Файл: Психология профессиональной карьеры:(психологическое сопровождение, профессиональной карьеры; отбор, адаптация, развитие персонала в организации, развитие персонала в ситуационное лидерство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итог исследования можно сделать вывод, карьерные ориентации складываются у студентов в ходе обучения и включают в себя ценностные ориентации, социальные установки, интересы и другие социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определенного человека.

К психологическим предпосылкам карьерного роста относятся следующие факторы: самоэффективность, мотивация достижения, активность и нонконформизм, организационная социализация и профессиональная адаптация.

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Для мотивации сотрудников нет какого-то одного лучшего способа, поэтому необходимо учитывать тип мотивации, то есть преимущественную направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей.

Выдвинутая гипотеза – о том, что студенты, у которых доминирующими являются мотивы поддержания, предпочитают работу в организации, обеспечивающей стабильность и возможность интеграции разных стилей жизни, а испытуемые, в мотивационном профиле которых преобладают развивающие мотивы, стремятся к профессиональной компетентности, руководству и ответственности, служению человечеству, преодолению препятствий нашла экспериментальное подтверждение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Березовская Р. А. Психология профессиональ­ной карьеры. Учеб. пособие. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. - 150 с.

Богданов Е.Н. Построение модели будущего специалиста // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 4. - С. 84-99.

Васильева Т.Н. Об опыте расставания с матерью в тренинговой группе // Современные тенденции науки и технологий: по материалам ХV международной научно-практической конференции. -Белгород, 2016 - С. 37-40.

Жданова С. Ю. Психология карьеры : учеб. пособие. - Пермь : РИО Пермского госуниверситета, 2015. - 149 с.

Заводчиков Д. П. Психология карьеры: учеб. пособие. - Екатеринбург: РГППУ 2013. - 155 с.

Котовский В.В. Социально-психологические особенности представлений студенческой молодёжи о профессиональном успехе // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 2. - С. 91-97.

Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманитарный фонд «Знание», 2013. - 308 с.

Могилевкин Е. А. Карьерный рост: дигностика, технологии, тренинг: монография. - СПб. : Речь, 2014. - 336 с.


Могилевкин Е. А. Технология формирования и развития профессиональных и карьерных компетен­ций выпускника вуза по направлению «менеджмент» // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2014. - № 6. - С. 166-170.

Молл Е.Г. Управленческая карьера в России // Проблема теории и практики управления. - 2014. - № 6. - С. 117-120.

Пахомова Е. В. Понятие «карьера»: анализ определений // Вестник Южно-Уральского государственного универ­ситета.. - 2013. - Выпуск № 2. – С. 9-12

Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. - Саратов, 2013. - 332 с.

Полещук Ю.А. Динамика профессиональной направленности студентов социономических про-фессий в процессе обучения // Психология в вузе. - 2014. - № 3. - С. 74-77.

Почебут Л.Г, Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2013. - 297 с.

Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. – 342 с.

Рябов В.Б. Стратегия трудовой жизни как характеристика самореализации человека в труде // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 4. - С. 113-118.

Сотникова С. И. Сотников, Н. З. Профессио­нальная карьера работника: актуальность, сущность, виды, детерминанты, индикаторы исследования // Вестник Омского университета. - 2015. - № 1. – С. 100-104

Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2013. - 270 с.

Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 554 с.

Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. - М.: Норма, 2015. - 695 с.

Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. - М.: ГроссМедиа, 2015. - 223 с.

Herr, Edwin L. Career Development and Its Prac­tice: A Historical Perspective / Edwin L. Herr // Career Development Quarterly. - March, 2001. - Source Vol­ume: 49. - Source Issue: 321 р.

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман) http://psyera.ru/6694/diagnostika-motivacionnoy-struktury-lichnosti-ve-milman (Дата обращения 08.02.2017)

Тест-опросник измерения мотивации достижения. Модификация тест-опросника А. Мехрабиана (адаптация М.Ш.Магомед-Эминов) http://psy-resultat.ru/page199 (Дата обращения 08.02.2017)

«Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова) http://testoteka.narod.ru/prof/1/10.html (Дата обращения 08.02.2017)

Приложение 1

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Э. ШЕЙНА «ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ»

Инструкция:

Опросник, который вы сейчас будете заполнять, направлен на выявление предпочтения личности в выборе профессионального пути и построении карьеры. Вам необходимо прочитать 41 утверждение. Сначала внимательно прочитайте первые 21 утверждение. Используя 10-балльную шкалу оценивания, определите, насколько каждое из предложенных утверждений важно для вас.


Если утверждение совершенно неважно, то в бланке для ответов, соответственно порядковому номеру утверждения, зачеркните цифру 1, если исключительно важно, то — 10. Чем более важным для вас является утверждение, тем большая зачеркивается цифра.

Затем внимательно прочитайте утверждения с 22 по 41, используя 10-балльную шкалу, определите, насколько вы согласны с каждым утверждением. Если вы совершенно не согласны, то в бланке для ответов, соответственно порядковому номеру утверждения, зачеркните цифру 1, если полностью согласны, то — 10. Чем больше вы соглашаетесь с содержанием утверждения, тем большая зачеркивается цифра.

Тест:

Варианты ответов: 1 – абсолютно не важно, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – исключительно важно

  1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы.
  2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях.
  3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации.
  4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью.
  5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим.
  6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.
  7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры взаимно уравновешивали друг друга.
  8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей.
  9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью.
  10. Быть первым руководителем в организации.
  11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями.
  12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени.
  13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.
  14. Соревноваться с другими и побеждать.
  15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять своему образу жизни.
  16. Создать новое коммерческое предприятие.
  17. Посвятить всю жизнь избранной профессии.
  18. Занять высокую руководящую должность.
  19. Иметь работу, которая представляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.
  20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.
  21. Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.

Насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений? 
Варианты ответов: 1 – совершенно не согласен, 2,3,4,5,6,7,8,9, 1 0 – полностью согласен


  1. Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли .
  2. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере.
  3. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело.
  4. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции.
  5. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность.
  6. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии.
  7. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой деятельности.
  8. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим.
  9. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры.
  10. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится.
  11. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры.
  12. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией.
  13. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации.
  14. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса.
  15. Я бы предпочел работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт.
  16. Я бы хотел посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели.
  17. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования.
  18. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере.
  19. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес.
  20. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.

Ключ к тесту

Профессиональная компетентность: 1, 9, 17, 25, 33.

Менеджмент: 2, 10, 18, 26, 34.

Автономия (независимость): 3, 11, 19, 27, 35.

Стабильность работы: 4, 12, 36.

Стабильность места жительства: 20, 28, 41.

Служение: 5, 13, 21, 29, 37.

Вызов: 6, 14, 22, 30, 38.

Интеграция стилей жизни: 7, 15, 23, 31, 39.

Предпринимательство: 8, 16, 24, 32, 40.

По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой ориентации и полученную сумму разделить на количество вопросов (5 для всех ориентаций, кроме «стабильности»). Таким образом определяется ведущая карьерная ориентация - количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация - в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.


Интерпретация результатов теста

Краткое описание ценностных ориентацией в карьере.

1. Профессиональная компетентность

Быть профессионалом, мастером в своем деле.

Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетенции, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу руководителя, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере.

2. Менеджмент

Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.

Для этих людей первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Самое главное для них – управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами – это в целом не имеет принципиального значения. Центральное понятие их профессионального развития – власть, осознание того, что от них зависит принятие ключевых решений. Причем для них не является принципиальным управление собственным проектом или целым бизнесом, скорее наоборот, они в большей степени ориентированы на построение карьеры в наемном менеджменте, но при условии, что им будут делегированы значительные полномочия. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг цели своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия.

3. Автономия (независимость)

Главное в работе – это свобода и независимость.

Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они испытывают трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры – получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них – это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной вакансии. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы.