Файл: Психология профессиональной карьеры:(психологическое сопровождение, профессиональной карьеры; отбор, адаптация, развитие персонала в организации, развитие персонала в ситуационное лидерство.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность профессиональной карьеры, как социально-психологического феномена
1.1. Карьера: понимание психологического содержания
1.2. Анализ подходов отечественных авторов по проблеме карьеры и карьерного развития
2.1. Общая характеристика объекта и процедуры исследования
По результатам представленных данных, можно сказать, что для большинства студентов карьера — это продвижение по службе и возможность самореализации, которая начинается с момента трудоустройства и зависит от целого ряда личностных качеств: целеустремлённости, инициативности и трудолюбия, ответственности, коммуникабельности.
Многие студенты стремятся к самореализации, их привлекают интересное содержание работы, хорошая оплата труда, признание проделанной работы, благоприятные взаимоотношения с коллективом и руководством.
В процессе карьерного движения будущие психологи ожидают следующих изменений: профессиональный рост, движение по разрядам тарифной сетки профессии (квалификационная карьера); повышение уровня вознаграждения (монетарная карьера); увеличение статуса в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы (статусная карьера).
Полученные нами данные согласуются с данными анкетного опроса студентов юридического факультета, проведённого В. В. Котовским с целью изучения представлений студенческой молодёжи о профессиональном успехе [6, с. 95]. Для большинства будущих юристов карьера является признаком профессиональной успешности. В отличие от студентов-психологов для них более важен социальный статус и высокое вознаграждение за работу.
С помощью методики оценки карьерных ориентаций Э. Шейна «Якоря карьеры» нами были получены данные о карьерных ориентациях студентов, которые представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Карьерные ориентации студентов-психологов
По полученным данным можно сделать вывод, что для всех студентов карьера имеет большое значение. Ведущими карьерными ориентациями являются: автономия, стабильность места жительства, вызов, предпринимательство и профессиональная компетентность.
Первичная забота личности с карьерной ориентацией «Автономия» — освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать.
Сотрудники с карьерной ориентацией «Стабильность места жительства» связывают себя с географическим регионом, пуская корни в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняют работу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места».
Основными ценностями карьерной ориентации «Вызов» являются: конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы бросать вызов. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша — проигрыша».
Процесс борьбы и победа более важны для него, чем конкретная область деятельности или квалификация. Люди с карьерной ориентацией «Предпринимательство» стремятся создавать что- то новое, преодолевать препятствия, готовы к риску, не желают работать на других, а хотят иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство.
Для 80 % опрошенных характерна карьерная ориентация «Профессио-нальная компетентность», связанная с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности.
Карьерную ориентацию «Служение» выбрали для себя только 40 % опрошенных. Работа с людьми и помощь им — это неоспоримые ценности, которые лежат в основе профессиональной деятельности психолога. При разработке модели практического психолога Е. Н. Богданов, Г П. Иванов и Л. Н. Митюхина учитывали, что профессионал должен иметь непритворную любовь к людям, интерес к жизни людей и искреннее желание им помочь [2, с. 88].
На основании полученных результатов мы предположили, что менее 50 % студентов, участвовавших в исследовании, займут должностные позиции, непосредственно связанные с полученным психологическим образованием.
С помощью методики изучения мотивации профессиональной дея-тельности К. Замфир (модификация А. Реана) нами были получены данные о соотношении внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации у студентов- психологов. У 71 % испытуемых преобладает оптимальный мотивационный комплекс, то есть внутренняя мотивация выражена у них сильнее, чем внешняя положительная и внешняя отрицательная. Это свидетельствует о том, что данные испытуемые положительно относятся к выполняемой деятельности, трудятся с удовольствием, без каких-либо внешних воздействий. 21 % студентов имеют допустимый мотивационный комплекс.
Преобладающим типом мотивации у них является внешняя положительная мотивация. Для таких студентов важны внешние стимулы, ради которых стоит прилагать усилия в работе. 9 % студентов обладают неоптимальным мотивационным комплексом. У них превалирует внешняя отрицательная мо тивация, они стремятся избегать наказаний, осуждений и т. д.
С помощью теста-опросника А. Мехрабиана, направленного на измерение мотивации достижения (модификация М. Ш. Магомед-Эминова), нами были получены данные о мотивации достижения у студентов-психологов. У 83 % из них в мотивации достижения успеха доминирует стремление к успеху. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности определенную положительную цель, достижение которой может быть равнозначно расценено как успех.
Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. У 17 % испытуемых доминирует стремление избегать неудачи. Они проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. Люди, ориентированные на неудачу, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения.
С помощью методики «Мотивационный профиль личности» В. Э. Мильма- на нами были получены данные выраженности степени удовлетворения мотивов (в учебной сфере): «Поддержание жизнеобеспечения» (П); «Комфорт» (К); «Социальный статус» (С); «Общение» (О); «Общая активность» (Д); «Творческая активность» (ДР); «Общественная полезность» (ОД), которые представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Степень удовлетворения мотивов у студентов-психологов
Мотивы, входящие в мотивационный профиль личности, у большинства учащихся удовлетворены. Это говорит о том, что студенты: считают свои условия обучения комфортными и чувствуют себя в полной безопасности; имеют влияние на сверстников; довольны уровнем общения в университете; проявляют свою энергичность, выносливость, упорство и умения в учебной сфере; имеют творческие результаты. Однако среди испытуемых есть те, у кого наблюдается пресыщение по этим мотивам, особенно по шкале «Общественная полезность» (70 %). Такие студенты не стремятся принести пользу обществу, что яв профессионального и личностного развития будущих психологов.
У испытуемых заметно превышение уровня мотивов поддержания (76 %) над развивающими мотивами (24 %). Это свидетельствует о том, что большинство испытуемых—субъекты, стремящиеся к удовольствиям, склонные к лени, эгоистичные, равнодушные к общественным интересам. Это определенная жизненная позиция.
В ходе корреляционного анализа были установлены следующие взаимосвязи (табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязь карьерных ориентаций и особенностей мотивации
№ п/п |
Карьерные ориентации |
Особенности мотивации |
|
1 |
«Профессиональная компетентность» |
Развивающие мотивы Мотивация достижения |
р ≤ 0,01 р ≤ 0,01 |
2 |
«Менеджмент» |
Развивающие мотивы Мотивация достижения Внешняя положительная мотивация |
р ≤ 0,05 р ≤ 0,01 р ≤ 0,01 |
3 |
«Служение» |
Развивающие мотивы Мотивация достижения Внутренняя мотивация |
р ≤ 0,05 р ≤ 0,01 р ≤ 0,01 |
4 |
«Предпринимательство» |
Развивающие мотивы Мотивация достижения Внешняя положительная мотивация |
р ≤ 0,05 р ≤ 0,01 р ≤ 0,01 |
5 |
«Автономия» |
Мотивация достижения |
р ≤ 0,01 |
6 |
«Вызов» |
Внешняя положительная мотивация |
р ≤ 0,01 |
7 |
«Интеграция стилей жизни» |
Мотивы поддержания |
р ≤ 0,01 |
8 |
«Стабильность места жительства» |
Мотивы поддержания |
р ≤ 0,01 |
Студенты, в мотивационном профиле которых преобладают мотивы поддержания, будут искать работу в организации, обеспечивающей определённый срок службы, с хорошей репутацией, надёжной и будут больше ценить жизнь в целом, чем конкретную профессию, карьеру или семью.
Испытуемые, в мотивационном профиле которых преобладают развивающие мотивы, стремятся: к профессиональной компетентности, развитию своих способностей; руководству и ответственности; служению человечеству; преодолению препятствий, риску, созданию нового.
Для студентов с внешней положительной мотивацией характерны следующие карьерные ориентации: «Менеджмент», «Предпринимательство» и «Вызов».
Следовательно, у них доминируют ценности: конкуренция, победа над другими, решение трудных задач, руководство и ответственность, риск, финансовое богатство.
Для испытуемых с внутренней мотивацией основными ценностями являются: работа с людьми, помощь им, желание сделать мир лучше. Они не будут работать в организации, которая враждебна их целям и ценностям.
Соответственно выдвинутая гипотеза – о том, что студенты, у которых доминирующими являются мотивы поддержания, предпочитают работу в организации, обеспечивающей стабильность и возможность интеграции разных стилей жизни, а испытуемые, в мотивационном профиле которых преобладают развивающие мотивы, стремятся к профессиональной компетентности, руководству и ответственности, служению человечеству, преодолению препятствий нашла экспериментальное подтверждение.
В специальной литературе отмечается, что содержание деятельности будущего психолога в рамках каждого цикла сопровождения определяется возрастом, уровнем сформированности профессионального самоопределения, который представляет собой определённый набор показателей и включает в себя ряд параметров [3, с. 40].
Известно, что к ряду этих параметров можно отнести такие показатели профессиональной сферы потенциального психолога, как: устойчивая установка на избранную профессию; определённость и конкретность жизненных и профессиональных планов; удовлетворённость своей профессиональной подготовкой; идентификацию себя как специалиста в этой области и др. Все перечисленные параметры профессиональной сферы специалиста сочетаются со следующими личностными качествами - активность, адекватная самооценка, эмоциональная саморегуляция, профессиональная мотивация, коммуникативная компетентность.
С целью формирования перечисленных выше качеств личностной и профессиональной сфер будущих психологов нами предлагается в рамках дальнейшего исследования разработать и апробировать цикл тренинговых занятий, целью которого будет являться психологическое сопровождение профессионального становления студентов психологов экспериментальной группы.
Данный тренинговый цикл занятий будет направлен на решение таких задач, как:
1) активизация процесса самопознания студентов;
2) понимание своего «профессионального Я» (психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов; прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие целей, мотивов, ценностей, профессиональной позиции);
3) развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных форм поведения;
4) развитие творческого потенциала личности;
5) обучение будущих психологов методам преодоления жизненных кризисов и формирование стрессоустойчивости;
6) развитие способности к эмпатии, понимание мимики, языка телодвижений;
7) повышение коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности;
8) разработка индивидуальных карьерных траекторий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследования, необходимо отметить, что карьера рассматривается рядом авторов как процесс и как результат. При этом не уточняется психологическое содержание процесса карьеры и результата карьеры.
В психологическое содержание понятия «карьера» авторы включают цели, задачи, планы, мотивы, а также ряд других понятий: стратегии карьеры, этапы, критерии, факторы и т. д. При этом недостаточно проработано методологическое основание для выделения данных элементов и эмпирически изучена психологическая структура карьеры как совокупность элементов и их взаимосвязей.
Рядом авторов выделяются и описываются качества, особенности личности, которые влияют на карьеру. При этом используются термины «ка-рьерная компетентность», «самоэффективность» и т. д. Следует отметить, что выбор данных качеств, в большинстве случаев, не опирается на какую-либо концептуальную основу.
Актуальным как в отечественной, так и в зарубежной психологии является переход к решению частных проблем: исследование особенностей карьеры различных групп населения, а также отдельных аспектов карьеры (мотивации, карьерной готовности, успешности и т. д.), включение теоретических разработок в практику карьерного консультирования.
Цели карьеры обусловлены причинами, в связи с которыми человек хотел бы иметь конкретную работу, занимать определенную ступеньку на ие-рархической лестнице должностей. Они меняются с возрастом, по мере развития личности, с ростом квалификации и т. д.
В практической части данной работы представлены результаты исследования карьерных ориентаций студентов-выпускников Вуза.