Файл: Индивидуальное предпринимательство (Теоретические основы развития индивидуального предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования особенностей деятельности предприятий малого бизнеса (МБ), связана с их активным участием в экономических отношениях в современном Российском обществе. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих ежегодных обращениях к Федеральному собранию также подчеркивает особую роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики России.

Степень научной изученности проблемы. Развитие производства, его уровень определяются степенью развитости производительных сил. В то же время возможности экономического роста обусловливаются господствующими экономическими отношениями, составной частью которых в рыночной экономике является предпринимательство. Особая роль в данной системе принадлежит предпринимателю основному лицу, реализующему нововведения и тем самым обеспечивающего поступательное движение производства.

Малый бизнес обеспечивает стабильность социально-экономического развития, создавая новые рабочие места и насыщая рынок теми товарами и услугами, которые дополняют систему общественного потребления.

Цель написания курсовой работы–рассмотреть особенности индивидуального предпринимательства.

Объектом исследования выступает малые предприятия России.

Предметом исследования выступает механизм реализации политики государства по поддержки малого бизнеса по решению проблем предпринимательства.

Поставленная цель, определили ряд задач, которые необходимо решить в данной работе:

  • раскрыть понятие и критерии малого бизнеса;
  • дать характеристику критериев отнесения к субъектам малого бизнеса;
  • наметить предпосылки необходимости государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на современном этапе;
  • провести анализ особенностей взаимодействия малого и крупного бизнеса в современных условиях;
  • провести анализ проблем финансовой устойчивости малых предприятий в период кризиса;
  • провести анализ проблем развития малого бизнеса в Российской Федерации;
  • описать проблему развития предпринимательства и бизнеса в инновационной сфере – важнейшее условие экономического роста страны;
  • охарактеризовать изменение статуса малого бизнеса в экономическом развитии общества;
  • осуществить анализ и совершенствование статуса малого бизнеса за рубежом;
  • наметить направления совершенствования роли малого бизнеса в экономике страны.

Теоретической и методологической основой исследования явились современные теории рыночной экономики, управления инвестиционной деятельностью, научные труды отечественных и зарубежных специалистов по этим проблемам.


Глава 1 Теоретические основы развития индивидуального предпринимательства

1.1 Экономические и социологические подходы к анализу предпринимательства. Исторические типы предпринимательства

В настоящее время сохраняется интерес к узловым темам отечественной истории. На сегодняшний день весьма актуальным остается вопрос, связанный с истоками зарождения предпринимательского духа в странах Европы, что, соответственно, привело к зарождению капитализма в целом. В этой связи огромного внимания заслуживают работы Макса Вебера и Вернера Зомбарта. Именно им удалось создать наиболее популярные теории, отвечающие на вопрос о причинах возникновения предпринимательского духа, который в синтезе с чем-либо образует дух капиталистический.

Особое внимание на исторические и социальные начала предпринимательства обращают немецкие историки и социологи, прежде всего М. Вебер и В. Зомбарт. Они рассматривают процесс становления предпринимательского духа как одно из главных составляющих духа капиталистического. При всем этом «дух» не является только философским или психологическим понятием, а выступает, скорее, и как экономико-социологическое явление 31, С.44

Дух это определенные психологические черты, которыми обладает любой тип общества, находящийся на определенной стадии своего развития. По словам Вебера, это «исторический индивидуум». Начнем с концепции В. Зомбарта. Он связывал рождение капитализма с деятельностью западноевропейских и южно-европейских народов. Зомбарт вкладывал в буржуазную личность два начала, которые, как может показаться сперва, являются противоположными друг другу. Это предпринимательский дух и мещанский дух.

Первый, согласно его концепции, образуется в синтезе жажды денег и предприимчивости, характеризуясь грандиозностью инициатив, которые опираются на насилие, страсть к приключениям и т.д. Дух предпринимательства присутствовал у людей на протяжении всего Средневековья, однако его реализация удалась лишь в Новое время, так как положение Европейских стран в результате господства натурального хозяйства и феодальной системы в эту эпоху уже не способно было прокормить население.


Второй, мещанский дух, предполагает осторожность и крайнюю бережливость в плане финансов. Он заключается в экономии, рационализации и прочем. Предприниматель, по мнению Зомбарта, должен состоять из трех главных черт: завоеватель, организатор, торговец. Мещанину же требуются другие качества: рациональное ведение хозяйства (экономия, бережливость), деловая мораль (солидность, благонадежность). Как уже было сказано, предпринимательский и мещанский дух во многом противоположны друг другу, однако Зомбарт делает заключение, что их синтез образует противоречивое единство развертывающегося духа капитализма, то есть синтеза традиций и жажды предпринимательства, что является вполне логичным на переломе эпох. 27, С.62

Концепция М. Вебера. Наиболее важная и значимая черта присущая предпринимательскому духу это его историчность. В своем популярном труде «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер противопоставляет простой жажде наживы и авантюризму чертам, которые, скорее, характерны для средневекового времени, новое, капиталистическое предпринимательство, связанное с разумным основанием свободного труда и использованием возможностей обмена. Этот, зародившийся в новое время предпринимательский дух, который явился первоосновой для развития капитализма, возник, по мнению М. Вебера, в результате распространения религиозных учений протестантизма в Европе. Дело в том, что в результате Реформации проходившей в Европе, во многих странах на смену католицизма приходит новое ответвление христианства протестантизм.

В данной ветви христианское учение сводилось к связи истовой набожности и экономическому материализму. Здесь культивируется индивидуализм. Человеку не нужен посредник для контакта с Богом. Чтобы построить свой путь к спасению, он должен рассчитывать, прежде всего, только на себя и собственные силы.

Итогом, по мнению Вебера, должна явиться жесткая систематизация в жизни каждого человека посредством веры. И человек, и капитал все время обязаны работать, постоянно приумножать свои богатства. Само же богатство не является грехом, как это было принято в католичестве. Оно приносит человеку чувство достигнутого, а также является свидетельством его избранного положения перед Богом. Такая идея избранничества, по мнению Вебера, напрямую связана с исполнением профессионального долга, которое одновременно с этим становится обязанностью каждого перед Богом[20,C.105].

Так религиозные нормы и указания способствуют созданию особых норм в хозяйстве. Главной задачей человека становится не жажда наживы, а, напротив, постоянное развитие и рост собственного. Также Вебер придает значение и развитию бюрократической организации, которая должна жестко контролировать положение каждого человека, в том числе выделяя таким образом избранных (высшие должности), а, следовательно, и вызывать мотивацию для продвижения по карьерной лестнице у всего народа. Именно синтез бюрократии и культурно-религиозного течения, которое явилось основой для развития предпринимательства, приводит к возникновению капиталистического духа. 20, С.56


По мнению М. Вебера происхождение капиталистического духа является результатом взаимодействия предпринимательства и бюрократической организации. С точки зрения В. Зомбарта, капитализм явился переплетением предпринимательского и мещанского духа. Позиции М. Вебера и В. Зомбарта взаимно дополняют друг друга. «Бюрократ», «мещанин» и «предприниматель» оказываются тремя исторически обусловленными идеальными типами, тремя составляющими капиталистического духа.

1.2 Малый бизнес в системе предпринимательства: сущность, направления, особенности функционирования

Существует четко сложившееся общепринятое в мировой практике представление о месте малого бизнеса в структуре развитых экономических систем и о принципах административно-правового его регулирования. Вместе с тем типовая модель общественно-правовых отношений, связанных с функционированием малого бизнеса, существенно дифференцирована по разным национальным экономическим системам[18,C.70].

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Наибольшее ее своеобразие обусловлено характером исторического процесса развития национальных экономик.

В России в 1990-е годы административно-командная система управления экономикой была заменена на свободу рыночных отношений.

Трудности становления малого бизнеса в Российской Федерации были обусловлены в значительной мере историческим прошлым страны. Отсутствуют опыт и преемственность в ведении малого бизнеса.

Но следует признать, что значительная часть россиян проявляет определенную решительность и смелость, становясь малыми предпринимателями.

В соответствии с российским законодательством к субъектам малого предпринимательства в России относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства.


Российское законодательство определяет предпринимательство как «самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность, направленную на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»

Федеральным законом N 209-ФЗ установлены критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу микро-, малых и средних предприятий:

  • юридические лица должны быть внесены в ЕГРЮЛ, индивидуальные предприниматели в ЕГРИП;
  • введены особые требования к структуре уставного капитала юридических лиц;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий и до 100 человек включительно для малых предприятий, среди малых предприятий выделяются микропредприятия до 15 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день предельные значения балансовой стоимости активов не установлены. 14, С.71

Указанные критерии изменены в части требований к структуре уставного капитала Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 156-ФЗ), который вступил в силу с 30.06.2015. Кроме этого, в Федеральный закон N 209-ФЗ внесены другие изменения.

При этом установлено, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая. Указанное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, образовательным организациям высшего образования, на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».