Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Психофизиологический анализ на примере ООО «Домашний интерьер»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из наиболее существенных проблем при организации отбора является выбор методик, отвечающих его задачам. Психофизиологический отбор представляет собой комплексное исследование и включает такие основные методы: метод опроса (беседы, анкеты, самоотчет), наблюдение и тестирование.

В настоящее время имеется большое количество тестов, широко применяемых при профотборе. Среди них есть тесты, позволяющие оценить общие способности человека, такие как объем кратковременной памяти, характеристики внимания, особенности восприятия, оценки времени, скорость двигательной реакции и т. п. Разработаны и наборы тестов для определения специальных способностей - скорости реакции на движущийся объект и др. Многие из этих общих и специализированных тестов широко известны под условными названиями: «компасы», «перепутанные линии», «расстановка чисел», «отыскивание чисел с переключением» и др. [12]

Существует целая группа объективных и субъективных факторов, обуславливающих вероятность высокой эффективности мероприятий ППО. Среди них одним из наиболее значимым оказывается фактор руководства.

Данный фактор по праву можно отнести к числу субъективных. Он включает в себя не только уровень профессиональной подготовленности руководства организации, но и характер отношения руководителя к использованию достижений психологической науки на практике. Если руководитель не верит в то, что возможности психологической науки могут быть использованы в экономической деятельности, то вряд ли он будет обращать внимание на результаты профессионального психологического отбора и тем более вкладывать средства в разработку его системы.

Как правило, причин такого отношения со стороны руководства к ППО несколько. Во-первых, в большинстве случаев это связано с переоценкой своей роли как руководителя и принижением значимости персонала в решении задач организации. Излишняя самоуверенность и вера в непогрешимость своих собственных решений не позволяет такому руководителю не только адекватно оценивать существующее положение дел, но и видеть пути дальнейшего развития организации.

Во-вторых, причиной негативного отношения руководителя к проведению мероприятий ППО может быть низкий уровень собственной профессиональной подготовки как руководителя. Отсутствие знаний или навыков грамотного администрирования не позволяет такому руководителю взвешенно подходить к оценке роли персонала, соответственно профессиональный отбор для него представляется неактуальным. Такой руководитель основное внимание чаще всего уделяет проблеме поиска материальных и финансовых средств, необходимых для развития предприятия, при этом совершенно не понимая, что повышение качества работы персонала – наиболее выгодное вложение в перспективное развитие предприятия.


Если же руководитель лишен негативных черт, о которых было сказано выше, проявлять заботу о повышении качества комплектования организации персоналом, то, скорее всего, эффективность мероприятий профессионального психологического отбора будет достаточна высока.

Следующая группа факторов – это факторы рынка труда. Для того чтобы провести качественный отбор персонала, необходимо как минимум иметь возможность выбирать. В свою очередь, возможность выбора предполагает наличие определенного наличия определенного количества кандидатов на замещение вакантных должностей. Вряд ли вам удастся осуществить качественный отбор, если на одно вакантное место претендует всего один человек. Для того чтобы осуществить отбор, нужны не менее двух человек на одно место, хотя наиболее оптимальным является соотношение 1:10. Например, в военную академию США Вест Пойнт ежегодно зачисляют около 1300 мужчин и 170-2000 женщин, но для качественного отбора к вступительным экзаменам привлекают около 10 тыс. мужчин и 2 тыс. женщин. [6]

2.1 Понятия профессиография, профессиограмма

Профессиографическое направление базируется на принципе комплексного изучения профессий с экономической, социальной, психологической, физиологической, гигиенической, медицинской и производственно-технической сторон. Это направление можно рассматривать как попытку системного построения «картины мира профессий» для указанных целей на основе представления о динамических системах «субъект—объект», «субъект—субъект», в которых наиболее существенными признаками выступают предмет и объект труда как система свойств и взаимоотношений вещей и явлений, которыми работающие люди мысленно или практически оперируют. Самое главное в характеристике любой профессии — это основной предмет труда, операции и орудия, условия труда.

Профессиография начинается со сбора данных об изучаемой работе и описания ее организационных принципов и материальной базы. Все эти сведения группируются в соответствии с четырьмя группами. вопросов.

1. Какая работа (специальность, профессия, должность) анализируется и описывается? Что является предметом и целью данной работы? Какие виды деятельности она включает, и как они взаимосвязаны между собой?

2. Какие условия и возможности предоставляет работа для полного использования производительности труда нормального человека? Что сдерживает нормальное развитие психических процессов или ограничивает применение способностей? Чем обусловливается эффективность труда? Каковы основные объективные предпосылки хороших результатов работы?


3. Какие внешние факторы положительного или отрицательного характера воздействуют на психику человека на данном рабочем месте? Что может эффективно повлиять на психическую трудоспособность и производительность? Что улучшает и развивает или, наоборот, нарушает психические функции и сдерживает развитие способностей, отрицательно влияет на них?

4. Какие особые или исключительные требования к психике человека предъявляются данной работой? Какие способности и особенности являются предпосылкой успешного выполнения работы, и какие качества не находят применения в данном труде, а в некоторых случаях просто не требуются? Какие из наиболее важных субъективных детерминант являются показателями высокой производительности? [10]

Психограмма (описание человека труда в профессии). Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся:

Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:

1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.

2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.

3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

Характеристики операциональной сферы специалиста:

5. Психологические знания о труде, о профессии.

6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.

8. Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.

9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.

10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.

11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации. [9]

Изложенный подход к профессиограмме приведен в табл.1

Таблица 1

Профессиограмма


В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости и упражняемости отдельных психологических качеств, пути переделки, компенсации и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии (с учетом индивидуальных особенностей человека) и переподготовки на другую профессию или специальность.

2.2 Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности

За последние 100 лет достижения научно-технического прогресса коренным образом изменили вещественную, энергетическую и информационную составляющие деятельности человека. В сфере промышленности человек сделал предметом труда огромное количество новых материалов, которые либо возникли из традиционного сырья, либо произведены искусственно.

Существенные изменения претерпели средства труда. Сформированная человеком техносфера стала не только важнейшим средством его взаимодействия с окружающей природой, но и относительно самостоятельным феноменом качественно нового влияния на самого человека. Это оказало воздействие на условия труда во многих видах профессиональной деятельности, в особенности в сфере управления. Сегодня без информации о предметной области любого профессионального вида деятельности, прежде всего о компонентах его техносферы, работать безопасно и высокопродуктивно не может даже рабочий низкой квалификации.

За последние десятилетия существенным образом изменился сам человек и как субъект, и как объект управления. В первую очередь речь идет о его информированности о способах деятельности, о доступности информации, об уровне культурного и профессионального развития. Это обстоятельство и качественные перемены в других элементах деятельности привели к тому, что во второй половине XX столетия стала происходить смена представлений о человеке как о равнодушном и безразличном элементе, факторе производства к пониманию человека как важнейшего ресурса организации. Человек, а тем более человек-профессионал, по праву начал рассматриваться как важнейшая ценность организации, поскольку именно от качества его связи со всеми остальными ресурсами производства (материальными, финансовыми, организационными и др.), от его профессионального опыта, активности, системы ценностей зависит эффективность деятельности организации в целом.


В этих условиях вполне закономерным было возникновение таких задач и функций, содержанием которых являлось продуманное, обоснованное и квалифицированное отношение к возможностям человека в организации, т. е. образовалась общественная потребность в качественном труде, связанном с формированием и востребованностью профессионального опыта человека. Это не только должно быть осознано, доказано, но и воплощено на практике - в системе, механизме и процессе управления. Управлять возможностями профессионалов, их профессиональным опытом могут только профессионалы.

Необходимость профессионализации управления персоналом вызвана и тем, что не каждый человек может выполнять профессиональные задачи в этой области деятельности в равной степени качественно без специального образования. Это требует предварительного овладения соответствующим профессиональным опытом в различных формах профессиональной подготовки. За этим следует зарождение инфраструктуры профессионализации человеческой деятельности: развитие системы профессиональной ориентации, сети профессиональных учебных заведений, формирование профессиональных сообществ специалистов по управлению персоналом, рождение профессиональных традиций, норм, стандартов в этом виде деятельности и др. [2]

Психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает «рассмотрение её как сложного, многомерного и многоуровневого, динамического и развивающегося явления», и поэтому исследование деятельности не должно ограничиваться анализом только психологических составляющих и их социальной обусловленности – необходимы изучение физиологического обеспечения деятельности и разработка концепций, анализирующих физиологические процессы, её реализующие. Именно поэтому психофизиологический анализ деятельности, изучение её структуры и физиологических составляющих и их взаимоотношений с психологическими составляющими стало существенным направлением в совершенствовании трудовой деятельности человека, возникновение которой связано с исследованием рабочих движений, проведённых ещё И.М. Сеченовым.

Психофизиологические особенности отдельных видов трудовой деятельности вошли составной частью в профессиографию – психологическое описание профессий, что позволило сделать более объективным психологический анализ деятельности. Совершенствование методов психофизиологического анализа преимущественно физических видов труда было в основном связано с анализом движений и таких их характеристик, как скорость, сила в определённые интервалы времени одновременно с параллельной регистрацией тех физиологических функций, которые преимущественно обеспечивают выполнение этих работ: электромиография, электрокардиография, пневмография и т.п. В результате было показано, что физическая работа сопровождается выраженными функциональными сдвигами вегетативных функций, степень которых отражает тяжесть и интенсивность физической работы. Полученные данные послужили основанием для рационализации труда, разработки режимов труда и отдыха, рекомендаций по безопасности труда и профессиональному обучению. [1]