Файл: Социально-психологический климат организации ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА ОТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

1.1. Особенности влияния социально – психологического климата коллектива на эмоциональное состояние персонала

1.2. Формирование социально – психологического климата в профессиональной группе

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА ОТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ

2.1. Организация экспериментального исследования по изучению эмоционального состояния персонала и коррекции социально – психологического климата в профессиональной группе

2.2. Результаты экспериментального исследования зависимости эмоционального состояния персонала от социально – психологического климата. Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

По симптомокомплексу «конфликтность (фрустрация)» имеют высокий показатель 23% (до - 60%) человек в экспериментальной группе и 19% человек в контрольной группе.

По симптомокомплексу «трудности общения» имеют высокий уровень 23% (до - 70%) человек в экспериментальной группе и 20% человек в контрольной группе. И по симптомокомплексу «депрессивность» имеют высокий показатель 46% (до - 50%) человек в экспериментальной группе и 6% человек в контрольной группе.

По результатам методики можно сделать вывод, что проведение занятий дало положительный сдвиг по отношению сотрудников к самим себе, к взаимоотношениям с окружающими. Они стали более раскрепощенными, почувствовали уверенность в себе, научились защищать себя психологически и морально от различных жизненных ситуаций.

Полученные результаты в контрольной группе остались неизменными. Следовательно, проведенная нами программа дает положительный результат.

Результаты проведенного исследования по тесту «Дом-Дерево-Человек» также дают возможность представить качественный анализ.

Например, повторный анализ рисунка В.М. (экспериментальная группа) показал снижение у человека уровня эмоциональной тревожности. Нарисовав широкие руки (размах рук) – В.М. показал этим, что у него появилось интенсивное стремление к действию. Изображение земли одной чертой говорит о стремлении сотрудника к сосредоточенной цели, принятие некоторого порядка. Он нарисовал дом вблизи - это говорит о том, что человек стал открытым, доступным, в нем проснулись чувство теплоты и гостеприимства.

При анализе рисунка А.М. (экспериментальная группа) заметно, что проявление у женщины агрессивности снизилось, о чем говорит непринужденная поза человека. Она нарисовала дорожку с хорошими пропорциями - это говорит о том, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль. Но в тоже время она изобразила угловатые плечи, это признак чрезмерной осторожности, защиты.

По анализу рисунка В.Н. (экспериментальная группа) значительно уменьшилось чувство неполноценности к себе, это говорит нарисованное им квадратное туловище - мужественность.

Рисунок Ю.Д. (экспериментальная группа) показывает, что у сотрудника проявляется осознание телесных импульсов, старание их контролировать. В рисунке это обозначается нарисованной чрезмерно крупной шеей. Он нарисовал корни в виде двух линий - это говорит о возникающей способности к различению и рассудительности в оценке реального. У сотрудника возникла тенденция к самоутверждению и свобододействию, т.к он изобразил ствол тонкими линиями, а крону толстыми.


Рисунок В.В. (экспериментальная группа) показал явно выраженные изменения в эмоциональной сфере. Листва - сетка, более или менее густая, говорит о большой или маленькой ловкости в избежании проблемных ситуаций. Толстые ветви говорят о хорошем различении действительности. Ваня ищет надежное положение в своем кругу, это изображено на рисунке как ствол, расширяющийся к низу.

При повторном анализе рисунка у Т.С. (экспериментальная группа) выяснилось, что женщина стала больше сосредотачиваться на цели, принимать некоторый порядок. Отсутствие трубы у дома интерпретируется, что субъекту нехватает психологической теплоты дома.

Результаты повторно проведенного исследования по тесту «Дом-Дерево-Человек» дают возможность представить качественный анализ.

Полученные результаты мы отразили в представленном далее рисунке 6.

Рис. 6. Динамика результатов проведения методики «Дом-Дерево-Человек», особенности изображения «Дома» в экспериментальной группе до и после проведения программы

Полученные повторно данные свидетельствуют о том, что меньшее число человек в экспериментальной группе стали изображать дом вблизи, причем мужчины также стали изображать в два раза чаще, чем женщины (30% против 60%). Результаты женщины отличается от результатов мужчин, так как они испытывают дискомфорт больше, чем женщины (отсутствие теплоты, внимания, дома).

На рисунке «Дом» у сотрудников в экспериментальной группе наблюдается появление дверей, это говорит о том, что они уже не испытывают трудности при стремлении раскрыться перед другими. Около 5% мужчин и женщин не изобразили дверь. Результат по данной характеристике снизился на 5%.

У 30% рисунков дверь с огромными замками, дополняются штриховкой окна. Все это может указывать на замкнутость. По данной характеристике результат снизился на 20%

Полученные результаты мы отразили в представленном далее рисунке 7.

Рис. 7. Особенности размещения рисунка на листе в экспериментальной группе до и после проведения программы, %

Повторные результаты в экспериментальной группе

30% человек размещают рисунок над центром листа, что говорит о том, что субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели, внутреннюю напряженность.

55% человек размещают рисунок ниже центра листа, что свидетельствует о том, что субъект чувствует себя неудобно, скованно и это создает у него депрессивное настроение.


25% человек размещают рисунок в центре, что говорит о незащищенности, ригидности, потребности в заботливом контроле ради сохранения психического равновесия.

Сотрудникам в экспериментальной группе не хватает тепла и уюта в окружающей обстановке, заботливого контроля, комфорта, понимания. Но по повторным результатам после проведения программы, сотрудники стали более открыты, общительны и более контактируют с коллективом.

Анализируя рисунок «Дерево» можно отметить, что у всех обследуемых сотрудников изображены ствол и ветви, корни отсутствуют.

Полученные результаты в контрольной группе остались неизменными. Следовательно, проведенная нами программа дает положительный результат.

Повторные данные в экспериментальной группе:

У 35% человек ствол оторван от земли, причем у мужчин эта картина наблюдается чаще. Это говорит о том, что субъекту не хватает контакта с внешним миром, окружающим.

У 30% человек ствол открыто связан с листвой, что свидетельствует о высоком интеллекте, нормальном развитии человека.

У 10% человек ствол ограничен и сужается с низу. Это может свидетельствовать об ощущении несчастья, изоляции, отсутствии поддержки, стремлении укрепить свое «Я» против беспокойного мира.

25% человек заштриховали листву и ствол, в большей степени это проявляется у мужчин. Это говорит, что испытуемые напряжены, агрессивны, взволнованы, испытывают чувство брошенности, ненужности. Остановимся теперь на особенностях изображения «Человека».

При повторном прохождение методики было отмечено, что 30% человек нарисовали человека без определенных частей тела (рук, ног), лица (глаз, рта, ушей, носа), в большей степени это характерно для мужчин. Это говорит о замкнутости, скованности, скрытости, отвержении, непризнании человека. В данном случае мы видим спад на 20%.

25% человек глаза изобразили как пустые глазницы, это признак враждебности, агрессивности. После проведения программы данный фактор снизился на 15%.

Полученные результаты в контрольной группе остались неизменными. Следовательно, проведенные занятия дают положительный результат.

Сравнение рисунков сотрудников до программы и после показывает, что они стали адекватнее относится к возникающим жизненным ситуациям, стали принимать себя такими, какие они есть. Они стали более открытыми, у многих снизилась агрессия и тревожность. Пропало чувство отвергнутости, отчуждения и оппозиции.

Для выявления тревожности в коллективе была использована методика «Типовое состояние» (адаптированная методика Э. Эйдемиллера и В.В. Юсицкого). Ее цель - определение уровня профессионально обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и тревожности.


Анализируя субшкалы нервно-психического напряжения (Н) получили результат, что 3 человек (12%) оценивают себя от 6 до 7 баллов по «расслабленный - напряженный», «отдохнувший — уставший», «уверенный - неуверенный».

Таким образом, сумма баллов по всем трем субшкалам нервно-психологического напряжения (Н) у этих 3 человек равна или превышает 20 баллов, что означает, что данные люди испытывают в профессиональльной группе сильное нервно-психическое напряжение, недоверие к себе, чувство неполноценности. При этом из этих 3 человека в экспериментальной группе и 2 человека в контрольной группе, что соответственно составляет 3% и 6%. Анализируя субшкалы общей неудовлетворенности (У) получили результат, что 5 человек (18%) оценивают себя от 5 до 7 баллов по шкалам «довольный - недовольный», «здоровый - больной», «беззаботный - озабоченный» и «радостный - огорченный».

Таким образом, сумма баллов по всем четырем субшкалам общей неудовлетворенности (У) у этих 5 человек равна или превышает 26 баллов, что означает, что свидетельствует об общей неудовлетворенности данных сотрудников своим коллективом, депрессивности. Из этих 5 человек в экспериментальной группе и 3 человек в контрольной группе, что соответственно составляет 6% и 12%.

Анализируя субшкалы тревожности (Т) получили следующие результаты: 6 человек (23%) оценивают себя от 6 до 7 баллов по шкале «спокойный - встревоженный», в 7 баллов по шкале «нужный - лишний», по шкале «смелый - робкий» от 5 до 7 баллов, по шкале «ловкий -неуклюжий» в 6 и 7 баллов.

Таким образом, сумма баллов по всем четырем субшкалам тревожности (Т) у этих 6 человек равна или превышает 26 баллов. Отсюда можно сделать вывод, что 6 человек (23%) испытывают тревожность, незащищенность, чувство неполноценности.

Результаты по методике «Типовое состояние» подтвердили данные по тесту «Дом-Дерево-Человек», так как и в том, и в другом случае исследований получены практически одинаковые результаты.

Применение шкалы психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона позволило получить данные представленные на рисунке 9.

- низкий уровень стресса имеют 22,5% экспериментальная группа, что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности данной части выборочной совокупности к рабочим нагрузкам;

- средний уровень стресса имеют 55,7% экспериментальная;

- высокий уровень стресса характерен для 25,1%, что свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта.

Полученные результаты отображены на рисунке 8.


Рис. 8. Уровень психологического стресса в контрольной и экспериментальной группе

Полученные результаты в контрольной группе остались неизменными. Следовательно, проведенная нами программа дает положительный результат.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). В ходе повторного исследования нами получен удовлетворительный уровень благополучия взаимоотношений, так как в профессиональной группе изменилось количество работников имеющих неблагоприятный статус, 12 (48%) человек находятся в 3 статусной категории - принятых. Эти работники в системе межличностных отношений имеют сейчас удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Коэффициент взаимности (KB) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. Он равен 35%, из чего следует, что данная группа относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень).

Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает представление о характере отношений, существующих в группе. На данный момент, просматриваются изменения в социальной среде группы, т.е если раньше профессиональная группа была разбита на две группировки, то сейчас идет тенденция к формированию общей, сплоченной деятельности. Если раньше наблюдалась, что женщины и мужчины создают свои группировки обособлено друг от друга, то после программы наблюдается снижение той высокой половой дифференциации в группе. Индекс изолированности (ИИ) - 3,7%, т.е. данную группу можно считать благополучной.

Полученные результаты в контрольной группе остались неизменными. Следовательно, проведенная нами программа дает положительный результат.

Таким образом, по общим результатам проведенных диагностических исследований можно отметить, что у сотрудников повысился статус в межличностном общении в профессиональной группе, значительно снизилось выраженность симптомокомплексов: незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликт (фрустрация), трудности в общении, депрессивность. Следовательно, мы подтвердили свою гипотезу, что целенаправленная психологическая работа, направленная на коррекцию социально – психологического климата в профессиональной группе будет эффективной при условии использования специально разработанной программы, направленной на изучение системных понятий и представлений, необходимых для анализа собственного поведения, группового взаимодействия, социально-психологических ситуаций.