Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Перспективы развития мировой индустрии спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом в спортивном менеджменте следует выделить ряд следующих характеристик, которые отражают актуальное сегодня сочетание социальных и экономических черт спортивного менеджмента:

1) возможность влияния на образ жизни населения: распространение культуры активного образа жизни, улучшение здоровья населения происходит в ходе привлечения к занятиям массовым спортом большей доли населения, таким образом реализуется основная социальная и экономическая цель государственного менеджмента в спорте;

2) возможность влияния на ценности населения: социальное воздействие спорта высших достижений на массы населения проявляется в развитии профессиональных и волевых ценностей у спортсменов, которые могут приобретать характер духовных и культурных ценностей для зрителей и болельщиков, что позволяет популяризировать занятия спортом;

3) двуединая роль соревнований для профессиональной подготовки спортсменов и для проведения спортивно-зрелищных мероприятий в спортивном бизнесе: если до достижения определенного уровня профессиональной подготовки участие в соревнованиях является неотъемлемой частью тренировочного процесса для профессиональных спортсменов, то в спорте высших достижений соревнования в форме спортивно-зрелищных мероприятий становятся частью спортивного бизнеса;

4) коммерческое использование соревнований в спорте высших достижений: высокое мастерство спортсменов обуславливает возможность коммерческого использования соревновательного процесса в рамках спортивного бизнеса.;

5) создание дополнительной привлекательности звезд и команд в спорте высших достижений для зрителей и спонсоров спортивно-зрелищных мероприятий: добавочная ценность для потребителя звезд профессионального спорта, спортивных мероприятий и сооружений обеспечивается за счет применения маркетинговых, PR и управленческих технологий при организации спортивно-зрелищных мероприятий и информационного освещения событий в профессиональном спорте[8]

Спортивный менеджмент - это самостоятельный вид профессио­нальной деятельности. Он направлен на эффективное достижение целей физкуль­турно-спортивной организации, действу­ющей в рыночных условиях, путем наиболее рационального использования материальных, трудовых и информаци­онных ресурсов. Становление спортивно­го менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организа­ций, т. е. профессиональных управлен­цев. Все возрастающее влияние физиче­ской культуры и спорта на экономику страны, появление и развитие индустрии спорта вызывает необходимость не толь­ко в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных ме­неджерах.


1.2  Инновационные технологии в современном спорте

Переход российской экономики к инновационному со­циально ориентированному типу развития предполага­ет создание и ускоренное распространение эффективных организационно-экономических механизмов функциониро­вания любой отрасли экономики, в том числе и отрасли фи­зической культуры и спорта. Реализация Стратегии разви­тия физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 г. и разработка стратегического прогноза на период до 2030 г. предполагает создание условий, обеспечивающих возможность вести гражданам здоровый образ жизни, систе­матически заниматься физической культурой и спортом, по­лучить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а так­же повысить конкурентоспособность российского професси­онального спорта[9].

В Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г. декларированы основные вызовы пред­стоящего долгосрочного периода, среди которых названа проблема значительного отставания РФ от ведущих спор­тивных держав по уровню разработки и внедрения иннова­ционных спортивных технологий, что существенно затрудня­ет процесс развития и негативно сказывается на конкуренто­способности российского спорта[10].

Изучение вопросов необходимости разработки и особен­ностей реализации нововведений в форме новой технологии или продукта авторами данной статьи предлагается иссле­довать с точки зрения следующих основных аспектов: инно­вации, предпринимательство, спорт.Необходимость применения инноваций в развитии инду­стрии физической культуры и спорта раскрывается в том, что инновационная составляющая является движущей силой гло­бальной конкурентоспособности и инструментом достижения стратегических целей деятельности. Конкурентоспособность спортивного предпринимательства формирует в целом кон­курентоспособность российского спорта, поэтому развитие и применение в ней инновационных технологий в настоящее время является задачей первостепенной важности[11].

Особенности конкурентной борьбы в спортивном бизне­се заключаются в риске утраты лидирующих позиций, так как в отрасли объективно существуют факторы быстрого дости­жения положительных коммерческих результатов, а также факторы потери лидирующих позиций. Кроме этого, разви­тие сферы физической культуры и спорта иногда происходит за счет ограниченного набора факторов. Например, для про­фессионального спорта набор данных факторов можно пред­ставить в виде схемы (рис. 1).


Рисунок 1. Взаимосвязь факторов развития с инновационной деятельностью

Из схемы видно, что в развитии профессионального спор­та выделяют четыре основополагающих фактора: развитие природного таланта, развитие врожденных способностей, методики подготовки и тренировки, технические и техноло­гические нововведения в производстве спортивного обору­дования, одежды, экипировки и т. п. Следовательно, необхо­дим постоянный поиск новых научных разработок и иннова­ций в области спортивной медицины, физиологии, биомеха­ники, фармакологии, психологии и производства.

Повсеместное применение инновационных технологий способствует:

- оптимизации использования как бюджетных, так и вне­бюджетных источников финансирования;

- улучшению результатов российских спортсменов на со­ревнованиях всех уровней;

- вовлечению в спортивную деятельность широких сло­ев населения;

- росту количества и качества услуг, предоставляемых на­селению в области спорта и физической культуры[12].

С точки зрения предпринимательства индустрия фи­зической культуры и спорта за последние годы преобра­зовалась в самостоятельную отрасль предприниматель­ской деятельности. Так, по данным исследований в обла­сти детско-юношеского спорта в последние годы наблюда­ется рост внебюджетных источников финансирования. Внебюджетными источниками финансирования в спортив­ных школах могут быть поступления от продажи населению платных физкультурно-спортивных услуг, от консультацион­ной деятельности, от проведения обследования спортсменов с целью формирования программ спортивной подготовки; от оказания услуг сдачи помещений в аренду и др. Отмечается тенденция роста частных инвестиций в деятельность орга­низаций, развитие государственно-частного партнерства. Указанные тенденции обозначены и в стратегическом прогнозе развития физической культуры и массового спор­та на период до 2030 г. Увеличению затрат государства на подготовку спортсменов, активное привлечение частных инвестиций способствуют развитию всей системы физиче­ского воспитания, студенческого спорта, спорта высших до­стижений и др[13].

Современные рынки спортивных товаров, услуг и инфор­мации характеризуются быстрым развитием и обострением конкуренции. Напряженную борьбу за потребителей, зрите­лей, покупателей и пользователей интернета одновременно ведут десятки и сотни тысяч производителей спортивных то­варов, спортивных телеканалов, радиостанций, специализи­рованных веб-сайтов, профессиональных клубов, спортив­ных магазинов, спортсооружений и фитнес-клубов. В систему конкурентных отношений вступают также субъекты смежных отраслей предпринимательства - такие как развлекатель­ное телевидение, кино, эстрада, цирк, событийный туризм и другие сферы досуговой деятельности. Ну и, наконец, свою долю рынка стремятся приобрести и расширить представи­тели индустрии красоты и здоровья, санаторно-курортного дела, ресторанного бизнеса.


Индустрия физической культуры и спорта - это взаимо­проникновение материального и нематериального производ­ства, что, безусловно, сказывается на специфике предприни­мательской деятельности. Материальное производство обе­спечивает производство новых изделий по заказам, переме­щение грузов, ремонт спортивных товаров, производство спортивного инвентаря. Нематериальные услуги удовлетво­ряют духовные, интеллектуальные потребности, обеспечи­вают восстановление здоровья, физическое развитие лич­ности, повышение профессионального мастерства. Эффект от потребления этих услуг зависит не только от условий про­изводства, но и от условий потребления, и носит долговре­менный характер, так как услуги спорта формируют здоровый человеческий капитал и обеспечивают его воспроизводство.

Кроме этого, предпринимательская и инновационная деятельность для профессионального спорта заключается в производстве для потребителей продукта в виде зрелищных услуг. Зрители получают психологическое удовлетворение от потребления этих услуг, готовы оплачивать их. Чем выше ка­чество этих услуг, тем выше цена. Эти услуги обладают эле­ментом постоянной новизны. Спортивные соревнования - это всегда новое зрелище, не повторяющее предыдущее. Они сохраняемы и воспроизводимы, могут быть записаны на электронный носитель или воспроизводиться на телевиде­нии и в интернете. На всех уровнях профессионального спор­та осуществляется инновационная деятельность[14].

Таким образом, объектом предпринимательской деятель­ности в спорте являются услуги, удовлетворяющие потребно­сти общества и населения. Предпринимательская деятель­ность в материальном производстве в сфере спорта направ­лена на формирование материально-технической базы, соот­ветствующей меняющимся условиям развития цивилизаций, научно-технического прогресса, передовому отечественно­му и зарубежному опыту. Инновационные проекты в этом на­правлении формируются по классической системе проекти­рования, изготовления, опробования и позиционирования более совершенного продукта на рынок.

Но в то же время существует ряд особенностей и специ­фических характеристик конкурентной борьбы в спортивном бизнесе, а именно:

1) сложность и многоплановость потребительского рынка (большой объем потребительского рынка, огромное количе­ство заинтересованных лиц, наличие субъектов смежных от­раслей и инфраструктуры);

2) существование факторов быстрого достижения поло­жительных коммерческих результатов;


3) повышенный риск утраты лидирующих позиций в силу очень динамичного развития данной отрасли на внешних рын­ках и в зарубежных странах;

4) ограниченный набор факторов развития инновацион­ной деятельности, особенно для развития профессиональ­ного спорта[15].

Выделение данных специфических черт требует от инно­вационной деятельности особых подходов как к основным компонентам - предмету (инновация), объекту (сфера ис­пользования), потребителю (инноватор), - так и к инноваци­онному процессу: разработке и проектированию, организа­ции и технологиям внедрения.

Исходя из особенностей конкурентной борьбы в спортив­ном бизнесе, перечисленных выше, особое внимание следу­ет уделить проблеме временных параметров инновацион­ного процесса и существующим стратегиям его ускорения.

Скорость выхода инновации на рынок обеспечивает ее конкурентоспособность и вхождение в предполагаемую зону прибыли, поэтому особое внимание должно уделяться стра­тегиям, позволяющим ускорить инновационный процесс.

Опыт многих успешных компаний позволяет утверждать, что инновационная стратегия в современной экономике - это обязательность выхода на рынок с инновациями по мере воз­никновения технологических возможностей, поэтому основ­ной чертой современной экономики является скорость во­площения инновационного процесса. Тенденция сокращения длительности жизненного цикла многих спортивных услуг, то­варов и технологий влечет за собой сокращение жизненного цикла инноваций, начиная с этапа зарождения идеи новше­ства и заканчивая его непосредственным потреблением.

Ускорение создания и продвижения инновационных продук­тов может осуществляться за счет следующих стратегий:

• за счет продуманной стратегии продвижения продукта;

• за счет эффективной бизнес-модели;

• путем сокращения цикла создания новшества;

• на основе управления цепочкой потребителей по их ин­новационной активности;

• на основе «выведения продукции из обращения (кан­нибализма)», ключевых видов деятельности и продажи ли­цензий.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что инновационная деятельность - очень важная часть коммер­ческой деятельности всех субъектов индустрии физической культуры и спорта; она является необходимой для ее разви­тия. Инновационный процесс в данном случае формируется по классической системе и на основе применения общепри­нятых принципов проектирования, апробации, позициониро­вания и технологий продвижения.