Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Направления снижения административных барьеров в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Административные барьеры: экономическое содержание и их классификация

Административные барьеры – это ограничения в виде законодательных актов на ведение определенных видов деятельности, и регулирующие доступ к ресурсам и правам собственности на них, получение прав на осуществление деятельности и предусматривающие контроль за деятельностью (проверки, согласования, санкции за нарушения и т.п.) [26, с. 23].

Административно-правовые барьеры вхождения на рынок создаются государством также с целью ограничения импорта. К ним относятся лицензирование, требования соответствия импортируемых товаров национальным техническим экологическим и санитарным стандартам и нормам и прочие административные процедуры. Такие барьеры могут иметь место и внутри страны, когда органы власти разрабатывают чрезвычайно сложные процедуры вхождения на рынок для предпринимателей. Это не только тормозит вхождение на рынок, но и приводит к другим негативным последствиям, провоцирует например, коррупцию [13, с. 15].

Понятие «административные барьеры» появилось в отечественной экономической и юридической литературе в процессе рыночных преобразований и в связи с активизацией роли государства в осуществлении экономических реформ. Наряду с положительными сторонами воздействия государственного регулирования на функционирование экономики, в частности, такими как решение социальных задач, реализация приоритетных экономических программ, повышение экономической эффективности производства, существуют и негативные его свойства: наличие избыточных функций, излишнее административное давление на предпринимателей, приводящие к ухудшению условий конкуренции на рынке. В России наиболее серьезную проблему административные барьеры представляют для малого бизнеса [2].

Обычной реакцией предпринимателей на ужесточение административных барьеров является уход с данного рынка в теневую экономику в целях снижения трансакционных издержек и «бюрократических» рисков. Выражение «административный барьер» сочетает в себе и формально правомерные действия власти, и преодоление (как с нарушением закона, так и без) таких барьеров при помощи коррупционных механизмов [1].

Преодоление административных барьеров требует от хозяйствующего субъекта затрат времени и финансов, поэтому такие барьеры можно рассматривать как функцию двух переменных – временных и денежных затрат фирмы на преодоление этих барьеров. Время, потраченное на установленные бюрократические процедуры, логично рассматривать с точки зрения упущенной выгоды, а затраты денежных средств на преодоление административного барьера естественно квалифицировать в качестве обязательных платежей [26, с. 23].


Большинство исследователей единодушно во мнении о необходимости особого внимания к проблемам анализа административных барьеров, негативно влияющих на конкуренцию, являющуюся «главным движущим фактором эволюционного развития общества» [21]. Характеристика административных барьеров представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Подходы к понятию административных барьеров

Автор

Экономическое содержание административных барьеров

Кусаинов X.

Искусственные меры, приводящие к расходам потребителей услуг, зачастую многократно превышающим установленные тарифы, при этом разница между «реальным» и «номинальным» платежом действительно проходит мимо.

Аузан А.

Установленные государственными органами правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящие платежи за бюрократические процедуры.

Крючкова П.

Формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки, от ведения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды.

Дегтярев А.,

Маликов Р.

Препятствия, возникающие при организации и осуществление предпринимательской деятельности вследствие ведения нормативными актами органов государственного и муниципального управления дополнительных бюрократических процедур и правил, предусматривающий возмездный характер их преодоления.

Ресурсный центр

малого

предпринимательства

Это затраты предприятий, связанные с исполнением законодательства и многочисленных нормативных документов, так называемых подзаконных актов.

Материалы

конференции,

симпозиумов

Это «специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля либо сознательным ущемлением интересов малого предпринимательства со стороны государственных органов и отдельных чиновников», или как «субъективные «барьеры входа» на рынок, вызванные прежде всего тем, что действующие правила и механизмы государственного регулирования хозяйственной деятельности «настроены» на относительно невысокие темпы подготовки и принятия решений (бюрократические принципы) и оплату из собственных средств бизнесменов труда бюрократов, создающих эти барьеры (которые требуется, затем преодолевать бизнесменам самостоятельно)».


Примечание – Источник: [13]

Таким образом, во всех определениях присутствуют элементы: «трудности (проблемы)», «правила», «платежи». Но именно последние два элемента делают возможным исследование административных барьеров как «институтов», поскольку в таком качестве, они содержат правила и санкции.

Административные барьеры порождают зависимость бизнеса от власти, особенно на региональном и местном уровне. Данные явления оказывают негативное влияние на развитие регионов и раскрепощение деловой инициативы [3, с. 128]. Существующие административные барьеры:

  • в малом бизнесе – препятствуют росту масштабов и легализации деятельности, ограничивают «стратегичность» развития;
  • в среднем бизнесе – создают значительные издержки для бизнеса, формируют дополнительные препятствия к диверсификации деятельности, расширению инноваций и развитию экспортной деятельности;
  • в крупном бизнесе – подталкивают крупные предприятия к выработке «договорной» (индивидуальной) модели взаимодействия с властью, ограничивают компании в самостоятельном принятии решений;
  • в целом создают предпосылки к тому, что «внешняя среда» больше адаптируется к нуждам крупного бизнеса [1].

В таблице 1.2 представлены причины возникновения административных барьеров.

Таблица 1.2 – Причины возникновения административных барьеров

Причины (ситуации)

Формы проявления

При получении доступа к ресурсам и правам собственности на них

Регистрация предприятия, регистрация изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение права на аренду помещения, доступ к креди­там, лизингу оборудования;

При получении права на осуществ­ление хозяйственной деятельности

Лицензирование, регистрация товаром, сертификация товаров и услуг

При текущем осуществлении хозяй­ственной деятельности

Санкции за нарушения установленных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими органи­зациями, получение различных льгот

Примечание – Источник: [1, с. 19]

Классификацию административных барьеров представим на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Классификация административных барьеров

Примечание – Источник: [13, 26, 20]

Основные административные барьеры имеются в области:

  • регистрации, лицензирования и прекращения деятельности компаний;
  • взаимодействия с органами госконтроля над текущей деятельностью организаций (в основном, при подготовке к всевозможным проверкам и активном реагировании на них, в сфере решения земельных вопросов, регистрации собственности, строительстве, устранении инфраструктурных проблем);
  • получения доступа к кредитам, лизингу, льготам и субсидиям;
  • заключения контрактов с государством;
  • ведения внешнеэкономической деятельности;
  • сертификации, маркирования и паспортизации товаров или услуг [12, с. 53].

Итак, административные барьеры возникают при регистрации субъектов предпринимательства; лицензировании отдельных видов деятельности; сертификации и стандартизации продукции, работ и услуг; при контроле и надзоре за текущей предпринимательской деятельностью, межрегиональном товарообороте; при предоставлении государственных и муниципальных услуг; при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд [2].

Таким образом, проведенный анализ показал, что происхождение административных барьеров связано, прежде всего, с недостаточно высоким качеством государственного регулирования теми или иными учреждениями и ведомствами, проявляющееся в образовании специальных правил, мер, норм, затрудняющих вход на рынок предпринимательских структур, как в текущий период, так и в перспективе. Стоит отметить, что избыточное давление государства на хозяйствующие субъекты приводит, с одной стороны, к ухудшению условий в которых развивалась бы конкуренция, а с другой стороны, к нерациональному расходованию финансовые ресурсов, в том числе и государственных, бюджетных средств. Устранение административных барьеров позволит оживить конкуренцию на конкретном рынке, снизить расходы на вход на рынок и выхода с него.

2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В РОССИИ

2.1. Институт административных барьеров и формы его реализации в Российской Федерации

На пути развития российского предпринимательства существуют разнообразные административные препятствия. Проблемы у малых предприятий зачастую начинаются еще до регистрации фирмы, ведь налоговые органы, пытающиеся бороться с фирмами-однодневкам подозревают все вновь создаваемые фирмы в причастности к указанной категории. Из-за этого сроки регистрации организаций затягиваются и зачастую при этом от них требуют большего количества бумаг, чем это положено по закону.

На сегодняшний день необходимость снижения гнета административного регулирования хозяйственной деятельности, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства признается на всех уровнях государственного управления, включая и федеральные органы власти. Среди них выделяется роль налоговых агентов, в деятельности которых, по мнению многих исследователей, прослеживается явный репрессивный уклон [13, с. 43].


Рассмотрим основные виды административных барьеров, встречающиеся в современной России:

  • административные барьеры при получении права на осуществление хозяйственной деятельности. Регистрация фирмы в России представляет собой достаточно сложный процесс, осуществление которого своими силами без определенных знаний просто невозможно. Законодательные органы устанавливают достаточно строгие требования к документам, которые предъявляются при регистрации, а также непосредственно к порядку данной процедуры. Даже одна маленькая ошибка или неточность в документах может повлечь за собой отказ в совершении регистрационных действий. Достаточно много времени у заявителя уходит на подачу документов в налоговую инспекцию: например, часто заявитель сталкивается с длинными очередями в государственных инстанциях [17]. Для решения указанных проблем часто будущие предприниматели обращаются в специализированные компании оказывающие услуги по регистрации фирм и ИП в России, данные услуги увеличивают стоимость регистрации фирмы для заявителя, что является негативным моментом для предпринимателя.

Такие виды государственного регулирования, как лицензирование и сертификация, носят ограничительный характер, в связи с чем, в идеале, они должны применяться лишь в исключительных случаях, когда какая-либо деятельность или ее продукт несут в себе определенную угрозу для безопасности или жизнедеятельности общества. В действительности же эти инструменты государственного регулирования используются неоправданно широко, в результате чего они в большей своей части превратились в контроль «за бумагами», в способ давления на предпринимателя.

  • административные барьеры при получении доступа к материальным ресурсам. Предприниматель, осуществляющий производственную деятельность, постоянно нуждается в приобретении сырья, материалов и комплектующих. Однако в последнее время доступ к таким ресурсам существенно усложнился;
  • административные барьеры при осуществлении текущей хозяйственной деятельности. Предприниматели несут немалые издержки в связи с текущим контролем хозяйственной деятельности. Это и прямые затраты на уплату штрафов, и «отступные» проверяющим, и непроизводительные затраты времени.

Для решения проблем, когда предприниматель сталкивается с нарушением своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами в России создан новый специальный институт уполномоченного по правам предпринимателей – как отечественных, так и иностранных. Он получит право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные и нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников».