Файл: Социально-психологический климат организации ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА ОТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

1.1. Особенности влияния социально – психологического климата коллектива на эмоциональное состояние персонала

1.2. Формирование социально – психологического климата в профессиональной группе

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА ОТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ

2.1. Организация экспериментального исследования по изучению эмоционального состояния персонала и коррекции социально – психологического климата в профессиональной группе

2.2. Результаты экспериментального исследования зависимости эмоционального состояния персонала от социально – психологического климата. Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью занятий является организация психолого-педагогической работы с сотрудниками экспериментальной группы по коррекции социально – психологического климата в профессиональной группе.

Работа в группе ориентирована на активное присвоение сотрудников нового опыта, возникающего в ходе развивающего процесса, и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей. Основная форма работы – групповые занятия. Количество участников – 11 человек. Возраст участников от 25 до 42 лет. Продолжительность занятия 35-40 минут. Продолжительность и частота могут варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности испытуемых.

Во время реализации программы, конечно, были свои трудности, связанные, в первую очередь, с закрытостью и скованностью испытуемых на первых занятиях, т. к. они не понимали до конца, с какой целью все это проводится. Но во время заключительных занятий они говорили, что «получили возможность честного и открытого общения, смогли обсудить различные проблемы в атмосфере доверия и понимания».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация программы по развитию эмоционального состояния сотрудников в целом удалась. Для проверки эффективности программы, будет вторично проведена диагностика особенностей эмоционального состояния, а также прослежена динамика результатов.

По результатам можно сделать вывод, что проведение программы дало положительный сдвиг по отношению сотрудников к самим себе, к взаимоотношениям с окружающими. Они стали более раскрепощенными, почувствовали уверенность в себе, научились защищать себя психологически и морально от различных жизненных ситуаций. Полученные результаты в контрольной группе остались неизменными. Следовательно, проведенная нами программа дает положительный результат.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). В ходе повторного исследования нами получен удовлетворительный уровень благополучия взаимоотношений, так как в профессиональной группе изменилось количество работников имеющих неблагоприятный статус, 12 (48%) человек находятся в 3 статусной категории - принятых. Эти работники в системе межличностных отношений имеют сейчас удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Коэффициент взаимности (KB) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. Он равен 35%, из чего следует, что данная группа относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень).


Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает представление о характере отношений, существующих в группе. На данный момент, просматриваются изменения в социальной среде группы, т.е если раньше профессиональная группа была разбита на две группировки, то сейчас идет тенденция к формированию общей, сплоченной деятельности. Если раньше наблюдалась, что женщины и мужчины создают свои группировки обособлено друг от друга, то после программы наблюдается снижение той высокой половой дифференциации в группе. Индекс изолированности (ИИ) - 3,7%, т.е. данную группу можно считать благополучной.

Полученные результаты в контрольной группе остались неизменными. Следовательно, проведенная нами программа дает положительный результат.

Общие результаты проведенных диагностических исследований по тестам «Дом-Дерево-Человек», «Типовое состояние» и шкалы психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона, можно отметить, что у сотрудников повысился статус в межличностном общении в профессиональной группе, значительно снизилось выраженность симптомокомплексов: незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликт (фрустрация), трудности в общении, депрессивность.

Следовательно, мы подтвердили свою гипотезу, что целенаправленная психологическая работа, направленная на коррекцию социально – психологического климата в профессиональной группе будет эффективной при условии использования специально разработанной программы, направленной на изучение системных понятий и представлений, необходимых для анализа собственного поведения, группового взаимодействия, социально-психологических ситуаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 2016.- 389с.
  2. Анцупов А., Ковалев В. Социально-психологическая оценка персонала. - М.: Перспектива. - 2015. – 545с.
  3. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. - М., 2013. – 631с.
  4. Аникиева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 2012. – 547с.
  5. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений» // Журнал: Семейная психология и семейная терапия. - 2012. - №2. -с. 14-41.
  6. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 2013. – 471с.
  7. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2012 - 480 с.
  8. Бодалев А.А. Психология личности: учебник. / А.А. Бодалев; - М.: ЮНИТИ, 2014. – 433с.
  9. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть уверенность, истинное достоинство и здоровье. - СПб., 2014. -97с.
  10. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. -СПб., 2011. -224с.
  11. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. 2012. - 334.
  12. Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Сфера. - 2010. – 565с.
  13. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни - М., 2013 - 265 с.
  14. Запольский Д.М. Политическое лидерство как социальный феномен: Монография СПб.: Культ-информ-пресс, 2002.- 565с.
  15. Жданов О. Социально-психологический климат в коллективе. / О. Жданов; HR-портал: сообщество профессионалов. - 2017. – 122с.
  16. Крэйг Г. Психология развития. - СПб., 2000. - 992 с.
  17. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М.: Академия. - 2011. – 465с.
  18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М., 2012 -518 с.
  19. Конопкин, О. А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2011. – № 3. – С. 38-48.
  20. Лутошкин А.Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. Кострома, 2011 - 183 с.
  21. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия в коллективе. - СПб., 2010. - 150с.