «Возможности – слабые стороны»

  • Спрос на транспортные средства – снижение продаж в ключевых географических сегментах

ПАРА « Угрозы – сильные стороны»

  • Возрастающая конкуренция на мировом автомобильном рынке – сильная позиция на рынке и признание бренда
  • Стихийные бедствия могут повлиять на структуру производства - обширная производственно-распределительная сеть

ПАРА «Угрозы – слабые стороны»

  • Возрастающая конкуренция на мировом автомобильном рынке - плохое распределение ресурсов по сравнению с конкурентами.

3.4 Формирование целей компании

Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределённая по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены:


  • генеральная цель («вершина дерева»);
  • подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).

На рисунке 3.1 представлено дерево целей компании Toyota Motor Corporation. А в таблице 3.3 прописаны основные стратегические цели компании, основанные на дереве целей.

Рисунок 3.1 - Дерево целей компании Toyota Motor Corporation

Таблица 3.3 - Стратегические цели и задачи компании

Область стратегического планирования

Стратегические цели организации

Задачи

Международные отношения

Расширить свое присутствие в ключевых географических сегментах

  • Увеличить свое присутствие на китайском рынке к 2019 г. на 8%
  • Увеличить количество рекламы в развитых странах к 2020 г. на 25%

Маркетинг

Увеличение объемов продаж автомобилей на 12% к 2020г.

  • Увеличить количество рекламы в развитых странах к 2020 г. на 25%
  • Увеличение спроса на выпускаемую продукцию на 11% к 2019 г.

Финансы

Увеличение финансовой устойчивости на 15% к 2020 г.

  • Увеличение спроса на выпускаемую продукцию на 11% к 2019 г.
  • Увеличение уставного капитала компании на 9% к 2020 г.

Повышение платежеспособности компании на 13% к 2020 г.

  • Усиление контроля над поставщиками (снизить дебиторскую задолженность на 3% к 2019 г)
  • Сокращение затрат на 15% к 2020 г.

Производство

Увеличение объемов производимой продукции на 10 % к 2020 г.

  • Повысить квалификацию персонала к 2019 г (охватить 20% сотрудников)
  • Оптимизация технологических процессов (Внедрение новых разработок к 2020 г)

Кадры

Снизить текучесть кадров на 5% в год

  • Повысить квалификацию персонала к 2019 г (охватить 20% сотрудников)
  • Повышение заработной платы на 5% к 2020 г.

Глава 4. Портфельный анализ компании

Матрица BCG

Данная матрица позволяет принимать решения по вложениям, имеющим долгосрочную перспективу в компании, производящим различные продукты (услуги), находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, имеющие различный темп роста и различную долю рынка (рис.4.1). В таблице 4.1 представлены исходные данные для составления модели, сама модель BCG представлена ниже на рисунке 4.2.


Низкие

Высокие

Рынок в среднем

Большая

Малая

Доля фирмы на рынке

Темпы роста продаж

1,0

Рисунок 4.1 - Матрица BCG

Таблица 4.1 - Данные для составления модели BCG

Краткое название продукта

Продажи

Продажи конкурента

Доля рынка

Темпы роста рынка

Corolla

968,66

502,485

1,93

1%

RAV-4

701,756

457,934

1,53

12%

Camry

605,426

341,684

1,77

3%

Prius

354,511

264,718

1,34

19%

Hilux

352,065

320,458

1,10

-8%

Tundra

115,489

216,56

0,53

-15%

C-HR

21,889

40,895

0,54

7%

Рисунок 4.2 - Модель BCG для анализа стратегических позиций и планирования

Проанализировав данную модель можно сделать следующие выводы:

  • Автомобиль Toyota Tundra следует ликвидировать из портфеля бизнеса компании Toyota Motor Corporation, так как положение этого продукта в матрице находится в «Собаках», а это значит, что данный автомобиль не лидер и работа реализуется в убыток предприятия.
  • Безусловно, автомобили Toyota Prius, Toyota RAV 4, Toyota Camry и Toyota Corolla – приносят компании достаточно высокие доходы и являются лидерами своей отрасти. Следовательно, их стоит оставить в портфеле бизнеса компании.
  • В автомобиль Toyota Hilux можно инвестироваться, так как это на сегодняшний день достаточно популярный автомобиль, приносящий хороший доход компании, но тем не менее у него низкий темп роста рынка, поэтому инвестиции должны быть минимальными. Также можно привлечь средства в автомобиль Toyota CH-R, так как его положение на матрице в «Вопросительных знаках», но не стоит инвестировать большое количество денежных средств в данную модель, так как существует высокая степень риска.
  • Будущую прибыль компании Toyota Motor Corporation обеспечат автомобили Toyota Prius, Toyota RAV 4, Toyota Camry и Toyota Corolla, так как они наиболее привлекательны для клиентов и приносят высокие доходы.

Матрица GE/McKinsey


Альтернативой Бостонской матрицы является разработанная совместно «Дженерал Электрик» и консалтинговой компанией «Мак-Кинзи» модель рыночной привлекательности и конкурентных позиций модель GE/McKinsey.

В центре внимания модели GE/McKinsey находится будущая прибыль или будущая отдача капиталовложений, которые могут быть получены компанией. Другими словами, основной упор сделан на то, чтобы проанализировать, какое влияние на прибыль могут оказать дополнительные инвестиции в конкретный вид бизнеса в краткосрочной перспективе.

Она включает 9 квадратов, а анализ в данной матрице осуществляется по двум параметрам: привлекательность стратегической бизнес-единицы (таблица 4.3); позиция в конкуренции (таблица 4.2).

Матрица McKinsey имеет размерность 3x3. Стратегические позиции бизнеса улучшаются по мере его перемещения на матрице справа налево снизу вверх. По осям выставляются интегральные оценки привлекательности рынка и относительного преимущества компании на данном рынке или сильных сторон бизнеса компании. По оси X в матрице располагаются параметры, которые подконтрольны компании, соответственно, по оси Y – неподконтрольные. Анализируемые виды бизнеса отображаются на сетке в виде кружков или пузырьков. Каждый кружок соответствует общему объёму продаж на некотором рынке, а доля бизнеса компании показывается сегментом в этом кружке. В матрице McKinsey выделяются три области стратегических позиций:

  • область победителей;
  • область проигравших;
  • средняя область, в которую входят позиции, в которых стабильно генерируется прибыль от бизнеса, средние позиции бизнеса и сомнительные виды бизнеса

Матрица McKinsey по продукции компании Toyota Motor Corporation представлена на рисунке 4.3.

Таблица 4.2 - Конкурентоспособность компании по продуктам

Факторы

Вес

Corolla

RAV-4

Camry

Prius

Hilux

Tundra

C-HR

Рынок

30%

72

48

44

36

30

32

46

Текущая доля на рынке

20%

80

40

40

30

30

20

40

Репутация компании

20%

70

50

50

50

50

50

50

Эффективность ценовой политики

20%

50

50

40

40

30

30

50

Эффективность методов продвижения

20%

80

50

50

30

20

30

40

Мощность дистрибьюторской сети

20%

80

50

40

30

20

30

50

Конкуренция

30%

55

48

48

40

38

33

45

Качество продукта/услуги

25%

50

50

50

50

40

30

40

Конкурентоспособность компании

25%

50

50

50

40

50

30

50

Рост доли на рынке

25%

80

50

50

30

30

40

50

Отсутствие слабых сторон

25%

40

40

40

40

30

30

40

Финансы

20%

68

48

45

48

40

40

43

Рентабельность продаж

25%

90

50

50

50

40

40

40

Возможности финансирования

25%

50

50

50

50

50

40

50

Стоимость рабочей силы

25%

80

40

40

40

40

40

40

Операционная деятельность

25%

50

50

40

50

30

40

40

Технологии и организация

20%

50

48

44

46

32

42

46

Наличие мощностей и ресурсов

20%

80

50

40

40

20

40

40

Организационная готовность

20%

40

50

40

50

30

40

40

Экономия на масштабах

20%

30

40

40

40

30

40

50

Заинтересованность сотрудников

20%

50

50

50

50

50

50

50

Гибкость и возможность адаптации

20%

50

50

50

50

30

40

50


Таблица 4.3 - Привлекательность рынка по продуктам

Факторы

Вес

Corolla

RAV-4

Camry

Prius

Hilux

Tundra

C-HR

Рынок

30%

75

79

70

62

64

26

25

Размер рынка

20%

80

80

70

70

65

30

30

Рост рынка

20%

75

80

80

30

60

10

10

Наличие неудовлетворенного спроса

20%

70

85

60

60

60

20

40

Чувствительность к цене

20%

80

75

75

80

65

40

20

Диверсифицированность рынка

15%

75

80

70

65

65

30

20

Сезонные колебания продаж

15%

70

75

65

70

70

30

30

Конкуренция

20%

73

75

70

60

70

15

25

Доступность заменяющих продуктов

50%

75

80

70

70

75

20

20

Уровень конкуренции

50%

70

70

70

50

65

10

30

Финансы и экономика

20%

75

76

70

74

68

23

20

Прибыльность продукта

25%

70

85

70

70

70

10

10

Возможность экономии на масштабе

25%

85

70

70

80

65

10

40

Барьеры вхождения на рынок

25%

75

80

70

75

65

40

10

Доступность кадров

25%

70

70

70

70

70

30

20

Технологии

20%

84

84

75

76

80

55

55

Сложность производства

25%

80

75

75

80

80

50

50

Юридическая защита прав

25%

90

90

90

90

90

90

90

Требования к оборудованию

25%

90

90

70

65

80

50

50

Дифференцирование

25%

75

80

65

70

70

30

30

Социальные и политические факторы

10%

61

61

61

61

61

43

43

Зависимость от состояния экономики

40%

70

70

70

70

70

70

70

Зависимость от изменений законодательства

30%

40

40

40

40

40

40

40

Влияние нерыночных методов продвижения

30%

70

70

70

70

70

10

10