Файл: Определение рыночных возможностей предприятия (на конкретном примере) (Основные характеристики отрасли машиностроения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день рыночная экономика является сложной системой с тесно-связанными элементами. Одним из таких элементов является предприятие. Компания на протяжении своего жизненного цикла постоянно подвергается влиянию со стороны других элементов рыночной экономики, что несколько затрудняет управление предприятием и делает это достаточно сложной задачей. В этот момент возникает потребность некого стержня, координирующего связь компании с внешними и внутренними факторами воздействия. Таким стержнем является стратегия предприятия, в которой обозначаются приоритетные направления деятельности компании, цели его развития и взаимоотношения с элементами рыночной экономики.

Объектом данной курсовой работы является японская автомобилестроительная компания Toyota Motors Corporation. Предмет курсовой работы – это стратегический анализ компании Toyota Motors Corporation.

Основная цель работы – это оценка рыночных возможностей и влияния на них макрофакторов.

Для достижения поставленной цели, необходимо найти решение следующих задач:

  1. Рассмотреть структуру внешних ресурсов компании Toyota Motors Corporation;
  2. Провести стратегический анализ внешней среды и непосредственного окружения;
  3. Провести стратегический анализ внутренней среды компании;
  4. Провести портфельный анализ компании.

Актуальность работы обуславливается тем, что для успешного функционирования компании на рынке компании необходимо уметь приспосабливаться к изменениям и во внешней среде и во внутренней. Современная внешняя среда характеризуется высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности, поэтому для компании очень важно учитывать характер этих изменений и эффективно на них реагировать. Для этого необходимо разработать стратегический анализ предприятия, что поможет компании достичь успеха на рынке.

В курсовой работе были использованы общенаучные методы исследования, а именно: анализ, наблюдение, изменение, сравнение и моделирование.

Теоретической базой послужили работы Д.Аакера, И. Альтшуера и Джеффри К. Лайкера.

Глава 1. Оценка рыночных возможностей и влияния на них макрофакторов Toyota Motor Corporation


1.1 Основные характеристики отрасли машиностроения

Машиностроение – одна из самых емких отраслей российской промышленности.  

Она включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов.

Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств.

Всего в мире, в машиностроении занято более 80 млн. человек, а количество производимых индивидуальных изделий достигает 3 млн. В Российской Федерации в сфере машиностроения работает более 3.5 млн. человек.

Рисунок 1.1 – Структура машиностроения в РФ

Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности. На мировой машиностроительный комплекс приходится около 35% стоимости всей выпускаемой в мире продукции. Главными центрами машиностроения являются США, Китай, Япония и страны Западной Европы.

Рисунок 1.2 – Объем выпуска продукции машиностроения, млрд. долларов США

В Российской Федерации объем выпуска продукции машиностроительных предприятий в 2017 году составил более 5.74 трлн. рублей. Это на 5.2% меньше чем в 2016 году. Но даже несмотря на такое падение, результат 2017 года является одним из лучших в машиностроительной отрасли.

Рисунок 1.3 – Объем выпуска предприятий машиностроения РФ, трлн руб.

Предприятия машиностроительного комплекса России расположены в основном в европейской части страны. Около 78% объема всей продукции выпускается в трех Федеральных округах.

Лидером является Центральный Федеральный округ, предприятия которого производят около 1/3 всей продукции машиностроения. В процентном соотношении доля каждого из Федеральных округов выглядит следующим образом:

  • Центральный Федеральный округ – 31%
  • Приволжский Федеральный округ – 26%
  • Северо-Западный Федеральный округ – 21%
  • Уральский Федеральный округ – 8%
  • Сибирский Федеральный округ – 7%
  • Южный Федеральный округ – 4%
  • Дальневосточный Федеральный округ – 2%
  • СевероКавказский Федеральный округ – 1%

 Отраслевая структура российского машиностроения состоит из трех основных отраслей:

  • Производство машин и оборудования;
  • Производство электрооборудования;
  • Производство транспортных средств.

 Наибольшая доля в объеме производства в 2017 году приходится на производство транспортных средств – чуть менее 51%, что в денежном эквиваленте составляет 2 925 млрд. рублей. На долю производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования пришлось 28% или 1 611 млрд. рублей и доля производства машин и оборудования составила 21% или 1 202 млрд. рублей.

 Наибольшую рентабельность имеют предприятия, связанные с производством электрооборудования – 8.1%, производство машин и оборудования – 7.1%, а предприятия занятые производством транспортных средств имеют самую низкую рентабельность 4.4%. Это худший показатель среди всех обрабатывающих производств, а средняя рентабельность этой отрасли  в России равна 8.8%.

Основными направлениями в отрасли производства транспортных средств является автомобилестроение. Автомобильная промышленность является самой крупной отраслью машиностроения на ее долю приходится около 27% всего совокупного выпуска. В российском автопроме занято около 900 тыс. человек, а доля в ВВП страны автомобильной промышленности составляет чуть более 1%.

 В 2017 году в мире было произведено 89.74 млн. легковых автомобилей. Лидером отрасли является Китай, который произвел почти 26% всех автомобилей, следом идут США и Япония. Крупнейший европейский производитель автомобилей – Германия, по объемам производства отстает от КНР в 4 раза. Российская Федерация занимает 14 место, имея долю в мировом производстве 1.9%.

Рисунок 1.4 – Производство легковых автомобилей в 2017 году, млн. шт

Из 1 739 600 произведенных в России автомобилей, 1 038 000 пришлось на иностранные бренды, что на 2.9% меньше по сравнению с 2016 годом. В свою очередь выпуск автомобилей отечественных марок составил 701 600, что на 16.5% меньше чем в 2016 году. А в целом по отрасли падение производства составило 9.7%.

Рисунок 1.5 – Производство легковых автомобилей в 2017 году в РФ, млн. шт

Помимо снижения производства легковых автомобилей, в 2017 году снизилось производство автобусов на 18.2% до 43.2 тыс.шт., троллейбусов на 70.6% до 155 шт., грузовых автомобилей на 25.7%  до 154 тыс.шт. Но зато наблюдался прирост в производстве прицепов для легковых автомобилей на 11.2% до 49.2 тыс.шт., а также тракторных прицепов и полуприцепов на 13% до 13 тыс. штук. Также на 988 шт. выросло производство автоцистерн, в 2014 году их было произведено 3 370 шт.

 Флагманами российского автомобилестроения являются три компании: АвтоВАЗ, КАМАЗ и группа ГАЗ.

 Крупнейший автопроизводитель России и Восточной Европы «АвтоВАЗ» сейчас контролируется альянсом Renault-Nissan. Кроме собственных разработок выпускаемых под маркой «Лада», на заводах АвтоВАЗА собирают Nissan Almera и Renault Logan. Помимо сборки автомобилей компания выпускает несколько моделей двигателей, а также комплектующие для автомобилей снятых с производства и для моделей выпускаемых за границей.


 По итогам 2014 года АвтоВАЗ произвел 575 тыс. автомобилей. Это чуть более трети всего российского производства. Необходимо отметить, что автомобильный парк России на 57% состоит из автомобилей АвтоВАЗА. Оборот компании в 2017 году составил 189 млрд. рублей. На конец 2014 года на предприятии работало 52 тыс. человек.

КАМАЗ – ведущий производитель грузовых автомобилей в Российской Федерации. По объемам производства эта компания занимает 11 место в мире среди производителей тяжелых грузовиков. Помимо основного производства грузовых автомобилей и двигателей, на заводах компании выпускаются комбайны, автобусы, тракторы, электроагрегаты и комплектующие к ним.

По итогам 2017 года компанией КАМАЗ было реализовано более 35 тыс. автомобилей, из них экспортировано 6 тыс. На предприятиях компании работает чуть менее 41 тыс. сотрудников. Общий оборот в 2014 году составил 110.5 млрд. рублей.

Группа ГАЗ – российская автомобилестроительная компания, основным предприятием которой является завод ГАЗ в Нижнем Новгороде. Помимо этого завода, в структуру группы входят 13 предприятий разделенных на 5 дивизионов, разделенных по видам продукции. На сегодняшний день группа ГАЗ выпускает: легкие коммерческие и легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, двигатели и комплектующие.

Группа ГАЗ является лидером российского рынка по производству легких коммерческих автомобилей, а также производит около 70% автобусов на российском рынке. В структуре компании работает около 50 тыс. человек, выручка за 2017 год составила 120 млрд. рублей. 

Рассмотрим экспорт и импорт. Несмотря на то, что экспорт продукции российского машиностроения в 2017 году составил 28.29 млрд. долларов США, импорт той же самой продукции в Россию за отчетный период, превысил экспорт более чем в 5 раз.

По сравнению с 2016 годом экспорт продуктов машиностроения сократился на 7.5%, что касается импорта, то его доля сократилась на 13%. В 2018 году также прогнозируется снижение российского экспорта машиностроительной продукции, но уменьшение импорта должно быть еще более значительным.

Так как помимо, антироссийских санкций, которые ограничивают поставки машин и оборудования в РФ, правительство России, в ответ на санкции, приняло несколько указов запрещающих ввоз некоторых видов машиностроительной продукции на территорию страны. Например, в начале 2017 года был подписан указ «о запрете импорта товаров машиностроения для государственных и муниципальных нужд».


Рисунок 1.6 – Экспорт и импорт в РФ продукции машиностроения, млрд. долларов США

Основными статьями импорта машиностроительной продукции в РФ являются легковые и грузовые автомобили.

Рассмотрим основные компании, которые импортируют автомобили в РФ, таблица 1.1.

Таблица 1.1 – Компании - импортеры легкового и грузового автотранспорта

Компании

Отрасль

Причины привлекательности конкурентов для клиентов

Toyota

Лидер отрасли автомобилестроения

Широкий ассортимент автомобилей-кроссоверов

Volkswagen

Автомобилестроение, станкостроение

Продвинутые технологии, высокое качество автомобилей

General Motors

Автомобилестроение, грузовой транспорт

Широкий ассортимент автомобилей-кроссоверов

Chevrolet

Автомобилестроение, станкостроение, приборостроение

Средняя цена, приемлемое качество

Таким образом, лидером отрасли автомобилестроения, занимающегося импортом в РФ является компания Toyota.

1.2 Краткая характеристика компании

В 1924 году Сакити Тоёда изобрел автоматический ткацкий станок Тойода модель G. Принцип дзидока, означающий, что машина останавливается сама, когда возникает проблема, стал позже частью производственной системы Тойоты.

Toyota Motor Co., Ltd. была основана в качестве самостоятельной компании в 1937 году. Несмотря на то, что фамилия основателей компании звучит как Тоёда, для упрощения произношения и в качестве символа отделения деловой деятельности от семейной жизни, компании было решено дать имя «Тоёта».

Во время Второй мировой войны компания практически занималась только производством грузовиков для Японской императорской армии.

После войны в 1947 году начался выпуск коммерческих пассажирских авто модели SA. В 1950 году была создана отдельная компания по продажам — Toyota Motor Sales Co. (она просуществовала до июля 1982 года). В апреле 1956 года была создана дилерская сеть Toyopet. В 1957 году Toyota Crown стал первым японским автомобилем, экспортируемым в Америку (не только в США, но и в Бразилию).

Тойота начала расширяться быстрыми темпами в 1960-е годы. Первый автомобиль марки «Тойота», произведённый за пределами Японии, вышел с конвейера в апреле 1963 года в городе Мельбурн, в Австралии.