Файл: Сетевые формы организации бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Возрастающая конкуренция на рынке, дорогая реклама и нестабильная внешняя среда стимулируют небольшие организации на поиск новых экономически выгодных путей и решений форм эффективного сотрудничества. Популярной формой являются сетевые организации, позволяющие укрепить рыночное положение, повысить устойчивость к конкурентоспособности и использовать новые идеи для бизнеса. Так как в России сетевое направление появилось недавно, всплывают вопросы о ее эффективности и уровне развития, необходимо изучение теории и процессов.

Сетевую организацию или еще как принято называть межфирменную сеть рассматривают в виде единого механизма, многосторонних неформальных и формальных взаимосвязей между организаций, которые основываются на использовании совместных ресурсах и идеях. Главное преимущество сетевой организации – это сочетание внешних и внутренних ресурсов, и высокий адаптивный уровень потенциала такой формы сотрудничества. Серьезным минусом такой системы при распаде сети отдельных ее субъектов, может появится риск в утечке важной стратегической информации[1].

На развитие сетевой организации влияют такие факторы, как обмен информацией, издержки, обмен полезными знаниями и обучение персонала. Для того чтобы сохранить конкурентоспособность необходим контроль трансакционных и постоянных издержек, сетевая организационная форма может позволить себе осуществить данный процесс, также имея весомые преимущества для привлечения инвестиций. Любая организационная структура, которая желает добиться высот, должна обмениваться информацией, для поддержки и гибкости своей системы. Сетевая организация – это как единое целое звено, именно поэтому обмен знанием и опытом в ней проходит гораздо быстрее и эффективнее. Создание сети позволит избежать множества возможных рисков, значительно снизить уровень расходов. Эффективная стратегия, обмен информацией, и получение опыта являются главным ключом успеху современного бизнеса. Именно этим аспектом и обусловлен выбор темы работы.

Цель работы: изучить сетевую форму организации.

Задачи работы:

- дать краткую характеристику сетевым организациям;

- рассмотреть значение сетевых организаций в современности.

Предмет исследования: сетевая организация как одна из современных форм организаций.

Объект исследования: сетевые организации.

Методы исследования: анализ тематической литературы, группировка изученных данных.


Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава повествует о истории развития сетевой фирмы, дает понятие сетевой фирмы и описывает классификацию и основные характеристики. Вторая глава содержит примеры сетевых организаций в наши дни с подробным описанием.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СЕТЕВОЙ СТРУКТУРЫ

1.1 История развития сетевой структуры фирм

Пиком развития сетевых организация в предпринимательской деятельности начинается с 1960 годов, именно тогда в экономике стали происходить изменения с глобализацией.

Основной подход, который объясняет процессы развития сетевых организаций, является теорией стадий, она делает акцент внимания на последовательный процесс изменений в сети, уровень развития которого идет благодаря предоставленным ресурсам всех партнеров, для достижения необходимых целей. Теория стадий опирается на такую важную концепцию, как концепция стадий роста, она контролирует и рассматривает процессы развития отношений организаций в сети, партнерство является теми самыми ресурсами, которые необходимы для работы сети. Модель стадии роста рассматривалась в работах таких ученых как Д. Форд, Ф. Двайер, Ч. Перри, Дж. Бэтонд, Р. Кэнтер. Следующие процессы были включены в модель стадий роста: начальная точка отношений, поиск связей, сохранение отношений, развитие и разрушение отношений.

Такие специалисты как Ч. Сноу и Р. Майлз, являются основоположниками подхода организационных форм анализа сетевых организаций. Их концепция рассматривает сетевую структуру как стратегически тактическое организационное решение, а сетевая организация – является новым этапом в развитии организационных структур (сетевая, матричная, дивизиональная, функциональная и линейная)[2]. Ч. Сноу и Р. Майлз одни из первых предложили подход для классификации сетевой структуры, тем самым выделив такие виды, как: внутренний, динамический и стабильный, тем самым раскрыв все механизмы их функционирования.

На экономическом рынке в это же время сетевые организации считались главной особенностью таких организационных форм, участники сети обменивались знаниями, опытом и информацией, это служило основами координации и доверием.


Российская экономика использует определение предпринимательские сети по С. Боргатти, В. Хестерли, С. Джонса как структурированного и устойчивого круга автономных организаций, которые вовлечены в работу создания новых услуг и товаров, которые защищены и полностью адаптированы от всевозможных обстоятельств окружающей среды, сеть имеет полную координацию работы и защиту сделок.

Под сетевой организацией следует подразумевать интегрированную форму взаимодействия между организациями, которые осуществляют взаимосвязанные и взаимовыгодные действия.

Фрактальная сеть сообществ в контексте новой информационной парадигмы – это система адаптивных структур, быстро реагирующих на любые изменения рынка. Отличие между головным предприятием и структурными подразделениями будет заключаться в том, что структура головного предприятия будет более сложной по сравнению с региональными представительствами[3].

Наиболее распространенными формами перехода от локального к глобальному являются 2 формы организационного развития. Первая – создание собственных автономных локальных представительств. Вторая – использование уже имеющейся сети. Например, фирма, выходящая на рынок другой страны, может включить в сеть брокера или торговую компанию. И эта практика является широко распространенной. Таким образом, участников сетевой организации связывают не традиционные иерархические отношения, а контракты и единые цели.

С учетом того, что Россия, по утверждению Ф. Фукуямы, является страной с низким уровнем доверия, то переход предприятия от локального к глобальному необходимо анализировать в рамках создания собственных региональных представительств. Создание собственных региональных представительств минимизирует риски развивающегося предприятия, стремящегося выйти на отдельные локальные рынки, что позволяет сохранить эффективность предприятия в целом. Переход предприятия от локального к глобальному является сложным этапом, требующим инновационных подходов по созданию собственной сбытовой сети и поддержанию эффективности предприятия.

В рамках данного исследования для нас является важным, что идентификация, как раздел теории управления, подразумевает построение различных моделей, связывающих входные и выходные сигналы управляющего объекта. Динамично развивающиеся предприятия лишь теоретически можно вписать в теорию хаоса в динамичных системах, где фракталы являются предметом изучения и анализа. Вместе с тем, вхождение развивающегося предприятия на новые рынки можно представить как рост фракталов головного предприятия. Какие именно управленческие «выходные сигналы» в состоянии запустить «фрактальную фабрику»? Какое системное целевое воздействие позволит головному предприятию, расположенному, например, в Москве создать структурные подразделения своего предприятия в Нижнем Новгороде, Кирове, Владимире, Саранске и Йошкар-Оле[4].


Первый этап в формировании регионального бизнес-фрактала состоит из следующих организационных документов:

  • Выделения необходимых финансовых и организационных ресурсов для запуска процесса формирования фрактала (наиболее известной методикой формирования региональных структур является заключение контракта с региональным представителем, вокруг которого будет вырастать соответствующая структура – фрактал)
  • Пакет организационно-методических документов, следование которым позволит в кратчайшие сроки выстроить региональный фрактал

Таким образом, на первом этапе формируются все необходимые предпосылки для роста региональной структуры-фрактала на новом региональном рынке.

Рост регионального бизнес-фрактала, безусловно, напоминает рост снежинки в естественных природных условиях. Традиционная последовательность действий регионального представителя любой бизнес-структуры напоминает рост снежинки. Регистрация региональной структуры, прием на работу главного бухгалтера, аренда помещений, прием на работу менеджеров по направлениям – все эти действия напоминают естественный рост фрактала. Данные действия могут быть описаны и формализованы в определенных регламентирующих документах. Так, в частности, в кадровом аспекте это формализуется в требованиях к образованию кандидата на вакантную должность, к его опыту работы и к перспективам роста его доходов в зависимости от успехов вновь создаваемого структурного подразделения. В финансово-экономическом аспекте деятельность регионального представителя ограничивается естественными лимитами, регламентирующими издержки на аренду помещений, транспорт, связь и иные непроизводственные расходы[5].

«В рамках новой парадигмы компанию можно рассматривать как живой организм, то есть как живое существо, которое построено из составляющих его элементов, но представляет нечто большее, чем просто их совокупность, имеющую множество слоев и тонкую внутреннюю организацию, благодаря чему основа устройства остается скрытой от глаз». Также как и организм, сеть сообществ состоит из небольших, не связанных между собой систем, которые стыкуются друг с другом как некие элементы живой системы, где для координации совместной внутренней работы используется комплексная обратная связь. Организация только тогда начинает функционировать как живой организм, когда она позволяет каждой своей части установить неограниченные коммуникации со всеми прочими частями, поощряя не статичность, отстраненность и стабильность, а динамику, точную направленность и развитие взаимодействия.


Графическое представление сети сообществ, представляющих собой единый живой организм, безусловно, приводит к осознанию фрактального принципа построения подобных структур. В рамках упрощенной идеалистической модели можно представить региональные структуры сбытовой сети как отдельные фракталы единого живого организма. Отличие между головным предприятием и структурными подразделениями будет заключаться в том, что структура головного предприятия будет более сложной по сравнению с региональными представительствами. Но, вместе с тем, представление об организации как о живом организме предполагает совершенно иную форму информационного и ресурсного обмена, в значительной степени отличающуюся от соответствующих систем, царящих в иерархических механистических структурах[6].

Фрактальная сеть сообществ в контексте новой информационной парадигмы – это система адаптивных структур, быстро реагирующих на любые изменения рынка. Самоуправляемые структуры предприятия, функционирующего на принципах живого организма, не ориентированы на «проедание» собственных ресурсов и ресурсов всего предприятия, а их ценностные ориентиры направлены на успех и безусловное выживание в динамично изменяющемся рынке. Самостоятельность в принятии управленческих решений позволяет быстро реагировать на внешние изменения, а командный принцип жизнедеятельности бизнес-фрактала является защитой от контрпродуктивных решений, ведущих к краху, как соответствующего структурного подразделения, так и всего предприятия в целом.

1.2 Знания как ресурс и особенности управления знаниями в развивающемся предприятии

На первом этапе революционизирующее влияние информационных технологий проявилось не только в создании систем информационного обмена между структурными подразделениями предприятий, но и к таким практическим задачам, как создание баз данных заказчиков и поставщиков, осуществление электронных платежей, создание центров реагирования на запросы клиентов, осуществление разнообразных методов оплаты продукции и услуг. На следующем этапе влияние IT-технологий вылилось в создание электронного бизнеса. Сегодня невозможно представить ни одного динамично растущего предприятия без инкорпорированной структуры предприятия электронного бизнеса. Данная система включает в себя не только систему внешнего обмена, но и выполняет ряд важнейших задач, без которых невозможно выживание в динамично изменяющемся рынке.