Файл: Доходы федерального бюджета, пути их роста (Проблемы и возможности развития бюджетной системы РФ в части поступления доходов).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы доходов бюджета
1.1. Экономическая сущность доходов бюджета, их признаки
1.2. Классификация доходов бюджета
1.3. Механизм формирования доходов бюджета
Глава 2. Управление доходами бюджета Российской Федерации
2.1. Общие характеристики системы управления доходами бюджета
2.2. Динамика и структура доходов бюджета РФ
2.3. Оценка качества управления доходами бюджета в России
Глава 3. Проблемы и возможности развития бюджетной системы РФ в части поступления доходов
3.1. Проблемы основных направлений формирования доходов бюджета
Описывая экономическую сущность категории «бюджетные доходы», необходимо обратить внимание на то, что, с одной стороны, они являются результатом распределения стоимости ВВП между различными участниками процесса воспроизводства, а с другой – объектом распределения стоимости, сосредоточенной в руках государства [26].
Государственные доходы (доходы государственного бюджета) представляют собой совокупность валютных отношений, которые формируются между государством, отдельными лицами и юридическими лицами в процессе добычи и накопления части стоимости ВВП в Национальном фонде (бюджете) для последующего использования этих средств, то есть для выполнения государственных функций [19, с.81].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «бюджетные доходы» в его содержании сравнивается с понятием «государственные поступления». Следует также учитывать, что часть средств направляется государству за пределами бюджета, другим финансовым учреждениям (например, в форме государственных кредитов, государственному страхованию и т. д.). То есть бюджетные отношения по формированию доходов бюджета весьма широки.
1.2. Классификация доходов бюджета
В п. 23 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса России доходы бюджета интерпретируются как все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством России (включая трансферты, собственные поступления бюджетных учреждений) [2]. В ч. 1 ст. 9 этого же Кодекса законодатель приводит следующую классификацию доходов бюджета:
а) налоговые поступления
б) неналоговые поступления,
в) доходы от операций с капиталом,
г) трансферты [2].
В то же время в других частях этой статьи содержится краткое определение элементов классификации доходов. Налоговые поступления учитываются в соответствии с налоговым законодательством России – это обязательные платежи.
Открытый перечень неналоговых поступлений установлен ч. 3 ст. 9 Бюджетного кодекса России, а именно:
a) доходы от собственности и платных услуг;
б) административные расходы и платежи, поступления от некоммерческой экономической деятельности;
в) другие неналоговые поступления.
В части четвертой 9 статьи БК РФ [2] трансферты толкуются как средства, полученные от других государственных органов власти бесплатно и безотзывно.
Как можно видеть, законодатель не учитывал какой-либо важный элемент классификации бюджетных доходов, как доход, полученный от операций с капиталом. С учетом вышеизложенного непонятно, что представляет собой такой тип бюджетных поступлений. В такой ситуации необходимо ссылаться на бюджетную классификацию в единую систематизированную группу доходов, расходов, кредитов, финансирования бюджета, долга в соответствии с законодательством России и международными стандартами [3; 4].
Так, бюджетная классификация, утвержденная постановлением Минфина России от 01.07.2013 г. [4], определить, какие платежи относятся к:
а) налоговым поступлениям,
б) налоговых поступлениях,
в) доходов от операций с капиталом.
Сейчас доходы от операций с капиталом сосредотачивают:
- выручке от продажи основного капитала (средства от продажи имущества и товаров, полученных государством или субъектом в порядке наследования или дарения, бесхозное имущество, находки), а также денежные ценности и деньги, владельцы которых неизвестны;
- поступления доходов от отчуждения имущества, принадлежащего субъектам, и имущества муниципального хозяйства;
- поступления от продажи запасов государственного имущества (материальные ценности государственного резерва и материальные ценности, разрозненные от мобилизационного резерва));
- доходы от продажи земли и нематериальных активов;
- налоги на финансовые операции и капитал [26].
Подчеркнем, что отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации определения структуры «доход от операций с капиталом» в качестве важного элемента классификации бюджетных поступлений является существенным недостатком, который необходимо устранить.
Необходимо учитывать, что традиционно классификацией является распределение некоторых объектов по типам, классам на основе качеств, присущих рассматриваемым объектам [26], то есть этот процесс происходит с соответствующими фактическими критериями. В то же время, согласно содержанию статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, мы пришли к выводу, что законодатель не влияет на какие-либо конкретные критерии распределения бюджетных доходов, что является нелогичным. Тот факт, что бюджет представляет собой специальный фонд, с помощью которого возможно выполнение задач и функций, возложенных на государственные органы власти и органы местного самоуправления. Поэтому формирование бюджетных доходов различных уровней имеет большое значение.
Налоговые поступления занимают центральное место в системе бюджетных доходов (как государственных, так и местных). По словам Денисова О.А., этот вид доходов и налоговых методов сбора доходов распространенный в общей системе отношений [10, с.75]. Ученый отмечает, что дифференциация налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы должно учитывать наличие таких принципов:
1) Чем больше налоговых поступлений зависит от экономической ситуации, тем выше уровень бюджетной системы, которая присваивается соответствующего налога, и наоборот, если налоговая база стабильная, налог следует отнести к самого низкого звена бюджетной системы;
2) соответствующие налоги должны использоваться совместно органами власти на различных уровнях (принцип объема налоговой базы). Соблюдение этого принципа способствовало бы исключению искусственных регионов из списка оборотных средств, с тем чтобы уменьшить движение ротации между уровнями бюджетной системы [10, с.76].
Налоговые платежи, которые составляют значительную часть доходов бюджетов, в основном дифференцированы. Несмотря на общую цель (выделение средств с соответствующими ресурсами) и аналогичный правовой характер, между этими платежами существуют значительные различия. Это основа для формирования некоторых режимов безопасности, а также особенности законодательного закрепления налогов, сборов и других налоговых платежей. Сравнительный анализ типов этих обязательных платежей основан на правовом характере долга, который определяет порядок их уплаты, который, в свою очередь, имеет выраженный общественный характер. Еще один исследователь Истомина Н.А. в то же время подчеркнула, что налоги, в отличие от налогов и доходов поместья, знаков различия и монополий называются всеми постоянными и юридическими обязанностями государства со своими гражданами, которые взимаются для покрытия государственных расходов. Исходя из вышеизложенного определения термин «налоговые поступления» включает в себя все налоги и налоги; он по-прежнему действует как платеж за соответствующие услуги или в соответствии с законом [13, с.44].
Ермакова Е.А. предлагает распределить доходы следующим образом:
а) государство получает от самостоятельной экономической деятельности и
б) государство получает граждан [11, с.34].
Первый вид доходов имеет механический характер, которые государство получает по тем же причинам, что и отдельные лица. Эти доходы представляют собой прототип налоговых поступлений в современной бюджетной системе и включают поступления от использования государственной собственности (земли, леса, государственных предприятий), таможенные пошлины, таможенные пошлины (предприятия, которые содержали главным образом для общественных благ, а не для доходов, например, почты).
Второй тип дохода называется органическим. Их государство получило в результате налогообложения, то есть через прямые и косвенные налоги. Органический доход бюджета направлялись государством в силу его права, в то время как механические формировались только в результате осуществления экономической деятельности [12, с.96]. Как можно, эта классификация является прототипом современного разделения налоговых и налоговых доходов.
Таким образом, не существует единого подхода к классификации доходов бюджета. Разделение доходов бюджета на типы и виды зависит от целей деления и подходов к пониманию сущности доходов бюджета.
1.3. Механизм формирования доходов бюджета
Источники формирования доходной части государственного бюджета являются важным показателем эффективности работы бюджетной системы страны и ее органов власти, а следовательно оптимальная структура доходов является не только желанной, но и необходимой. Структурная оптимизация доходов бюджета в значительной степени зависит от факторов, которые являются уникальными для определенной страны, что теоретически маловероятно существование единой универсальной структуры доходов государственного бюджета, которая в полной мере удовлетворяла бы потребности бюджетного механизма любого государства [6, с.16].
Согласно принципам формирования доходов, органы государственной власти должны оставлять за собой полномочия в следующих сферах:
1) полномочия в сфере формирования экономической, финансовой и ценовой политики на общегосударственном уровне;
2) полномочия в сфере национальной безопасности;
3) полномочия в сфере таможенного контроля;
4) полномочия при формировании общегосударственных стратегий [21, с.119].
Налоговая политика является одной из базисных экономических систем государства в рамках формирования доходов бюджета. Путем получения налоговых платежей государство получает возможность распределить финансовые ресурсы на различные участки экономического и социального развития. Поэтому главной задачей правительства является разработка и внедрение налоговой политики, которая будет стимулировать экономический рост страны и повышение благосостояния ее населения. Формирование эффективной налоговой системы и политики ее реализации – важная экономическая проблема общегосударственного значения. Основными недостатками, присущими налоговой системе России, является большое налоговое бремя, сложность и непрозрачность налогового регулирования; высокие административные издержки при сборе налогов.
Оптимизацию структуры доходной части бюджета можно рассматривать как минимум с двух сторон. Во-первых, оптимизация предполагает максимизацию налоговых поступлений в бюджет, поскольку при прочих равных условиях государство заинтересовано в получении дополнительных финансовых ресурсов для более эффективного перераспределения ВВП и обеспечения социальных гарантий. Во-вторых, оптимизацию предусматривает минимизацию социальной несправедливости.
Таким образом, для увеличения доходной базы местных бюджетов необходимо расширить полномочия органов местного самоуправления по следующим направлениям:
1) полномочия в сфере социально-экономического и культурного развития, планирования и учета;
2) полномочия по управлению коммунальной собственностью;
3) полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи [8, с.213];
4) полномочия в сфере здравоохранения, культуры, образования, физического воспитания и спорта;
5) полномочия в сфере регулирования земельных отношений и охраны окружающей среды;
6) полномочия в социальной сфере защиты населения.
При передаче вышеуказанных полномочий за государством остается обязанность осуществления стандарта и контроля по этим направлениям. Кроме этого, модель предусматривает закрепление за каждым направлением конкретное налоговое источник. В результате передачи государством полномочий местному самоуправлению в различных сферах ожидается увеличение социального и экономического эффекта.
Глава 2. Управление доходами бюджета Российской Федерации
2.1. Общие характеристики системы управления доходами бюджета
В России по структуре бюджетная система состоит из федерального бюджета и бюджета административно-территориальных единиц, а именно: бюджетов: областных, районных, городских, поселковых и сельских. Все они имеют две части: доходы и расходы. Каждый бюджет имеет собственные источники доходов. Источниками доходов государственного бюджета являются налог на прибыль предприятий, объединений и организаций; налог на добавленную стоимость; акцизные сборы; доходы от внешнеэкономической деятельности; налог с доходов физических лиц и другие, которые определяются законодательными актами [1-4].