Файл: Психология профессиональной карьеры:(психологическое сопровождение, профессиональной карьеры; отбор, адаптация, развитие персонала в организации, развитие персонала в ситуационное лидерство.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность профессиональной карьеры, как социально-психологического феномена
1.1. Карьера: понимание психологического содержания
1.2. Анализ подходов отечественных авторов по проблеме карьеры и карьерного развития
2.1. Общая характеристика объекта и процедуры исследования
Подводя итог исследования можно сделать вывод, карьерные ориентации складываются у студентов в ходе обучения и включают в себя ценностные ориентации, социальные установки, интересы и другие социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определенного человека.
К психологическим предпосылкам карьерного роста относятся следующие факторы: самоэффективность, мотивация достижения, активность и нонконформизм, организационная социализация и профессиональная адаптация.
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Для мотивации сотрудников нет какого-то одного лучшего способа, поэтому необходимо учитывать тип мотивации, то есть преимущественную направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей.
Выдвинутая гипотеза – о том, что студенты, у которых доминирующими являются мотивы поддержания, предпочитают работу в организации, обеспечивающей стабильность и возможность интеграции разных стилей жизни, а испытуемые, в мотивационном профиле которых преобладают развивающие мотивы, стремятся к профессиональной компетентности, руководству и ответственности, служению человечеству, преодолению препятствий нашла экспериментальное подтверждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Березовская Р. А. Психология профессиональной карьеры. Учеб. пособие. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. - 150 с.
Богданов Е.Н. Построение модели будущего специалиста // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 4. - С. 84-99.
Васильева Т.Н. Об опыте расставания с матерью в тренинговой группе // Современные тенденции науки и технологий: по материалам ХV международной научно-практической конференции. -Белгород, 2016 - С. 37-40.
Жданова С. Ю. Психология карьеры : учеб. пособие. - Пермь : РИО Пермского госуниверситета, 2015. - 149 с.
Заводчиков Д. П. Психология карьеры: учеб. пособие. - Екатеринбург: РГППУ 2013. - 155 с.
Котовский В.В. Социально-психологические особенности представлений студенческой молодёжи о профессиональном успехе // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 2. - С. 91-97.
Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманитарный фонд «Знание», 2013. - 308 с.
Могилевкин Е. А. Карьерный рост: дигностика, технологии, тренинг: монография. - СПб. : Речь, 2014. - 336 с.
Могилевкин Е. А. Технология формирования и развития профессиональных и карьерных компетенций выпускника вуза по направлению «менеджмент» // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2014. - № 6. - С. 166-170.
Молл Е.Г. Управленческая карьера в России // Проблема теории и практики управления. - 2014. - № 6. - С. 117-120.
Пахомова Е. В. Понятие «карьера»: анализ определений // Вестник Южно-Уральского государственного университета.. - 2013. - Выпуск № 2. – С. 9-12
Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. - Саратов, 2013. - 332 с.
Полещук Ю.А. Динамика профессиональной направленности студентов социономических про-фессий в процессе обучения // Психология в вузе. - 2014. - № 3. - С. 74-77.
Почебут Л.Г, Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2013. - 297 с.
Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. – 342 с.
Рябов В.Б. Стратегия трудовой жизни как характеристика самореализации человека в труде // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 4. - С. 113-118.
Сотникова С. И. Сотников, Н. З. Профессиональная карьера работника: актуальность, сущность, виды, детерминанты, индикаторы исследования // Вестник Омского университета. - 2015. - № 1. – С. 100-104
Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2013. - 270 с.
Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 554 с.
Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. - М.: Норма, 2015. - 695 с.
Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. - М.: ГроссМедиа, 2015. - 223 с.
Herr, Edwin L. Career Development and Its Practice: A Historical Perspective / Edwin L. Herr // Career Development Quarterly. - March, 2001. - Source Volume: 49. - Source Issue: 321 р.
Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман) http://psyera.ru/6694/diagnostika-motivacionnoy-struktury-lichnosti-ve-milman (Дата обращения 08.02.2017)
Тест-опросник измерения мотивации достижения. Модификация тест-опросника А. Мехрабиана (адаптация М.Ш.Магомед-Эминов) http://psy-resultat.ru/page199 (Дата обращения 08.02.2017)
«Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова) http://testoteka.narod.ru/prof/1/10.html (Дата обращения 08.02.2017)
Приложение 1
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Э. ШЕЙНА «ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ»
Инструкция:
Опросник, который вы сейчас будете заполнять, направлен на выявление предпочтения личности в выборе профессионального пути и построении карьеры. Вам необходимо прочитать 41 утверждение. Сначала внимательно прочитайте первые 21 утверждение. Используя 10-балльную шкалу оценивания, определите, насколько каждое из предложенных утверждений важно для вас.
Если утверждение совершенно неважно, то в бланке для ответов, соответственно порядковому номеру утверждения, зачеркните цифру 1, если исключительно важно, то — 10. Чем более важным для вас является утверждение, тем большая зачеркивается цифра.
Затем внимательно прочитайте утверждения с 22 по 41, используя 10-балльную шкалу, определите, насколько вы согласны с каждым утверждением. Если вы совершенно не согласны, то в бланке для ответов, соответственно порядковому номеру утверждения, зачеркните цифру 1, если полностью согласны, то — 10. Чем больше вы соглашаетесь с содержанием утверждения, тем большая зачеркивается цифра.
Тест:
Варианты ответов: 1 – абсолютно не важно, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – исключительно важно
- Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы.
- Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях.
- Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации.
- Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью.
- Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим.
- Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.
- Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры взаимно уравновешивали друг друга.
- Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей.
- Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью.
- Быть первым руководителем в организации.
- Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями.
- Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени.
- Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.
- Соревноваться с другими и побеждать.
- Строить карьеру, которая позволит мне не изменять своему образу жизни.
- Создать новое коммерческое предприятие.
- Посвятить всю жизнь избранной профессии.
- Занять высокую руководящую должность.
- Иметь работу, которая представляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.
- Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.
- Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.
Насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений?
Варианты ответов: 1 – совершенно не согласен, 2,3,4,5,6,7,8,9, 1 0 – полностью согласен
- Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли .
- Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере.
- Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело.
- Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции.
- Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность.
- В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии.
- Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой деятельности.
- Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим.
- Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры.
- Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится.
- Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры.
- Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией.
- Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации.
- Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса.
- Я бы предпочел работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт.
- Я бы хотел посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели.
- Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования.
- Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере.
- Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес.
- Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.
Ключ к тесту
Профессиональная компетентность: 1, 9, 17, 25, 33.
Менеджмент: 2, 10, 18, 26, 34.
Автономия (независимость): 3, 11, 19, 27, 35.
Стабильность работы: 4, 12, 36.
Стабильность места жительства: 20, 28, 41.
Служение: 5, 13, 21, 29, 37.
Вызов: 6, 14, 22, 30, 38.
Интеграция стилей жизни: 7, 15, 23, 31, 39.
Предпринимательство: 8, 16, 24, 32, 40.
По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой ориентации и полученную сумму разделить на количество вопросов (5 для всех ориентаций, кроме «стабильности»). Таким образом определяется ведущая карьерная ориентация - количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация - в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.
Интерпретация результатов теста
Краткое описание ценностных ориентацией в карьере.
1. Профессиональная компетентность
Быть профессионалом, мастером в своем деле.
Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетенции, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу руководителя, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере.
2. Менеджмент
Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.
Для этих людей первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Самое главное для них – управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами – это в целом не имеет принципиального значения. Центральное понятие их профессионального развития – власть, осознание того, что от них зависит принятие ключевых решений. Причем для них не является принципиальным управление собственным проектом или целым бизнесом, скорее наоборот, они в большей степени ориентированы на построение карьеры в наемном менеджменте, но при условии, что им будут делегированы значительные полномочия. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг цели своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия.
3. Автономия (независимость)
Главное в работе – это свобода и независимость.
Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они испытывают трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры – получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них – это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной вакансии. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы.