Файл: Психология профессиональной карьеры:(психологическое сопровождение, профессиональной карьеры; отбор, адаптация, развитие персонала в организации, развитие персонала в ситуационное лидерство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Стабильность работы

Стабильная, надежная работа на длительное время

Эти люди испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Эти люди отождествляют свою работу со своей карьерой. Их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры.

Авантюрные или краткосрочные проекты и только становящиеся на ноги компании их, скорее всего, не привлекают. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке. Такие люди ответственность за управление своей карьерой перекладывают на нанимателя.

Часто данная ценностная ориентация сочетается с невысоким уровнем притязаний.

5. Стабильность места жительства

Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок).

Важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности. Переезд для таких людей неприемлем, и даже частые командировки являются для них негативным фактором при рассмотрении предложения о работе.

6. Служение

Воплощать в работе свои идеалы и ценности.

Данная ценностная ориентация характерна для людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры – получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели.

Люди, ориентированные на служение, общительны и часто консервативны. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям.

7. Вызов

Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи.

Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы “бросать вызов”. Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других это — конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них – это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции “выигрыша – проигрыша”. Процесс борьбы и победа более важна для них, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна,разнообразие и вызов имеют для них очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становиться скучно.


8. Интеграция стилей жизни

Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой.

Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам.

Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный им стиль жизни и окружение. Для них важно, чтобы все было уравновешено – карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно.

Такие люди обычно в своем поведении проявляют конформность (тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих)

9. Предпринимательство

Создавать новые организации, товары, услуги.

Этим людям нравится создавать новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на других – это не их, они – предприниматели по духу, и цель их карьеры – создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании – собственный бизнес.

Приложение 2

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. ЗАМФИР

Инструкция:

Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале. Насколько для Вас актуален тот или иной мотив?

Тест

Обработка результатов

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

Интерпретация

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.


Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ>ВМ.

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

По данным исследований, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса (положительная значимая связь, r = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность избранной профессией тем выше, чем оптимальнее мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

Приложение 3

ТЕСТ-ОПРОСНИК А. МЕХРАБИАНА, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ИЗМЕРЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ (МОДИФИКАЦИЯ М. Ш. МАГОМЕД-ЭМИНОВА)

Инструкция

«Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 полностью согласен

+2 согласен

+1 скорее согласен, чем несогласен

0 нейтрален

-1 скорее не согласен, чем согласен

-2 не согласен

- 3 полностью не согласен

Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согла­сия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против но­мера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.

Тест опросника ( мужская форма А)

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь
    получения плохой.
  2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне
    задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем
    трудиться над ним в одиночку.

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за лёгкие, в решении которых сомневаюсь.

  1. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и
    в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны
    неожиданности.
  2. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все
    силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня
    может хорошо получиться.
  3. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в кото­рой я должен сам определять свою роль.
  4. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем
    художественной.
  5. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи
    в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
  6. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству
    людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны
    немногим.
  7. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше,
    даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
  8. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в
    развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
  9. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем те, где
    все участники приблизительно равны по своим возможностям.
  10. В свободное от работы время я овладею техникой какой-нибудь
    игры скорее для развития своего умения, чем для отдыха и развле­чений.
  11. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю
    нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как
    мне советуют другие.
  12. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу,
    в которой начальная зарплата будет 100 руб. и может остаться
    в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой на­чальная зарплата равна 80 руб. и есть гарантия, что не позднее, чем
    через 5 лет я буду получать более 180 руб.
  13. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на
    один.
  14. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока не получу полного
    удовлетворения от полученного результата, чем стремиться закон­чить дело побыстрей и с меньшим напряжением.
  15. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройден­
    ному материалу, вопросам, требующим для ответа высказывания
    своего мнения.

19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероят­ность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего, чем
такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не
улучшится.


20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло!»), чем порадуюсь хорошей оценке.

  1. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел,
    то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
  2. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь
    о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том,
    как правильно его решить.
  3. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо
    за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
  4. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и
    энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
  5. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее
    не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.
  6. Когда я берусь за трудное дело, я больше опасаюсь, что не
    справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
  7. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда
    несу за свою работу личную ответственность.
  8. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание,
    чем то, в успехе которого я уверен.
  9. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно
    указывают, что и как выполнять, чем тогда, когда передо мной
    ставят задачу лишь в общих чертах.
  10. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удо­вольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем пе­решел бы к задаче другого типа.
  11. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и
    азарт, чем тревога и беспокойство.
  12. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем
    пытаюсь их реально осуществить.

Тест опросника ( женская форма Б)

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь
    получения плохой.
  2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу
    их решить, чем за легкие, которые знаю, как решать.
  3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и
    в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны
    неожиданности.
  4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все
    силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня
    может хорошо получиться.
  5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определе­ны и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль
  6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неуда­чи, чем надеждой на успех.
  7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
  8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи
    равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
  9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству
    людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны
    немногим.
  10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше,
    даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
  11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением
    вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.
  12. Если бы я собралась играть в карты, то я скорее сыграла бы
    в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.