Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 3
На рисунке «Дом» у сотрудников в экспериментальной группе наблюдается отсутствие дверей, это говорит о том, что они испытывают трудность при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Обратная картина в контрольной группе, около 10% испытуемых не изобразили дверь.
У 50% рисунков дверь с огромными замками, дополняются штриховкой окна. Все это может указывать на замкнутость.
Полученные результаты мы отразили в представленном далее рисунке 2.
Рис. 2. Особенности размещения рисунка на листе в контрольной и экспериментальной группе, %
Данные в экспериментальной группе:
45% работников размещают рисунок над центром листа, что говорит о том, что субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели, внутреннюю напряженность.
50% сотрудников размещают рисунок ниже центра листа, что свидетельствует о том, что субъект чувствует себя неудобно, скованно и это создает у него депрессивное настроение.
25% работников размещают рисунок в центре, что говорит о незащищенности, ригидности, потребности в заботливом контроле ради сохранения психического равновесия.
В экспериментальной группе не хватает тепла и уюта дома, заботливого контроля, комфорта, понимания.
Анализируя рисунок «Дерево» можно отметить, что у всех обследуемых детей изображены ствол и ветви, корни отсутствуют.
Полученные результаты мы отразили в представленном далее рисунке 3.
Рис. 3. Результаты проведения методики «Дом-Дерево-Человек», Особенности изображения ствола в контрольной и экспериментальной группе, %.
Данные контрольной и экспериментальной группы:
У 80% сотрудников ствол оторван от земли, причем у мужчин эта картина наблюдается чаще. Это говорит о том, что субъекту не хватает контакта с внешним миром, окружающим.
У 30% работников ствол открыто связан с листвой, что свидетельствует о высоком интеллекте, нормальном развитии человека.
У 50% работников ствол ограничен и сужается с низу. Это может свидетельствовать об ощущении несчастья, изоляции, отсутствии поддержки, стремлении укрепить свое «Я» против беспокойного мира.
45% работников заштриховали листву и ствол, в большей степени это проявляется у мужчин. Это говорит, что испытуемый напряжён, агрессивен, взволнован, испытывает чувство брошенности, ненужности. Остановимся теперь на особенностях изображения «Человека».
Как известно, в этом рисунке отображается представление работника о самом себе, то, как он хочет выглядеть перед другими. Следует отметить, что порядка 50% работников нарисовали человека без определенных частей тела (рук, ног), лица (глаз, рта, ушей, носа), в большей степени это характерно для мужчин в экспериментальной группе. Это говорит о замкнутости, скованности, скрытости, отвержении, непризнании человека.
40% работников глаза изобразили как пустые глазницы, это признак враждебности, агрессивности
В экспериментальной группе, около 50% сотрудников (30% мужчин) изображают плечи ненормально мелкими. В этом случае можно говорить о заниженной самооценке, ощущении ничтожности, малоценности.
На рисунках в экспериментальной группе, наблюдается присутствие оружия в руке человека. Эти сотрудники относятся к числу агрессивных, зависимых личностей. Рассматривая рисунки «Дом», «Дерево», «Человек» у работников, можно отметить частые стирания, неодинаковый нажим, штриховка, разрыв линий, острые углы, что ещё раз подтверждает наличие агрессии, тревоги, незащищённости.
Анализ рисунков по тесту «Дом-Дерево-Человек» показал, что значительная часть испытуемых имеют серьёзные психологические проблемы: незащищённость, тревожность, страхи, недоверие к себе, враждебность, трудности в общении, и в целом задержку личностного и психического развития.
Таким образом, данное исследование говорит о том, что развитие эмоционального состояния влияет на социально – психологический климат в профессиональном коллективе. Об этом могут свидетельствовать результаты проведенного исследования. Поэтому современный специалист должен владеть теорией вопроса и уметь правильно оказать помощь в решении данной проблемы.
Высокий уровень эмоционального благополучия выявлен у сотрудников в 50% случаев, а низкий уровень – 20% случаев.
Полученные результаты мы отразили в представленном далее рисунке 4.
Рис. 4. Итоговые результаты проведенного исследования в экспериментальной и контрольной группе
Полученные результаты свидетельствуют эмоциональном благополучии работников в экспериментальной группе. Сотрудники эмоционально недостаточно благополучны.
Образ себя у работников в экспериментальной группе схематичен. Следовательно, можно говорить о сниженной самооценке и негативном самоощущении сотрудника. Таким образом, из выше сказанного следует, что в особенностях развития эмоционального состояния работников можно выделить несколько уровней эмоционального благополучия. Уровень развития эмоционального благополучия к работе, не только целесообразен, но и необходим.
Эти данные могут свидетельствовать о том, что эмоциональное состояние сотрудника связано с эффективной работой в коллективе: так, у работников, которые не поддерживают дружеские отношение в коллективе показатели, свидетельствующие о хорошем эмоциональном состоянии, выражены менее ярко.
При сравнение рисунков работников в экспериментальной и контрольной группах показывает, что сотрудники в экспериментальной группе чаше изображают улыбку на лицах персонажей, чем работники в контрольной, также следует отметить значительно более низкую прорисованность фигуры человека у сотрудников в экспериментальной группе. В совокупности данные показатели свидетельствуют о сниженном самоощущении, о чувстве своей незначительности и покинутости у сотрудников.
Сравнительный качественный анализ практически всех показателей рисунков работников выявил одну и ту же тенденцию, согласно которой одни имеют менее благоприятную картину эмоционально-личностной сферы в сравнении с их другими. Для них в большей степени характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение.
Учитывая, что эти особенности были выявлены в изображениях всех трех рисунках, их можно считать достаточно устойчивыми характеристиками, отражающими специфику личностного развития работников. Для выявления тревожности в профессиональном коллективе была использована методика «Типовое состояние» (адаптированная методика Э. Эйдемиллера и В.В. Юсицкого).
Ее цель: определение уровня профессионально обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и тревожности.
Анализируя субшкалы нервно-психического напряжения (Н) получили результат, что 8 человек оценивают себя от 6 до 7 баллов по «расслабленный - напряженный», «отдохнувший - уставший», «уверенный-неуверенный».
Таким образом, сумма баллов по всем трем субшкалам нервно-психологического напряжения (Н) у этих 8 человек равна или превышает 20 баллов, что означает, что данные сотрудники испытывают в профессиональном коллективе сильное нервно-психическое напряжение, недоверие к себе, чувство неполноценности. При этом из этих 5 человек в экспериментальной группе и 3 человека в контрольной группе, что соответственно составляет 50% и 19%.
Анализируя субшкалы общей неудовлетворенности (У) получили результат, что 7 человек оценивают себя от 5 до 7 баллов по шкалам «довольный - недовольный», «здоровый - больной», «беззаботный-озабоченный» и «радостный - огорченный».
Таким образом, сумма баллов по всем четырем субшкалам общей неудовлетворенности (У) у этих 7 человек равна или превышает 26 баллов, что означает, что свидетельствует об общей неудовлетворенности данных детей коллективом, депрессивности. Из этих 7 человек в экспериментальной группе и 2 человек в контрольной группе, что соответственно составляет 50% и 12%.
Анализируя субшкалы тревожности (Т) получили следующие результаты: 11 человек оценивают себя от 6 до 7 баллов по шкале «спокойный - встревоженный», в 7 баллов по шкале «нужный - лишний», по шкале «смелый - робкий» от 5 до 7 баллов, по шкале «ловкий -неуклюжий» в 6 и 7 баллов.
Таким образом, сумма баллов по всем четырем субшкалам тревожности (Т) у этих 11 человек равна или превышает 26 баллов. Отсюда можно сделать вывод, что 11 человек испытывают тревожность, незащищенность, чувство неполноценности.
Результаты по методике «Типовое состояние» подтвердили данные по тесту «Дом-Дерево-Человек», так как и в том, и в другом случае исследований получены практически одинаковые результаты.
Применение шкалы психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона позволило получить данные представленные на рисунке 5.
- низкий уровень стресса имеют 17,9% экспериментальная группа и 19,2% контрольная группа, что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности данной части выборочной совокупности к рабочим нагрузкам;
- средний уровень стресса имеют 42,8% экспериментальная группа и 55,7% контрольная группа;
- высокий уровень стресса характерен для 39,3% экспериментальная группа и 25,1% контрольная группа, что свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта.
Рис. 5. Уровень психологического стресса в контрольной и экспериментальной группе
В ходе применения критерия Стьюдента нами были обнаружены различия в структуре переживаний стресса в контрольной и экспериментальной группе.
При сравнении статистической значимости показателей у испытуемых были получены следующие результаты: =2,65, а = 4,2. В сравнении больше за - это значит, что результат находится в зоне значимости.
Полученные данные свидетельствуют о том, что каждый пятый работник испытывает стрессовое состояние, переживает состояние дезадаптации и психического дискомфорта. Вместе с тем степень психического напряжения, психологического дискомфорта в контрольной группе ниже, чем в экспериментальной.
На основе полученных данные мы разработали и провели работу психологического направленная по коррекции социально – психологического климата в профессиональной группе.
С целью проверки эффективности программы была проведена вторичная диагностика двух групп, которая позволила проследить динамику результатов по итогам реализации программы. Вторичная диагностика проводилась с использованием тех же методик. После проведения программы, мы сделали повторный срез диагностики в экспериментальной и контрольной группах. Повторная диагностика проводилась по описанным ранее методикам и была отслежена положительная динамика развития в отношении к сотрудниам и поведения самих работников по всем основным показателям.
В результате повторно проведенного исследования и количественной оценки теста Дж. Бука были получены следующие данные по 10 сотрудникам экспериментальной группы и 11 сотрудников из контрольной группы.
Полученные повторно результаты мы отразили в таблице 4
Таблица 4
Динамика состава сотрудников в экспериментальной группе по уровням выраженности симптомокомплексов
Симптомокомплекс |
Количество по уровню |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
% |
% |
% |
||||
Незащищенность |
46% |
23% |
50% |
|||
Тревожность |
23% |
50% |
46% |
|||
Недоверие к себе |
0% |
46% |
73% |
|||
Чувство |
46% |
50% |
23% |
|||
Враждебность |
23% |
23% |
73% |
|||
Конфликтность |
23% |
46% |
50% |
|||
Трудности общения |
23% |
23% |
73% |
|||
Депрессивность |
46% |
46% |
46% |
У сотрудников в экспериментальной группе по результатам повторной диагностики выраженность симптомокомплекса «незащищенность» снизилась до 46% (до программы 60%), а у псотрудников в контрольной группе выраженность симптомокомплексов составило 19%.
По симптомокомплексу «тревожность» - высокий уровень тревожности имеют 23% (до - 60%) сотрудников в экспериментальной группе и 19% сотрудников в контрольной группе.
Отсутствуют люди, в экспериментальной группе имеющие высокий уровень выраженности по симптомокомплексу «недоверие к себе», а в контрольной группе 17% человек.
По симптомокомплексу «чувство неполноценности» - 46% (до - 70%) человек имеют высокий уровень выраженности. 23% (до - 60%) человек в экспериментальной группе имеют высокий уровень выраженности по симптомокомплексу «враждебность» и 17% человек в контрольной группе. 23% (до - 60%) человек в экспериментальной группе имеют высокий уровень выраженности по симптомокомплексу «враждебность».