Файл: Кафе восточной кухни. Бизнес план заведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Подготовка обоснованных бизнес-планов в сфере общественного питания имеет особую важность в виду весьма значительных денежных оборотов предприятий, их жесткой зависимости от чрезвычайно конкурентной рыночной среды, необходимости четкого выполнения обязательства перед клиентами по всему комплексу производимой продукции и предоставляемых услуг. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Цель работы – разработать бизнес-план открытия кафе восточной кухни.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) исследовать понятие, цели создания бизнес–плана предприятия питания;

2) исследовать методику оценки рисков при создании нового бизнеса;

3) разработать основные разделы бизнес-плана открытия кафе восточной кухни;

4) определить затраты на бизнес–проект;

5) разработать финансовый план;

6) разработать мероприятия по снижению рисков.

Объект исследования: кафе восточной кухни.

Предмет исследования – бизнес-план открытия кафе восточной кухни.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы в области экономической теории, бизнес-планирования, инвестиционной деятельности, менеджмента, комплексного финансового анализа.

В работе использовались методы опроса, анализа абсолютных и относительных показателей, сценарный анализ и графический метод.

Цель и задачи исследования обусловили логику построения работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические вопросы разработки бизнес-плана предприятия питания

1.1. Понятие, цели создания бизнес-плана предприятия питания

Составление бизнес-плана для организации в настоящее время очень актуально. Бизнес-план позволяет определить рентабельность бизнеса и его окупаемость, дает основания партнерам, кредиторам и инвесторам для вложения средств.


Существует несколько определений бизнес-плана: В «Современном экономическом словаре» Райзберг Б. А., Лозовского Л. Ш., Стародубцевой Е. Б. бизнес-план понимается как план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности[1].

В «Большом экономическом словаре А. Б. Борисова» дается следующее определение: бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса. Является важнейшим инструментом при рассмотрении большого количества различных ситуаций, способствует выбору наиболее перспективных решений и средств для их достижения[2].

Таким образом, бизнес-план – это документ, который позволяет управлять бизнесом. Поэтому он представляется как неотделимый элемент стратегического планирования, а также как руководство к исполнению и контролю. Стоит заметить, что бизнес-план рассматривается непосредственно как процесс планирования и инструмент управления внутри фирмы[3].

Предпосылки разработки бизнес-плана представлены на рис. 1. Главная цель разработки бизнес-плана – планирование основной деятельности фирмы на некие периоды (ближайшие и отдаленные), соответственно потребностям рынка и согласно возможностям получения необходимых ресурсов (рис. 2).

В КАКИХ СЛУЧАЯХ разрабатывается бизнес-план? В каких ситуациях

возникает необходимость в нем?

Привлечение дополнительных инвестиций

Смена собственников предприятия

Значительные изменения в конъюнктуре рынка

Когда нужен?

Необходимость внедрения новых технологий

ДЛЯ КОГО разрабатывается бизнес-план? Кто является потребителем бизнес-плана?

Бизнес-план

Менеджеры

Собственники

Кредиторы

Рисунок 1. Предпосылки создания бизнес-плана[4]

Основополагающая идея бизнес-плана – централизация материальных ресурсов для решения стратегических задач, иными словами, он призван помочь предпринимателю решить первостепенные задачи, связанные с успешной деятельностью фирмы, такие как:

1) определение точных направлений деятельности, перспективных рынков сбыта и места организации на этих рынках;

2) оценка издержек, необходимых для изготовления и сбыта товаров; сопоставление их с ценами, по которым будет продаваться продукция, для определения возможной прибыльности проекта;


3) анализ материального и финансового положения фирмы и определение соответствия материальных ресурсов достижению поставленных целей;

4) просчет рисков и рассмотрение возможных трудностей, которые могут помешать выполнению бизнес-плана[5].

ЗАЧЕМ разрабатывается бизнес-план? Какие цели преследует его создание?

Менеджеры

Собственники

Кредиторы

Уяснение идей

Создание команды

Практический анализ

Помощь в получении денег

Оценка возможностей бизнеса

Установление и отслеживание целей и задач

Определение потребности в деньгах

Оценка ликвидности риска

Оценка качества управления

Рисунок 2. Цели создания бизнес-плана[6]

В настоящее время на практике бизнес-план выполняет пять функций (рис.3). Бизнес-план представляет собой возможность его использования для создания стратегии бизнеса. Данная функция крайне необходима на этапе создания предприятия и во время выработки новых направлений деятельности[7].

Функция планирования позволяет оценить перспективы роста нового направления деятельности и осуществить контроль внутренними процессами фирмы.

Функции бизнес плана

Используется при разработке стратегии предприятия

Средство привлечения кредитов и займов

Планирование

Информирование

Привлечение потенциальных партнеров для реализации планов организации

Рисунок 3. Функции бизнес-плана[8]

Бизнес-план способствует привлечению денежных средств – ссуд, кредитов, а также привлечению потенциальных партнеров для реализации планов организации. Ожидается, что они пожелают вложить в производство собственный капитал или технологию, имеющуюся у них. Принятие решения о предоставлении капитала, ресурсов или технологии будет возможно лишь при наличии бизнес-плана, который отражает направления развития компании в определенный период времени.

Бизнес-план помогает улучшить информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей для всех сотрудников путем вовлечения их в процесс составления бизнес-плана[9].

Первостепенное значение имеет подготовка и продуктивное использование бизнес-плана. План может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм либо консалтинговой организацией. Зачастую уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Если говорить о временном аспекте бизнес-планирования, то большинство организаций составляет планы на год, некоторые – на срок до 5 лет, и лишь твердо стоящие на ногах крупные компании планируют на период более 5 лет[10].


В настоящее время выделяют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Идея первого заключена в том, что создатели проекта разрабатывают бизнес-план сами, а рекомендации получают у специалистов, в некоторых случаях у потенциальных инвесторов. Во втором подходе инициаторы бизнес-плана выступают в качестве заказчиков, а не разрабатывают его сами. Разработкой бизнес-плана в данном случае являются фирмы, которые специализируются в области маркетинговой деятельности[11]. При необходимости обращаются в консалтинговые фирмы и к экспертам. В зарубежной же практике обязательным условием является непосредственное участие руководителя предприятия в разработке бизнес-плана. Многие банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если это условие не соблюдается.

Но независимо от способов разработки бизнес-плана в процессе его составления подлежат взаимному учету и согласованию интересы и условия причастных сторон:

1) заказчика бизнес-плана, который является самостоятельным инвестором или использует привлеченный капитал. Его интерес – успешная реализация проекта и получение дохода;

2) инвестора, интересом которого является возврат вложенных средств и получение дивидендов;

3) потребителей, использующих продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах;

4) органов власти, которые определяют потребности и первоочередные задачи развития бизнеса. Основная цель их работы – удовлетворение общественных потребностей[12].

Наглядно интересы различных заинтересованных сторон представлены на рис. 4.

Существуют некоторые особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций.

При разработке бизнес-плана по созданию предприятия общественного питания необходимо учитывать следующие тенденции:

  • постоянные затраты на содержание кафе в среднем на 30-40% состоят из арендной платы за площадь занимаемого помещения;
  • по экспертным оценкам 50% официантов и барменов меняют работу хотя бы раз в год.

Интересы пользователей бизнес-плана

Учредитель проекта

Инвестор

Потребители

Органы власти

Успешная реализация проекта и получение дохода

Возврат вложенных средств и получение дивидендов

Удовлетворение потребности в товарах (работах, услугах)

Удовлетворение общественных потребностей


Рисунок 4. Интересы заинтересованных сторон[13]

Российский рынок общественного питания при оценке рынка России в разрезе мирового рынка, пока значительно уступает по потреблению общественного питания на душу населения. Эти данные позволяют сделать вывод о наличии на рынке нереализованного потенциала на предприятиях быстрого питания.

Рынок общественного питания – один из самых распространённых и наиболее востребованных рынков во всем мире. Рынок общественного питания, как и остальные, развивается циклично[14].

Рассмотрим график изменения цен на ресторанном рынке в России в 2000-2017 гг. (рис. 5).

Рисунок 5. Динамика цен на ресторанном рынке

в 2000-2017 гг., руб.

Проанализировав данный график, можно сделать вывод, что цикл на ресторанном рынке длится в среднем 9 лет. Последний цикл длился с 2000 по 2008 гг. Настоящий цикл достиг пика в 2014 г. и сейчас находится на стадии спада. Когда рынок достигнет точки экстремума и начнет переходить на стадию возрастания[15].

В результате проведенного исследования можно определить бизнес-план как исследовательский документ для планирования предпринимательской деятельности. В нем излагаются все основные аспекты будущего коммерческой организации, рассматриваются все возможные проблемы, с которыми она может столкнуться, а также формулируются способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план в итоге помогает принять решение, стоит ли вообще вкладывать деньги в этот бизнес и принесет ли он прибыль. Очень важно составить бизнес-план в соответствии с определенными требованиями и выполнить специальные расчеты - это поможет предвидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они.

1.2. Оценка рисков при открытии предприятия общественного питания

Рассмотрим риски, свойственные предприятиям общественного питания.

По сфере возникновения риски индустрии питания бывают внешние – это риски, которые не связанны с осуществляемой деятельностью предпринимателя (например, это могут быть непредвиденные изменения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, изменения в налогообложении, ликвидация предприятий в случае предписания государственных органов) и внутренние риски – это риски самой предпринимательской фирмы. Они возникают в случае неверной маркетинговой политики, неэффективного управления, а также из-за внутрифирменных махинаций[16].