Файл: Индивидуальное предпринимательство (Теоретические основы развития индивидуального предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из важнейших критериев отнесения субъекта хозяйственной деятельности к малому и среднему бизнесу является выручка от реализации товаров (работ, услуг).

В данном случае выручка учитывается по следующим правилам:

  • без учета НДС;
  • за предшествующий календарный год;
  • выручка определяется в порядке, установленном НК РФ.

С 1 января 2013 г. действовали значения выручки, установленные Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".

Драматичность экономического состояния России, обусловленная на сегодняшний день двумя факторами: стремительным снижением мировых цен на энергоресурсы, продажа которых формирует существенную долю в доходах бюджета нашей страны, а также введением западных экономических санкций в отношении России, связанных с масштабными общественно-политическими изменениями в Крыму и на востоке Украины, могла не носить такой всеохватывающий и болезненный характер, если бы за последние 15 лет благоприятных цен на нефть и природный газ малый бизнес все же развился как реальная опора российской экономики. 18, С.55

Если в самом общем виде разложить экономические причины роста инфляции, то эксперты утверждают, что они вызваны ограничением ввоза продуктов питания из-за границы, снижением объема инвестиций в российскую экономику, падением потребления и значительным сокращением экспорта.

По самым оптимистическим прогнозам аналитиков, в 2017 г. можно рассчитывать на нулевой рост ВВП. В начале же года МВФ России проинформировал, что в России ожидается экономический спад на 3% (по более пессимистическим прогнозам достигнет 5%, несмотря на то что ранее этот показатель прогнозировался на уровне 0,5%), а в 2018 г. 1%. Перспективы прискорбные.

Индикатором распространения бедности служит именно доля продуктов питания в структуре расходов населения. Крайне бедные семьи тратят на питание треть своих расходов. Свидетельством крайней нищеты является расход на питание в размере 50%. Эта эмпирическая зависимость была выведена немецким ученым Эрнстом Энгелем (закон Энгеля) еще в XIX в. и неоднократно находила подтверждение у отечественных и зарубежных ученых.

С учетом того что на фоне развитых стран подавляющая часть россиян теперь тратит существенную часть своего семейного бюджета на продукты питания 40-45% (для среднего европейца эта доля составляет 12%, для канадца 11%, для американца 9%), именно рост цен в данном секторе экономики стал наиболее явным и, соответственно, весомым для подавляющего числа граждан.


Поэтому важнейшей задачей экономической и правовой политики государства является именно развитие малого предпринимательства. Однако, несмотря на то, что за последние 20-25 лет об актуальности темы системного правового регулирования малого предпринимательства не говорили только ленивые, ощутимых практических результатов нет его доля в ВВП России колеблется на отметке 20%. В то время как оптимальным показателем является 48% и выше (в США 50%, в Китае свыше 60%).

Таким образом, в настоящее время роль предпринимательства в современной экономике все больше возрастает. В частности, можно отметить, что развитие предпринимательства способствует сокращению уровня безработицы, внедрению и продвижению уникальных товаров на рынок, обеспечению населения специфическими товарами и услугами, развитию рыночных конкурентных отношений, повышению качества и расширению ассортимента предлагаемых товаров или услуг. В России в целом как и во всем мире растет доля малого бизнеса в структуре национальной экономики.

1.3 Проблемы функционирования малого и крупного бизнеса
в современных условиях

С начала 90-х годов ХХ века в отечественной экономике заостряется внимание на проблеме становления и развития малого бизнеса. Интересы и проблемы крупных предприятий в постсовесткий период постепенно отодвигаются на задний план.

В настоящее время, особенно в условиях экономического кризиса в России, проблемы крупных предприятий нельзя недооценивать. И это связано, в первую очередь, с тем, что именно эти предприятия представляют собой фундамент, на котором базируются основные рыночные институты.

В последнее время в мире ускоряются процессы поглощений и слияний компаний, целью которых является достижение синергетического эффекта, в том числе за счет экономии на постоянных затратах. На сегодня в РФ наиболее наглядно эта тенденция прослеживается в слиянии и поглощении крупными банками мелких. Происходят процессы усиления монополизации. Можно эти процессы назвать однозначно негативными? Если рассматривать данный вопрос с позиции первоначального накопления капитала крупными предприятиями, то эта тенденция, на наш взгляд, не является негативной, а скорее, наоборот, приводит к усилению конкурентных позиций отечественных крупных предприятий на зарубежных рынках.


Эффективно функционирующие крупные предприятия позволяют наращивать экономический потенциал страны, формируют благоприятный инвестиционный климат, устанавливают новые хозяйственные связи, способны внедрять в производство новейшие технологии и т.д. Но, все дело в том, что в России, как и в других постсовестких государствах, было и остается по сей день, большое количество крупных заводов. Однако ни один из этих заводов не был таким большим, как ведущие западные корпорации. Обычно они включают головной завод и несколько смежных или обеспечивающих производств, тогда как в состав крупной западной корпорации нередко входят десятки заводов, разбросанных по всему миру. Но, заказывая на Западе оборудование, договариваясь об аудите с фирмой, имеющей международный авторитет, получая международный сертификат качества, наши компании должны платить суммы не меньше, чем западные конкуренты. Таким образом, происходит существенное снижение конкурентоспособности отечественных фирм. Данная проблема особенно актуальной стала сейчас, в момент экономического кризиса, которому отечественные крупные предприятия пытаются активно противостоять.

Одним, из существенных факторов, влияющих на снижение конкурентоспособности отечественных крупных предприятий, на наш взгляд, стало введение упрощенной системы налогообложения, целью которой было стимулирование малого предпринимательства. Сотрудничество малых и крупных предприятий может принимать разные формы, и, несомненно, способствует обогащению не только вышеперечисленных секторов, но и экономической системы в целом.

Однако сложившиеся формы сотрудничества между данными секторами в России имеют несколько деформированный характер, поскольку в большинстве своем основаны на проведении незаконных операций с целью уклонения от налогообложения.

Конечно, незаконные формы сотрудничества сопровождаются полным или частичным измельчением крупных предприятий и использованием ими своих подразделений (малых предприятий) с целью уклонения от налогообложения. Следствием дальнейшего развития такого рода форм сотрудничества стало не только снижение поступлений в бюджет и ухудшению конкурентной среды в секторе малого бизнеса, но и ухудшение конкурентоспособности крупных предприятий. Дробление последних с целью использования упрощенной системы налогообложения привело к неэффективному использованию ими ресурсов, поддержке нерентабельных отраслей, и, как следствие, к ухудшению конкурентоспособности отечественной продукции.


Безусловно, преимущества кооперации малых и крупных промышленных предприятий несомненны. Для большинства крупных промышленных предприятий неудобно организовывать в своих рамках узкоспециализированное производство, что вносит лишнее разнообразие в номенклатуру изделий, усложняя управление, контроль за качеством, отвлекая персонал второстепенными проблемами. Поэтому производство многих видов комплектующих элементов перепоручается малым промышленным предприятиям.

Использование подрядчиков удобно для крупных предприятий и вследствие высокого уровня конкурентной борьбы между ними за заключение контракта на снабжение, что обеспечивает высокое качество предоставляемой продукции. Также здесь необходимо отметить и возможность доступа крупных предприятий к важнейшим научно-техническим разработкам.

В условиях экономического кризиса, малые предприятия вынуждены быстрыми темпами уходить с рынка, поскольку они не имеют достаточного финансового капитала, чтобы противостоять кризисным явлениям в экономике.

Большинство крупных предприятий решает проблему чаще всего или за счет сокращения фонда оплаты труда (освобождение сотрудников, перевод их на неполную рабочую неделю и т. д.), или за счет предоставление в аренду помещений и оборудования. Этап накопления запасов данными предприятиями при инфляционных процессах уже заканчивается и сейчас проблема их реализации. Именно в этот момент так необходимо содействие реальному сотрудничеству малых и крупных предприятий. 14, С.72

На наш взгляд, реальная кооперация малых и крупных предприятий не имеет деформированный характер и способна поддержать сектор малого бизнеса гораздо лучше, чем существующие государственные программы, направленные на его поддержку.

Кооперация малых и крупных предприятий способна несколько улучшить положение также и крупных предприятий, поскольку проблема накопления запасов сырья и готовой продукции за последнее время наилучшим образом будет решена с привлечением малого бизнеса.

В связи с этим, на наш взгляд, наиболее целесообразным является проведение программ, направленных не столько на поддержку того или иного сектора, сколько на стимулирование их сотрудничества в условиях рынка. Проведение данных программ может осуществляться через банковский сектор, например, посредством предоставления льгот по кредитованию соответствующих операций.

С целью стимулирования производственной деятельности, а также оживления совокупного спроса, который за последнее время несколько снизился, необходимо снизить учетную ставку процента, что позволит расширить операции кредитования и даст возможность предприятиям постепенно восстановиться.


Глава 2 Проблемы развития индивидуального предпринимательства в России

2.1. Состояние и тенденции развития малого бизнеса. Социальный портрет предпринимателя

Социально-экономическая группа предпринимателей является неоднородной: статусы, способы деятельности и поведение предпринимателей сильно отличаются друг от друга в зависимости от масштабов дела. Анализируя социально-экономическую группу предпринимателей, обратимся к статистике. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в России публикуются Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) ежегодно по результатам обследований субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для оценки эффективности работы государственных мер по развитию МСП стоит обратиться к фактическим цифрам, достигнутым за последний период. Проведённый анализ текущего состояния развития МСП в России показывает постепенное улучшение ситуации в данном секторе экономики. Согласно Единому реестру малого и среднего предпринимательства количество предприятий малого и среднего бизнеса растёт, как и численность занятых на этих предприятиях. По состоянию на первое полугодие 2017 года на территории Российской Федерации насчитывается всего 6 019 798 субъектов МСП с общей численностью работников 15 774 446 человек, что составляет около 21% от общего числа экономически активного населения.

Также стоит отметить, что подавляющее большинство из всех предприятий малого и среднего бизнеса составляют микропредприятия. Общее количество микропредприятий на первое полугодие 2017 года составляет 5 761 052 единицы (из них юридические лица – 2 646 952 предприятия, ИП – 3 085 474 предприятия), что в долевом отношении – 95,7% от всех субъектов МСП. Согласно статистике Росстата и Единому реестру малого и среднего предпринимательства, количество субъектов малого и среднего бизнеса за прошедшие 6 лет с конца 2010 года возросло более чем в 1,6 раз (более 2,2 миллионов предприятий).