Файл: Социально-психологический климат организации ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА ОТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

1.1. Особенности влияния социально – психологического климата коллектива на эмоциональное состояние персонала

1.2. Формирование социально – психологического климата в профессиональной группе

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА ОТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ

2.1. Организация экспериментального исследования по изучению эмоционального состояния персонала и коррекции социально – психологического климата в профессиональной группе

2.2. Результаты экспериментального исследования зависимости эмоционального состояния персонала от социально – психологического климата. Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Упражнение «Желаю тебе…» было заключительным на этом занятии и участники высказывали друг другу пожелания на сегодняшний день.

Работники были очень рады, узнав тему этого занятия. Многие не знали, как справляться с теми отрицательными чувствами, которые у них возникали. Некоторые даже были удивлены, что решение проблемы будет не столь сложным, как им казалось. Сотрудники, как никогда отнеслись серьезно и ответственно к упражнениям. Одна женщина сказала, что у нее не было чувства агрессии и, что она никогда этого не испытывала. По ней было видно, что она демонстративно, специально привлекает внимание подростков. Группа отреагировала спокойно и уравновешено. Объяснив и доказав на примерах, что каждый человек испытывает в разных ситуациях гамму различных чувств.

Целью девятого занятия стало отработка навыков решения конфликтных ситуаций; формирование качеств настоящего друга: решение личных проблем учащихся, возникающих в отношениях с друзьями.

Работники спокойно садились в круг, чувствуя себя одной большой, дружной группой. Не было никаких секретов, тайн, скрытых обид и подозрительных взглядов, как раньше. Теперь с ними можно было поговорить на более откровенные темы. Сотрудники откровенно обсуждали понятия «Дружба» и «Любовь». В мозговом штурме принимали в основном участие девушки, т.к. по реакции это им было более интересно. Занятие прошло успешно и интересно.

Целью десятого занятия стало осознание собственного «Я»: своих социальных ролей, личностных качеств. Это было последнее занятие, на котором мы обобщили весь накопленный материал и совместили в одно единое «Кто я». Сотрудники без особого труда справлялись с заданиями. Больше всего им понравилось упражнение «Нарисуй автопортрет». Еще не разу, мы не видели сочетание столь множество чувств в одной деятельности. Работники и боялись и смущались, нервничали и смеялись (причем не над другими, а сами над собой), это говорит о принятии своей личности такой какая она есть.

Упражнение «Мы делились…». Один из участников вышел за дверь, а все остальные разделились на подгруппы. Вернувшийся участник должен был определить, по какому признаку группа разделилась на части. Упражнение «Состояние». Все участники пытались в ходе выполнения описать состояние соседа слева, а он после этого описывал свое настоящее состояние.

Упражнение «Подарок». Все участники по очереди делали подарки своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо было вручить молча, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получал подарок, старался понять, что ему дарят. Пока все не получали подарки, говорить ничего не надо.


Когда все получали подарки (круг замкнется), тренер обращался к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивал его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращался к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал, и так по очереди до последнего участника.

Упражнение «Мой сегодняшний день». В течение пяти минут участники рисовали свои впечатления о сегодняшнем дне. А потом все вместе отгадывали где, чей рисунок. Выполнение этого задания дало возможность рефлексии содержания работы за день, помогло структурировать полученный опыт. После каждого занятия работники раздавались оценочные анкеты работы группы.

Во время реализации программы все испытуемые экспериментальной группы (сотрудники – 10 чел.) активно приняли участие, были инициативны, смогли развить в себе очень много полезных навыков: расширили возможности понимания людей в коллективе, выработали новые навыки взаимодействия, сотрудничества с сотрудниками, многие признали за другим работником право на собственный выбор, на собственную позицию и т.д.; легко снимать мышечное напряжение, развили чувство эмпатии, навыки саморегуляции и т.д.

Во время реализации занятий, конечно, были свои трудности, связанные, в первую очередь, с закрытостью и скованностью испытуемых на первых занятиях, т. к. они не понимали до конца, с какой целью все это проводится. Но во время заключительных занятий они говорили, что «получили возможность честного и открытого общения, смогли обсудить различные проблемы в атмосфере доверия и понимания».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация коррекционной работы по развитию эмоционального состояния сотрудников в целом удалась. Для проверки эффективности программы, будет вторично проведена диагностика особенностей эмоционального состояния, а также прослежена динамика результатов, которые представлены в следующем параграфе.


2.2. Результаты экспериментального исследования зависимости эмоционального состояния персонала от социально – психологического климата. Анализ результатов исследования

В результате проведенного исследования и количественной оценки теста Дж. Бука были получены следующие данные в контрольной и экспериментальной группе по симптомокомплексу, которые представлены в виде таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Количественный состав работников по уровням выраженности симптомокомплексов в экспериментальной группе

Симптомокомплекс

Количество по уровню

Высокий

Средний

Низкий

%

%

%

Незащищенность

60%

30%

10%

Тревожность

60%

30%

10%

Недоверие к себе

50%

40%)

10%

Чувство

70%

30%

10%

Враждебность

60%

20%

20%

Конфликтность

60%

20%

20%

Трудности общения

70%

20%

10%

Депрессивность

50%)

30%о

20%о

В экспериментальной группе по симптомокомплексу «незащищенность» - 60% работники имеют высокий уровень выраженности незащищенности. По симптомокомплексу «тревожность» - высокий уровень тревожности имеют 60% работников. 50% работников имеют высокий уровень выраженности по симптомокомплексу «недоверие к себе». По симптомокомплексу «чувство неполноценности» - 70% работников. 60% работников имеют высокий уровень выраженности по симптомокомплексу «враждебность».

Таблица 2

Количественный состав работников по уровням выраженности симптомокомплексов в контрольной группе

Симптомокомплекс

Количество по уровню

Высокий

Средний

Низкий

%

%

%

Незащищенность

15%

30%

50%

Тревожность

22%

26%

54%

Недоверие к себе

19%

54%

30%

Чувство

4%

15%

80%

Враждебность

19%

24%

75%

Конфликтность

19%

0

50%

7

43%

Трудности общения

20%

32%

50%

Депрессивность

9%

50%

48%


В контрольной группе по симптомокомплексу «конфликтность (фрустрация)» имеют высокий показатель 19% работников. По симптомокомплексу «трудности общении» имеют высокий уровень 20% работников. И по симптомокомплексу «депрессивность» имеют высокий показатель 50% работников в контрольной группе.

Данные результаты были получены при анализе рисунков работников, согласно требований таблицы симптомокомплексов теста «Дом-Дерево-Человек» (см. Приложение № 1). Результаты проведенного исследования по тесту «Дом-Дерево-Человек» также дают возможность представить качественный анализ.

Анализ рисунка А.В. показал наличие у человека высокого уровня эмоциональной тревожности. На рисунке А.В. изобразил линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими (человек имеет неблагоприятную статусную категорию). Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании работник использовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение.

В.М. при рисовании сильно нажимала на карандаш, несколько раз исправляла рисунок. Когда рисовала человека, руки изобразила в виде кулаков, что может говорить о существующих признаках агрессии, и возможно является причиной трудностей в общении с окружающими. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена.

В.Н. все три рисунка расположил в самом низу листа, поэтому мы можем предполагать о том, что человек неуверен в себе, может быть заниженная самооценка. Волосы он изобразил сильной штриховкой, это может говорить о тревоге.

При анализе рисунка Ю.Д. заметно проявление у работника агрессивности, о чем говорит агрессивная поза человека, человек вооружен (в руках держит шпаги). На лице человека не прорисованы глаза, и голова нарисована в профиль. Такое положение рисунка рассматривается как проявление закрытости человека, ухода от общения. Отсутствие таких основных деталей лица, как глаза может указывать также на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. Можно предположить, что агрессивность работника выражается в стремление доминировать над коллективом, прибегать к силе, как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов, что возможно и является причиной возникновения трудностей в общении с другими работниками в профессиональной группе.


По анализу рисунка А.М. можно сказать, что у сотрудника высокий уровень тревожности и наблюдаются трудности в общении с коллективом. В процессе рисования А.М. часто обращалась за поддержкой, переспрашивала, правильно ли она рисует, и все ли она правильно делает. При письме сильно нажимала на карандаш. (О повышенной степени тревожности свидетельствует «тревожная линия»). На рисунке изображенного дома отсутствуют двери, из чего можно сделать вывод, что А.М. испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими, особенно это может быть в домашнем кругу. При этом потребность в общении не обязательно снижена. Возможно, что у работника наоборот, потребность в общении может быть очень высокая, но в силу неблагоприятно складывающихся взаимоотношений эта потребность подавлена, загнана внутрь.

Рисунок В.М. показывает наличия у сотрудника тревоги, эмоциональной зависимости, чувство дискомфорта и скованности, недостаток веры в себя, т.к. все три рисунка очень маленькие и изображены в самом низу листа. Линии рисунка неуверенные, выделение некоторых деталей рисунка говорит о возможном существовании тревожности. А также изменчивый нажим может говорить об эмоциональной нестабильности.

Изображение человека: руки человека короткие, отсутствуют кисти, что свидетельствует о сниженной практике общения человека. Потребность в общении не удовлетворяется.

У В.П. возможно отсутствие стремления к общению и проявление чувства неадекватности. Рисунок дерева: ветки нарисованы вверх, одной линией, т.е. возможно работник старается избегать неприятностей реальности, приукрашивание реальности. Рисунок дома - отсутствие двери, что говорит о замкнутости ребенка, возникающие трудности в общении.

Результаты методики «Дом-Дерево-Человек» показали, что сотрудники имеют существенные дисгармонии личностного развития и эмоционального состояния в коллективе. Результаты проведенного исследования по тесту «Дом-Дерево-Человек» дают возможность представить качественный анализ.

Полученные результаты мы отразили в представленном далее рисунке 1.

Рис. 1. Результаты проведения методики «Дом-Дерево-Человек», особенности изображения «Дома» в контрольной и экспериментальной группе

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство сотрудников в экспериментальной группе изображают дом вдали, причем мужчины изображают в два раза чаще, чем женщины (35% против 60). Дом вдали символизирует чувство отвергнутости, отчуждения, потребность в защите.