Файл: Социально-психологический климат организации ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА ОТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

1.1. Особенности влияния социально – психологического климата коллектива на эмоциональное состояние персонала

1.2. Формирование социально – психологического климата в профессиональной группе

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА ОТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ

2.1. Организация экспериментального исследования по изучению эмоционального состояния персонала и коррекции социально – психологического климата в профессиональной группе

2.2. Результаты экспериментального исследования зависимости эмоционального состояния персонала от социально – психологического климата. Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива.

Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

Какие бы обстоятельства или детерминанты ни предопределяли жизнедеятельность человека, внутренне, психологически действительными они становятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в область его эмоциональных отношений, преломиться и укрепиться в ней. Эмоции со всей своей самоочевидностью обнаруживают своё влияние в познании, искусстве, в семье и на работе, в экстремальных условиях жизнедеятельности, в достижениях и душевных кризисах человека. Сведения об их особенностях и значении относятся к тому минимуму знаний, которые необходимы для каждого человека тем более для психолога, желающего лучше разбираться в себе и других людях. Проблему эмоциональных состояний изучали философы, психологи, медики и естествоиспытатели, такие как: Б. Спиноза, Я.М. Калашник, Э. Линдеманн, А.Н. Леонтьев, А. М. Блондау, Р.У. Липер, Ж.П. Сартр, М. Аргайл, К.Е. Изард, П.В. Симонов, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, В.К. Вилюанс, Л.Я. Гозман.

Таким образом, анализ психологической литературы позволили выявить противоречие между необходимостью изучения зависимости эмоциональных состояний персонала от социально – психологического климата в профессиональной группе и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике профессиональной деятельности психолога.

Объектом исследования работы является эмоциональные состояния в профессиональной группе.

Предметом исследования работы являются социально – психологический климат, который способствует успешному развитию эмоциональных состояний в профессиональной группе.

Цель исследования: изучить зависимость эмоциональных состояний персонала от социально – психологического климата в профессиональной группе.

В связи с поставленной целью были определенны следующие задачи:

1. Рассмотреть проблему изучения эмоций и эмоционального состояния в трудах отечественных и зарубежных исследователей.


2. Описать особенности влияния социально – психологического климата коллектива на эмоциональное состояние персонала.

3. Рассмотреть формирование социально – психологического климата в профессиональной группе.

4. Провести исследование эмоционального состояния персонала на примере ООО «РостовОргСинтез».

5. Разработать и апробировать программу психологического направленная по коррекции социально – психологического климата в профессиональной группе.

6. Проанализировать динамику результатов по итогам реализации программы.

Гипотеза исследования: целенаправленная психологическая работа направленная на коррекцию социально – психологического климата в профессиональной группе будет эффективной при условии использования специально разработанной программы, направленной на изучение системных понятий и представлений, необходимых для анализа собственного поведения, группового взаимодействия, социально-психологических ситуаций.

Степень изученности проблемы. Основами изучения проблемы стали работы Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика, Н.Н. Обозова, Н.И. Шевандрина о природе эмоциональных состояний, а также труды отечественных и зарубежных авторов: Б.Г. Ананьева, С.А. Беличевой, И.С. Кона, Д.В. Колесова, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, В.А. Родионова, А.А. Реана, В.М. Соковкина, по вопросам развития эмоциональных состояний в профессиональной группе.

Методологическая основа исследования: философские, психологические и педагогические концепции и подходы в образовании: субъектно-деятельностная теория (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн); концепция гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, Р.А. Валеева, Л.А. Волович, О.С. Газман, Б.Т. Лихачев, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, В.А. Сухомлинский, Л.П. Тихонова, С.Т. Шацкий и др.); теории социализации личности (Б.З. Вульфов, Р.Г. Гурова, И.С. Кон, В.Ш. Масленникова, А.В. Мудрик, М.И. Трегубова и др.); личностно-деятельностный подход к организации деятельности профессиональных коллективов (В.И. Андреев, М.И. Рожков, Л.И. Уманский, Р.Х. Шакуров).

Методы исследования:

  1. теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
  2. эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование. В качестве основных методик использовались такие, как методика Дж. Бука «Дом-Дерево-Человек», шкалы психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона, адаптированная методика Э. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого «Типовые состояния».
  3. метод количественной и качественной обработки

База исследования: исследование осуществлялось при участии работников ООО «РостовОргСинтез».

Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в качестве материала для подготовки спецкурсов и спецсеминаров по теме «Зависимость эмоционального состояния от социально – психологического климата в коллективе»», планов семинарских занятий по социальной психологии, разработки тренинговых программ по по коррекции социально – психологического климата в профессиональной группе, курсов повышения квалификации специалистов по работе с работниками предприятий и др.

Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА ОТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

1.1. Особенности влияния социально – психологического климата коллектива на эмоциональное состояние персонала

За последнее время произошло и продолжает происходить немало значительных социальных перемен в обществе и на производстве, а в сознании людей осуществляются радикальные психологические процессы. Природу данных процессов нельзя назвать стихийной, их появление далеко не случайно. Вся предыдущая история экономического и социального развития человеческого общества, история становления человека - труженика создала почву и условия для применения психологической науки как сильнейшего средства активизации человеческого фактора во всех областях производственной и духовной деятельности. Одним из главных направлений повышения эффективности роли и значения человеческого фактора в условиях современного производства является социально-психологический климат трудового коллектива.


Впервые термин «психологический климат» в отечественной социальной психологии ввел Н.С. Мансуров, изучавший производственные коллективы. Формирование, а так же корректировка психологического климата осуществляется в деятельности [40].

Содержание данного понятия одним из первых раскрыл СПК В.М.Шепель. По мнению ученого, психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, которая появляется, основываясь на их симпатии, совпадении характеров, интересов, склонностей. По мнению В.М. Шепеля, климат отношений между людьми в организации вбирает в себя три основных компонента. Первым компонентом является социальный климат, определяющийся осознанием общих целей и задач организации. Второй - это моральный климат, который определяется принятыми моральными ценностями организации. Третьим компонентом выступает психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, возникающие между работниками [47].

В целом, данный феномен носит название социально-психологического климата коллектива организации.

Социально-психологический климат - это комплексное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, в котором отражена степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности, в нем выражается общий настрой и уровень удовлетворенности работников организацией личного труда, отношениями с другими сотрудниками и общим уровнем организованности в организации или коллективе. Данный настрой сотрудников по своим причинам связан с внутриорганизационными, внутрисистемными факторами и является вполне нейтральным относительно внесистемных влияний (формам проведения досуга, семейным и бытовым факторам и т.д.).

Структуру социально-психологического климата определяет система сформировавшихся в коллективе отношений между его членами и может характеризоваться элементами, в виде синтеза общественных и межличностных отношений. Общественные отношения раскрывают социальное содержание личных отношений людей в коллективе. Такими отношениями являются: производственные, политические, правовые, этические, эстетические.

Межличностные отношения являются организационно-технологическими взаимодействиями, статусно-ролевой взаимосвязью, административно-психологическим взаимовлиянием, эмоционально-логическим взаимопознанием. Их возникновение основано на предметно-практической деятельности коллектива, и они заданы материально-техническими, организационно-управленческими и прочими условиями коллективной жизнедеятельности. По мнению В.В. Бойко, совокупность содержания общественных и межличностных отношений являет собой взаимоотношения людей (сотрудничество, соревнование, сплоченность, совместимость, дружбу, согласие), а также в виде качеств личности, которыми обусловлены психологические особенности общения людей в коллективе.


Согласно трактовке В.Д. Парыгина: «Климат коллектива является преобладающим и относительно устойчивым психологическим настроем коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности».

Одну из первых попыток раскрытия содержание понятия социально-психологического климата как эмоциональной окраски психологических связей членов коллектива, основанной на их близости, симпатии, совпадении характеров, интересов и склонностей, предпринял В.М.Шепель. Также в данном понятии ученый выделил три «климатические зоны:

1) социальный климат, определяющийся уровнем осознанности работниками предприятия общих целей и задач, а так же тем, насколько работодатель гарантирует соблюдение всех конституционных прав работников как граждан,

2) моральный климат, определяющийся моральными ценностями, которые общеприняты в данном коллективе.

3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, формирующаяся между работниками, которые непосредственно контактируют друг с другом. Иными словами, психологический климат – это микроклимат, с более локальной зоной действия, нежели у морального и социального. Также, по мнению В.М. Шепеля, эмоциональная атмосфера коллектива может оказывать двоякое влияние на личность - как стимулирующее, так и тормозящее, то есть то, которое подавляет творческую инициативу, активность и энергию человека [4].

Несмотря на разницу в подходах и определениях социально – психологического климата, многие авторы объединяются в позиции, что относительно устойчивый психологический настрой служит в некоторой мере целостной характеристикой коллектива, выражается в межличностных отношениях, в отношениях к трудовой ситуации, оказывает влияние на результаты производственной деятельности, самочувствие, активность личности (положительно, нейтрально или отрицательно).

Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с сотрудниками) и по вертикали (с руководителями) является одним из важнейших показателей социально – психологического климата в трудовом коллективе. По горизонтали показатели удовлетворенности взаимоотношениями напрямую связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, которые связаны с работой и тем, насколько часто члены коллектива контактируют между собой в свободное от работы время. Даже в самой официальной обстановке так или иначе между людьми возникают личные отношения, которые не могут не оказывать влияния на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе.