Файл: Сетевые формы организации бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В мире бизнеса сетевые структуры могут функционировать по крайней мере на трёх различных уровнях: они могут быть составлены из целых предприятий как узлов или же из частей (отделов, департаментов) одного предприятия; особняком стоят малые коммерческие сетевые предприятия (например, кооперативы), обычно прямо составленные из индивидуальных бизнесменов или их небольших групп.

Распространённая бизнес-стратегия, ведущая к формированию межфирменных (межорганизационных) сетей, состоит в аутсорсинге, т.е. заключении контрактов с препоручением определённых родов деятельности другим, независимым, предприятиям; это может означать передачу им право на использование части ресурсов, включая персонал[16]. Благодаря аутсорсингу, фирма имеет возможность заниматься основным, самым выигрышным для себя бизнесом, делегируя другим входящим в сеть фирмам некоторые специальные функции, и тем самым снижать расходы на найм и обучение специалистов. Сходная в принципе бизнес-стратегия — создание межфирменных сетевых объединений ради получения хотя бы временного, частичного доступа к продуктам производства, каналам распределения, источникам финансирования бизнес-проектов, основному капиталу и интеллектуальной собственности других предприятий. Формирование межорганизационных сетей нередко означает board interlock: установление «связей между организациями благодаря тому, что члены одной организации входят в директорат другой организации». Это особенно характерно для стран, недавно вступивших на путь интенсивного развития капитализма. Так, в Китае взаимопереплетённые органы управления коммерческих предприятий способствуют объединению фирм в регионально распределённые группы[17].

Межфирменные (межорганизационные) сети, называемые часто также стратегическими альянсами, широко распространены в мире современного бизнеса; они особенно характерны для гигантских компаний, стремящихся к получению конкурентных преимуществ на глобальном уровне. Как подчёркивается в классической работе, Boeing и Rolls Royce образовали альянс для создания модели самолёта Boeing 757, причём большая часть производственных процессов осуществлялась в рамках проектов с фирмами-партнёрами в Японии и Италии. Подобные сетевые структуры частично иерархизируются, если в состав альянсов входят одна или несколько крупных фирм наряду с более мелкими партнёрами. Примером может служить альянс General Motors и сравнительно небольшой компании Teknowledge, которая специализировалась в изготовлении систем искусственного интеллекта.


Развитие стратегических альянсов между фирмами ведёт к формированию системы «распределённого интеллекта» на межфирменном уровне, где хранится информация и ноу-хау, которым не владеет в полной мере ни одна из этих фирм. Используя коллективно сохраняемую информацию, стратегический альянс может обучаться/тренироваться как единое целое, адаптируясь к изменчивым, динамичным внешним условиям. Динамичные сетевые структуры в бизнесе представляют собой временные союзы фирм, готовых объединиться для выполнения определённой задачи, а затем разойтись, чтобы стать частью другого временного союза. В этой ситуации сетевые отношения между фирмами не являются ни стабильными, ни долговременными. В то же время эти качества присущи стабильным сетевым структурам. Речь идёт об объединениях географически рассредоточенных фирм типа японских кейретцу (стабильные союзы фирм разных размеров, например, специализированных по этапам изготовления хлопковых изделий) или скандинавских межорганизационных союзов, состоящих из индустриальных гигантов типа Volvo, Ericsson, Saab-Scandis, Fairchild[18].

2.2 Сети, формируемые в пределах одного предприятия.

Что касается сетей внутри одной фирмы/организации, то такие внутренние сетевые структуры представляют собой рыхлые объединения на базе ресурсов и коммерческих структур в пределах одной компании, которые вступают в рыночные отношения между собой; примерами могут служить гигантские нефтяные компании. В таких ситуациях фирма ликвидирует свою внутреннюю иерархию, что облегчается наличием у неё дивизиональной структуры. Она предполагает наличие в рамках одной фирмы нескольких полуавтономных структурных подразделений, специализированных по разным вариантам продукции, разным географическим зонам, или разным типам потребителей. Внутренняя сеть возникает (упраздняя внутреннюю иерархию), если структурным подразделениям присваивается независимый юридический статус, так что они могут оформлять контрактные отношения друг с другом[19].

Тем не менее, подобные контрактные отношения не означают создания подлинной нерегулируемой рыночной среды внутри предприятия/фирмы. Подразделения в типичном случае сохраняют сетевые связи, так что внутрифирменный квазирынок оказывается «приручённым».


Если фирма придерживается иерархической организации с большим числом ступеней иерархической лестницы, то многочисленные слои начальников и подчинённых часто искажают поступающую информацию, увеличивают бремя расходов по контролю за их деятельностью и даже вызывают фактическую потерю такого контроля. В противоположность этому внутриорганизационная сеть позволяет подразделениям напрямую взаимодействовать и, более того, принимать независимые решения на местном уровне, а также использовать все преимущества автономного статуса.

Всё это послужило предпосылкой успеха внутренней сети, созданной в некоторых российских компаниях, в том числе, Sportmaster. Эта фирма имеет десять автономных региональных центров, предоставляющих услуги локальным офисам Sportmaster, а также двум дополнительным внутренним сетям — O’stin и Funday, которые горизонтально взаимодействуют со Sportmaster.

Сети как малые предприятия, состоящие непосредственно из индивидов или небольших групп. Подобные небольшие сетевые предприятия можно проиллюстрировать на примере The Vision Web, голландской консультационной фирмы, возникшей в конце 1990-х годов. Фирма не имела внутренней иерархии, её работники сами решали вопрос о своём жаловании; в основе деятельности сотрудников лежали взаимное доверие и лояльность – то, что часто обозначают как социальный капитал.

В организационном отношении малые коммерческие сетевые структуры могут представлять собой эгалитарные организации с несколькими частичными лидерами и пулом прочих членов. Такая структура характерна для хирамы, кратко описанной в начале данной работы. При сравнительно небольшом количестве членов малой бизнес-сети её организация может быть описана в рамках эгалитарной парадигмы. Подчеркнем основные принципы, которым удовлетворяют малые сетевые предприятия, а также и ряд других сетевых структур в социуме (например, творческие лаборатории, составленные из немногих учёных-энтузиастов)[20]:

  • Уважение к индивидуальной свободе поведения (особенно к свободе выбора);
  • Частичная иерархичность структуры, связанная с признанием высокого ранга некоторых членов сетевой структуры; однако, никто из её членов не вправе монопольно доминировать в этой структуре;
  • Рыхлые связи между членами сети ;
  • Преобладающие лояльные (кооперативные) взаимодействия между членами сети.

В некоторых высокотехнологичным областях типа компьютерного программирования, фармацевтики, биотехнологии малые сетевые предприятия имеют возможность конкурировать с более традиционно организованными крупными фирмами с иерархической структурой.


Важным вариантом малых сетей в бизнесе являются кооперативы (ко-опы), которые непосредственно управляются работниками или клиентами (это производственные и потребительские кооперативы, соответственно). Многие кооперативы отличаются эгалитарной структурой, причём прецедент такого типа был создан ещё в 1844 г. потребительским кооперативом Rochdale Pioneers в Англии. Сетевые кооперативы реализуют принципы добровольного членства, демократического контроля, автономии и независимости, что побуждает людей применять аналогичные принципы и в других сферах социума[21].

В целом, важно подчеркнуть, что сетевые предприятия способствуют развитию взаимопомощи между людьми и их группами, кооперации, ответственности каждого за деятельность всей сети, чувства принадлежности к этой сети, коллективизма, общинности. Присущий сетевым структурам принцип частичного (расщепленного) лидерства стимулирует внутреннюю демократизацию сетевых структур, вплоть до их превращения в коллективное хозяйство, кибуц или воспетую П.А. Кропоткиным анархическую социальную систему.

С коммерческой точки зрения малые сетевые предприятия или являются предприятиями с коллективной собственностью (коллективные или коллективно-частные предприятия), или представляют вариант открытых акционерных обществ. В организационном плане следует подчеркнуть, что модель хирамы с различными модификациями является целесообразной организационной структурой. Кроме указанного в начале статьи набора частичных лидеров (творческие лидеры, внешний лидер, психологический лидер), в состав модифицированных хирам могут входить специализированные коммерческие лидеры, в задачи которых может входить поиск спонсоров, маркетинг и другие виды деятельности, связанные с получением прибыли.

Следует оговорить, что коммерческое предприятие может комбинировать сетевую организацию и иерархическую, особенно если последняя смягчена, включает немного уровней (считая от гендиректора до рядового служащего), а начальники толерантно относятся к подчинённым. Ещё раз подчеркнём, что получающаяся смешанная иерархо-сетевая структура предприятия до известной степени напоминает первобытную общность охотников-собирателей, где также смягчённая иерархия с толерантным отношением индивидов высокого ранга по отношению к низкоранговым индивидам сочеталась с существенной нериерархической эгалитарной компонентой, вплоть до того что низкоранговые индивиды, объединяясь между собой, могли диктовать свои условия высокоранговым – переворачивать всю иерархию.


Современный пример смешанной иерархо-сетевой коммерческой структуры представляет Semco Group в Бразилии. Компания Semco была создана в 1950-е годы для производства центрифуг, применяемых для промышленного получения растительного масла. С течением времени, компания модернизировалась, производились инвестиции в другие виды бизнеса, особенно в сферу услуг, включая консультирование по экологическим вопросам, риэлтерские услуги, починку оборудования и др. Semco также руководит фондом, который поддерживает и консультирует тех, кто реализует проекты в сфере просвещения, культуры, экологии и др. В отличие от других предприятий, компания Semco не имеет жёсткой заранее заданной иерархии и не допускает избыточной формализации отношений внутри неё. Рабочие имеют достаточную свободу и пользуются большим уважением. Основатель компании Рико Семлер применил три организационных принципа[22]:

  • демократия (участие рабочих в управлении предприятием; их осведомленность о состоянии дел в компании в целом, включая такие «щекотливые» вопросы, как зарплата менеджеров; получение всеми рабочими доли от прибыли предприятия);
  • разбиение предприятия на малые группы-команды;
  • усиление горизонтальных связей и ослабление иерархических взаимоотношений (в частности, сокращение до трех числа звеньев от рабочего до менеджера; малая разница в доходах работников и менеджеров; в ряде случаев работники даже превышали менеджеров по доходам).

Структура включает три круга — три иерархических уровня. Малый центральный круг содержит пять человек, которые направляют деятельность компании. Это советники (counselors). Второй больший круг включает руководителей восьми подразделений так называемых партнеров (partners). Наконец, третий, самый большой, круг содержит всех других работающих в компании лиц, в основном компаньонов (associates); они служат исследователями, дизайнерами, торговыми агентами и изготовителями различных изделий, и никто им не подчинен. Однако, некоторые из этого круга являются временными или постоянными лидерами команд или проектов.[23]

Данная модель представляет комбинацию существенно упрощенной и ослабленной иерархии и хирамоподобной сетевой структуры. Верхний уровень иерархии представлен почти горизонтальной малой сетевой структурой. Семлер указывает на консультативный характер власти этой «верхней пятерки». Это обстоятельство заставляет вспомнить о роли психологического лидера в хираме, правда в данном случае этот лидер — коллективный. Наиболее иерархичный и бюрократичный характер носят взаимоотношения «партнеров» и работников вверенных им подразделений. Тем не менее, иерархия эта децентрализована, ибо 8 партнеров имеют над собой лишь консультативный контроль вышестоящего звена «советников»; сами эти «партнеры» представляют горизонтальную сетевую структуру. В последние годы предприятие Semco Group создало сетевую организацию Semco Partners, включающую 6 директоров из числа сотрудников с многолетним опытом работы в компании. Её цель – создание межфирменных сетей путём привлечения тех, кто хотел бы вести свой бизнес в Бразилии и готов создать стратегический альянс с участием Semco Partners. Итак, сетевая организация применяется здесь как внутри одной фирмы, так и на межфирменном уровне.