Файл: Анализ современной нормативно-правовой инфраструктуры сферы коммуникаций в публичном управлении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К факторам, которые влияют на уровень сплоченности, исследователи относят:

  • частоту взаимодействия;
  • стиль руководства группой;
  • статусные и поведенческие характеристики членов группы;
  • проявления сходства между людьми (по возрасту, профессии, ценностями, установками и т.п.);
  • успех в выполнении группового задания[22].

К силам сплоченности относят:

  • мотивацию поезда индивида к группе как совокупность его потребностей и ценностей;
  • побуждающие свойства группы (цели, образ действий, характеристика членов группы, престиж)
  • ожидания индивида (положительные или отрицательные)
  • сравнения и субъективную оценку последствий пребывания в различных социальных группах.

Успешное управление организацией и деятельностью ее персонала предусматривает осведомленность не только с деловым, но и внеделовым общением. Психологический климат в организации может усиливать или снижать предметную деятельность людей так же, как и профессиональные задачи организации существенно влияют на социально-психологический климат. Именно поэтому одним из факторов успешности деятельности группы (организации) является состояние межличностных отношений, на одном полюсе которого есть положительный (благоприятный) психологический климат, на другом - конфликтная ситуация, которая дезориентирует группу, ухудшает деятельность организации[23].

Социально-психологический климат - качественный аспект межличностных отношений, проявляющаяся в совокупности внутренних (психологических) условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Социально-психологический климат в организации характеризуют как положительные, так и отрицательные признаки. К позитивным признакам социально-психологического климата относятся:

- Наличие положительной перспективы для группы и каждого ее индивида;

- Взаимное и высокая взаимотребовательность в группе;

- Деловая критика;

- Свободное выражение собственного мнения;

- Отсутствие давления руководителей на подчиненных;

- Достаточная осведомленность работников о целях и задачах организации;

- Удовлетворенность трудом и принадлежности к группе;

- Принятие на себя ответственности за состояние дел в группе и т.

Негативными признаками социально-психологического климата дезинтеграция группы, нечетко определены права и обязанности лиц организации, отсутствие четко отлаженной системы коммуникаций, наличие проблем адаптации к условиям организации и др.


Социально-психологический настрой коллектива оказывается в отношениях, которые формируются на основе объективных и субъективных связей между людьми. Ведь по непосредственных контактов все связи между работниками приобретают эмоциональной окраски, которое определяется ценностными ориентациями, моральными нормами, личными интересами.

На социально-психологический климат в организации влияют такие факторы[24]:

- Социально-психологический климат общества (макроклимата)

- Условия жизнедеятельности (территориальное расположение, специфика деятельности и др.);

- Общественное мнение, психологическое воздействие, подражания и тому подобное;

- Влияние особенностей групповой динамики.

Выводы по главе 1.

Итак, социально-психологический климат определяют как состояние межличностных отношений, которые могут меняться. Динамика этих изменений обусловлена как детерминантами внешнего плана (материально-технические, организационно-управленческие условия), так и особенностями непосредственного взаимодействия (то есть отражением и пониманием межличностных отношений). Относительно организационно-управленческих условий, то они напрямую связаны с социально-психологическим климатом, поскольку социальная регуляция межличностного взаимодействия происходит через систему производственных отношений, которые базируются на административно-правовых основах организации.

2. Коммуникационная деятельность в органах власти

2.1. Специфика коммуникации в органах власти

Коммуникации в органах власти - это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.

Для руководителей доступными являются два типа коммуникаций: формальные и неформальные.

формальные коммуникации

- Предусмотрены организационной структурой. Схема организационной структуры является иллюстрацией "прохождение информации по каналам".

Формальные коммуникации делятся на:

  • вертикальные,
  • горизонтальные,
  • диагональные[25].

К вертикальных коммуникаций принадлежат коммуникации сверху вниз и снизу вверх.

  • Коммуникации сверху вниз решают пять основных задач:
  • ознакомление работников с целями организации для осознания ими важности выполняемой работы;
  • изложения конкретных инструкций по выполнению работ;
  • обеспечение понимания работы и ее связи с другими задачами организации;
  • предоставление информации о процедурах и методах выполнения работы;
  • обеспечение подчиненных информацией обратной связи о результатах деятельности организации[26].

Коммуникации сверху вниз помогают связывать разные уровни организации, координировать их деятельность. Вместе с тем коммуникации сверху вниз имеют ряд недостатков:

  • создание предпосылок для формирования авторитарных системы;
  • значительные загрузки подчиненных;
  • постоянные потери информации в результате искажений, ложной интерпретации.

Коммуникаций снизу вверх решают следующие основные задачи:

  • налаживание эффективной обратной связи;
  • передача информации от подчиненных к руководителям[27].

Результаты специального исследования эффективности коммуникаций снизу вверх показали, что к руководителям фирмы доходит не более 10% информации, направленной им рабочими.

Горизонтальные коммуникации осуществляются между лицами, находящимися на одном уровне иерархии. Такой обмен информацией обеспечивает координацию деятельности (например, между руководителями отделов финансов, планирования и других). Как показывают исследования, эффективность горизонтальных коммуникаций достигает 90% и объясняется значительным уровнем понимания работниками характера работы своих коллег и проблем, возникающих при функционировании смежных подразделений.

Довольно большую часть рабочего дня менеджера занимают горизонтальные (перекрестные) коммуникации, соединяющие между собой командные цепочки организации и позволяют координировать взаимодействие ее различных отделов и подразделений. Кроме того, нередко сотрудники компании предусматривают неформальное общение на том же уровне вертикальным коммуникациям (нередко оно доминирует в среде руководства) формального цепочки инстанций.

Специалисты отдела активно общаются со специалистами на других уровнях организации (восходящие и нисходящие коммуникации) и широко взаимодействуют с отделами вне командной цепочкой (линии горизонтальных коммуникаций в левой половине схемы). Такие горизонтальные коммуникации позволяют эффективно использовать все виды ресурсов организации.


Их значительные роли в горизонтальных коммуникациях обычно называют пограничными игроками. Они обладают сильными коммуникативными связями в своих отделах, в других подразделениях и обычно с внешними сообществами (см. Правую часть рисунка), обеспечивающие "пограничников" большими объемами информации. Возможность ее фильтрации или передачи заинтересованным лицам является источником статуса «игроков» и их потенциальной власти[28].

Пограничные игроки обычно не выходят за пределы официальной сферы своей ответственности, но довольно значительная часть горизонтальных коммуникаций осуществляется менее формальными путями в так называемых сетях. Сеть - это группа людей, развивают и поддерживают неформальный обмен информацией, обычно по вопросам, представляющим взаимный интерес. Об работника, стал активным участником такой группы, говорят, что он "налаживает связи". Сети могут существовать как внутри, так и вне организации, но чаще всего они создаются на базе внешних интересов (развлечения, членство в клубах, принадлежность к разного рода меньшинствам, профессиональные группы, интересы карьеры, участие в работе профсоюза).

Участие в различных сетях способствует расширению круга интересов сотрудников, повышению их авторитета в глазах других людей, позволяет им оперативно получать информацию о новых технических достижениях. Обращаясь к сети, сотрудник вступает в контакт с теми, кто имеет интересующую его информацию, или узнает о тех, кто им владеет. Движимая общими интересами, дружескими связями, вспомогательной ролью в организации или узами сообщества, такая сеть может получить доступ к влиятельным лицам и центров власти. Получая через них информацию о работе и развивая производительные трудовые отношения, работники получают ценные навыки, способствующие повышению эффективности их деятельности.

Неформальные коммуникации

- Коммуникации, которые не предусмотрены организационной структурой[29].

Практика показывает, что значительная часть коммуникаций осуществляется неформально, с помощью незапланированных руководством способов. В теории и практике менеджмента зарубежных стран часто используется термин "grаре-vипе" - система распространения слухов, неофициальных данных.

Неформальными каналами коммуникаций передается значительная часть достоверной информации. Неформальная информация бывает весьма полезной для дополнения информации, полученной через формальные каналы коммуникации. Эта информация является ценным для руководителя, однако нельзя допускать, чтобы система распространения слухов выступала заменителем формальных каналов коммуникации. Каждый работник аппарата управления должен помнить, что он тоже частично участвует в распространении слухов (например, молчание в ответ на вопрос подчиненного - это тоже реакция, соответственно интерпретируется подчиненным).


Неформальные каналы, как и формальные, передают информацию в четырех направлениях: вверх, вниз, горизонтально, по диагонали. Особенностью неформального канала является скорость возникновения и скорость исчезновения. Кроме того, неформальный канал коммуникации отличается сменяемостью субъектов в отличие от формальных каналов.

Для выработки оптимальных управленческих решений менеджеры должны использовать не только формальные, но и неформальные каналы коммуникаций, хотя последние не всегда поддаются влиянию и контролю. Следует помнить, что неформальные каналы коммуникаций - неотъемлемая часть организации, и их необходимо использовать для достижения формальных целей.

2.2. Этапы организации процесса коммуникации в органах власти

Информационная политика нашего государства с момента обретения ею независимости достаточно долгое время развивалась по устаревшим советским принципами. Общение государственного органа и гражданина происходило в плоскости информирование о принятых решениях. Обратная связь от общества власти не очень интересовал. Постепенное развитие демократических ценностей и общественные преобразования с переходом органов государственной власти с принципами открытости, прозрачности и подотчетности стали катализатором преобразований в системе отношений между властью и обществом. Задекларированный российской властью курс на исповедание европейских стремлений предусматривает преобразование сферы отношений государства и общества, связанное с установлением обратной связи с общественностью, публичного диалога, партнерских отношений органов государственной власти и гражданского общества.

Публичное управление в наше время неотделимо от коммуникации как формы взаимодействия субъектов и объектов управления, поскольку основой демократии является учет потребностей и позиции объекта управления.

В общем смысле термин "коммуникация" определяется как обмен информацией между двумя или большим количеством субъектов в определенное время и в определенном месте. Также коммуникацию можно охарактеризовать как передачу информационных сообщений с использованием различных коммуникационных систем и различных медиа-средств. Этот процесс может принимать различные формы в зависимости от числа участников, целей сторон, коммуникационных каналов, средств, стратегий. Отсюда и большая количество моделей коммуникации, исследуемых в мировой науке.