Файл: Конкурентные стратегии фирм (Современные конкурентные стратегии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 935

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В связи с международным переходом к рыночной экономике и увеличением количества торгово-промышленных объектов стала возникать конкуренция, которая является мощным фактором реального роста эффективности производства. Вместе с тем, в реальных экономических условиях в процессе деятельности новых экономических структур повышается фактор неустойчивости и увеличивается коммерческий риск, связанный с производством продукции, товаров, услуг, с их реализацией, товарно-денежными операциями и коммерческими операциями. В связи с этим предприятиям необходимо уметь контролировать динамику рынка, уровень и специфику конкуренции между производителями аналогичных товаров, поставщиками и потребителями.

Успех фирмы на конкурентном рынке в большинстве зависит от того, удалось ли компании понять маркетинговую политику компании – конкурента и предвидеть его действия на рынке. Маркетинговая деятельность невозможна без оценки деятельности конкурирующих компаний, формы и интенсивности конкуренции. В комплексе контролируемых сил и факторов микросреды маркетинга конкуренты занимают особое место, так как контроль проявляется в форме конкурентной борьбы. Поэтому правильная разработка конкурентной стратегии компании крайне важна для наиболее эффективной деятельности предприятия в современных условиях рынка.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что современные рыночные условия требуют от субъектов экономических взаимоотношений регулярного проведения глубокого анализа происходящих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов и добиться удовлетворения потребительских требований. Конкурентный рынок стимулирует производителей выпускать товары с минимальными издержками (оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы), формирует условия для выпуска только тех товаров, которые необходимы обществу, и соответственно пользуются спросом. Другими словами, конкурентный рынок можно рассматривать как наиболее эффективную модель организации хозяйственной жизни предприятий. Для современной конкуренции характерны техническое совершенствование, качество и надёжность, инновационность продукции. Конкуренция должна заинтересовать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него – на меняющиеся потребности, повышение качества продукции. В данном аспекте, маркетинговые исследования, которые представляют собой систематический сбор, регистрацию и анализ данных по проблемам, относящимся к рынку товаров, незаменимы при принятии управленческих решений. В процессе маркетинговых исследований определяется весь комплекс возможных факторов, которыми потребители руководствуются при выборе товаров; дается оценка данных, необходимых для обеспечения конкурентного преимущества на рынке; определяются пути сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами.


Объектом исследования данной работы является раскрытие понятия конкуренция, и ее видов, применяемых в современных рыночных условиях.

Предмет исследования курсовой работы - современные конкурентные стратегии.

Цель исследования:

К основным целям данной дипломной работы относятся раскрытие и анализ понятия «современные конкурентные стратегии», выявление их основных видов и требований, предъявляемых к ним и определение их эффективности.

Задачи исследования:

1. Дать понятие: «современные конкурентные стратегии».

2. Выявить основные виды конкурентных стратегий и требования, предъявляемые к их реализации. Привести примеры применения стратегий.

3. Определить эффективность конкурентных стратегий в условиях рынка.

Практическая значимость проведенной работы обусловлена тем, что теоретические, методологические, практические знания и навыки могут быть широко и эффективно применены при формировании конкурентной стратегии предприятия, как на местном, так и на региональном уровнях.

1. Теоретические основы формирования конкурентной стратегии предприятия

1.1. Понятие и сущность конкурентной стратегии предприятия

Стратегия (от англ. strategy) – это обобщающая модель действий, которые необходимы для достижения поставленных целей управления на основе выбранных показателей и эффективного распределения имеющихся ресурсов. Стратегический менеджмент управление предполагает наличие пяти элементов: умения выявить проблемы; умения сформулировать цели; умения разработать базовые стратегии; умения внедрять и реализовывать стратегии; умения вносить по мере необходимости коррективы в стратегию.

Исторически концепция конкурентоспособности основана на теории использования в международном разделении труда (впервые опубликованной К.Марсом) сравнительных преимуществ национальных экономик (богатые природные ресурсы, дешевый труд, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы, и т.п.) для экспорта продукции в страны, где таких преимуществ нет, и импорта продукции из стран, которые обладают преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны-импортера.


Конкуренция является основой динамичного развития индустриального общества, и имеет первоначально форму свободной конкуренции частных производителей на открытых рынках и преимущественно ценовой механизм ее реализации на внутреннем и зарубежных рынках. При этом само понятие конкуренции в индустриальном обществе, развивающемся на протяжении трех веков, динамично меняется.

Высокий уровень производства и потребления внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения способствует в развитых рыночных странах созданию более качественных условий для межстрановой и межфирменной конкуренции в мировом экономическом пространстве.

Конкурентная стратегия означает осознанный выбор набора различных действий, целью которых является доставить покупателю уникальное сочетание ценностей. Эти действия основываются на устойчивом конкурентном преимуществе организации.

Устойчивое конкурентное преимущество - это в свою очередь длительная выгода применения некоторой уникальной, создающей потребительскую ценность стратегии, основанной на уникальной комбинации внутриорганизационных ресурсов и способностей, которые не могут быть скопированы конкурентными организациями. Оно даёт возможность предприятию поддерживать и улучшать свои конкурентные принципы на рынке и выживать в борьбе с конкурентными предприятиями в течение длительного времени.

Применение конкурентных стратегий основывается на месте организации предприятия на рынке, затем устанавливаются цели и объект, на который будет направлена стратегия.

Конкуренция представляет собой соперничество на каком-либо определенном сегменте рынка между отдельными юридическими или физическими лицами (т.е. конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

Для эффективного планирования и дальнейшего применения конкурентных стратегий, предприятию необходимо выяснить о своих конкурентах максимальное количество информации. Организация должна постоянно сравнивать свои товары, цены, каналы сбыта и методы стимулирование сбыта с теми, которые использует их конкуренты, анализировать свои преимущества и недостатки. Проанализировав текущую ситуацию, можно пустить в ход более эффективные маркетинговые кампании, в ответ на действия своих конкурентов.

Чтобы правильно выбрать конкурентную стратегию, необходимо определить позицию предприятия в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных продуктов, проведя сбор и анализ всей необходимой информации. Выбор стратегии определяется результатом исследований двух проблем:


1. Нужно определить привлекательность данной отрасли в долгосрочном периоде.

2. Нужно определить конкурентные позиции предприятия и его продуктов по сравнению с предприятиями - конкурентами в этой сфере.

Существует пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли, и позиции данного предприятия в конкурентной борьбе в этой сфере, а именно:

1. Вход конкурентов. Насколько легко или трудно для новых участников (конкурентов) войти со своим товаром на рынок, какие существуют преграды.

2. Угроза товаров-суррогатов. Насколько просто заменить продукт или услугу, в том числе, удешевить ее.

3. Рыночная власть покупателей. Насколько сильно положение покупателей. Могут ли они единовременно заказывать большие объемы предоставляемых товаров.

4. Рыночная власть поставщиков. Насколько сильно положение продавцов. Много ли существует потенциальных поставщиков и какова их рыночная структура (монополия, олигополия, и т.д.)?

5. Конкуренция среди существующих игроков рынка. Присутствует ли сильная конкуренция между существующими предприятиями? Есть ли доминирующая организация или все равны по своей силе, размеру и охвату рынка?

1.2. Конкурентная среда предприятия

Конкуренция порождает конкурентную среду. Конкурентная среда представляет собой некоторое количество организаций, которые усиливают свое экономическое положение с целью привлечения покупателей, предлагая лучшие товары по сравнению с конкурентами.

Конкуренция может быть классифицирована по нескольким признакам: по характеру; по масштабам развития; по методам соперничества. По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Под ценовой конкуренцией предполагается продажа товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены возможно при снижении издержек производства, или при уменьшении прибыли. Неценовая конкуренция — это вид конкуренции, которая основывается на предложении товаров более высокого качества, с более продолжительным сроком службы, а также на использовании рекламы и других способов сбыта.

По отраслевой принадлежности выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию между предпринимателями, производящими однородную продукцию, за лучшие условия производства и сбыта, за получение наибольше прибыли. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства.


По степени свободы конкуренция может подразделяться на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция – это свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. Монополистическая конкуренция – это вид конкуренции в одной отрасли в условиях дифференциации продукции.

Воздействие на внешнюю конкурентную среду предприятия часто осуществляется путем давления со стороны государственных постановлений, частого перезаключения договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленных конкурентов и ускоренных технологических изменений. По показателю разнообразия факторов, воздействующих на внешнюю среду фирмы в более сложных условиях будет находиться предприятие, использующее многочисленные и различные технологии, претерпевающие более быструю инновацию, чем предприятия, которых инновационные процессы не затрагивают.

Так как конкуренты могут очень сильно повлиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет работать, можно выделить три основных вида конкуренции:

1. Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, которые обеспечивают это удовлетворение, являются функциональными конкурентами.

2. Видовая конкуренция – появляется из-за того, что существуют товары, предназначенные для одной цели, но различаются по каким-то важным параметрам.

3. Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают одинаковые товары, различающиеся по качеству.

Сложность и многогранность конкуренции как экономического явления находят отражение в многообразии форм и методов ее проявления. Классификация конкуренции как объекта исследования находится в прямой зависимости от методологических принципов, положенных в ее основу.

Изменения внешней среды оказывают действие на предприятия, заставляя их менять свое поведение, адаптироваться к внешним изменениям и в дальнейшем поддерживать их.

Отсутствие экономической культуры, наличие большого количества предприятий-монополистов, ненадежность договоренностей, использование мошенничества и обмана в предпринимательской деятельности, а также группового эгоизма привели к достаточно широкому распространению в нашей стране недобросовестной конкуренции. Определяющая роль в установлении рамок дозволенной и добросовестной конкуренции отводится деятельности государства. Осуществление государственной политики, направленной на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, может быть эффективным лишь при комплексном, всеобъемлющем подходе.