Файл: Индивидуальное предпринимательство (Теоретические основы развития индивидуального предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В республике Татарстан особое внимание обращается на отрасль сельского хозяйства, где планируется увеличивать численность предпринимателей в селах, создавая для этого специальные условия. Также в Республике особое внимание обращено на внешнюю торговлю, а также на то, чтобы в организации инфраструктуры приходили все новые инвесторы.

Пермский край также не обошел вниманием внешнеэкономическую деятельность, но важнее здесь выделить задачу развития инфраструктуры, ведь на данный момент в Пермском крае, как уже было рассмотрено, меньше инкубаторов (2 бизнес-инкубатора), чем в других регионах ПФО. Также необходимо увеличивать количество промышленных парков и иных инновационных зон. Логично, что для этого нужно усовершенствовать законодательство края в плане льгот для бизнеса, как это сделано, например, в РТ, где существуют специальные постановления о льготах в организациях инфраструктуры.

Особенностью Нижегородской области отдельно выделена консультационная поддержка, в то время как в других субъектах она отдельно не выделяется. Также существует необычная задача повышения имиджа региона, как успешного в плане инвестиций, которая означает, что регион готов принять инвесторов и для этого существует вся инфраструктурная и законодательная база.

Самарская область также имеет такую отдельную задачу, которой нет в других регионах, а именно переподготовка и повышение квалификации кадров.

Стоит отметить, что неимение отдельной узкой задачи не означает того, что она не выполняется, ведь мероприятия по её реализации могут входить в рамки других задач, однако выделение задачи в отдельную дополнительно отражает важность определенного вопроса для субъекта.

После того, как мы рассмотрели, на что направлены программы (подпрограммы) развития предпринимательства, важно будет проанализировать их финансирование (см. Таблицу 2.4).

Таблица 2.4.

Финансирование программ (подпрограмм) развития МСП (всего)

Субъект РФ

Объем средств, тыс. рублей

Республика Башкортостан

4 475362,4 (2013-2018)

Республика Татарстан

2 407 853,0 (2014-2016)

Пермский край

8 716652,7 (2014-2018)

Нижегородская область

3510750,0 (2015-2020)

Самарская область

1 905 019,0 (2014-2019)

Исходя из финансирования, можно отметить, что самое большое количество средств на развитие МСП в рамках программ зафиксировано в Пермском крае, практически 9 миллиардов, притом, что рассчитана она на 5 лет, что на один год меньше, чем все остальные регионы, кроме Республики Татарстан. Это означает повышенное внимание субъекта к развитию предпринимательства. Что касается Татарстана, то здесь подпрограмма действовала два года и завершилась реализация в 2016 году. Для двух лет Республика выделила большое финансирование, порядка 2,5 миллиардов рублей. Во всех остальных регионах срок реализации 6 лет. Наибольшее финансирование среди них у Татарстана, наименьшее у Самарской области.


Также рассмотрим финансирование программ из федерального, регионального и местного бюджета и проанализируем, какой из бюджетов и в каких регионах выделяется на развитие предпринимательства больше средств (см. Таблицу 2.5).

Таблица 2.5.

Финансирование программ (подпрограмм) развития МСП (разные уровни)

Субъект РФ

Федеральный бюджет, тыс. руб.

Региональный бюджет, тыс. руб.

Внебюджетные источники, тыс. руб.

Республика Башкортостан

3 365902,6

1091619,8

17840,0

Республика Татарстан

-

2 407 853,0

-

Пермский край

1 601074,6

620808,3

6 415282,6

Нижегородская область

-

3 510750,0

-

Самарская область

-

1 905 019,0

-

Стоит отметить, что финансирование везде четко рассчитано из региональных бюджетов. Что касается федерального бюджета, то в некоторых субъектах количество денег, выделенных из центра, зависит от конкурсного отбора, поэтому некоторые территории могут и не получить денежных средств и федеральной казны. Для Башкортостана и Пермского края финансирование является устойчивым, то есть данные регионы должны получить обещанные средства на реализацию программ. Однако в структуре средств есть различия. В Башкортостане большое количество денег выделяется из федерального бюджета, в то же время в Пермском крае огромную роль играют внебюджетные источники. Это означает, что в развитии предпринимательства в регионе заинтересован не столько центр, сколько сам субъект, который привлекает инвесторов.

Изменения уровня влияния государства на экономическую деятельность сектора МП можно оценить внедрением объективных критериев, оценивающих эффективность государственного регулирования малого предпринимательства. Существующие критерии оценивания уровня развития сектора МП, определяют в основном количественные изменения сектора МП, что не отражает качественные изменения. Так Д. И. Дроздова, предлагает сосредоточиться на трех основных задачах:

– увеличение доли малых предприятий в субъектах РФ;

– повышение доли занятых в сфере малого бизнеса в регионе;

– увеличение совокупного оборота малого бизнеса среди остальных компаний в регионе.


Группы ученых, которые считают, что система оценочных показателей должна одновременно решать несколько задач[24,C.85]:

– отражать динамику развития малого предпринимательства в регионе в официальном секторе экономики;

– проводить оценку эффективности деятельности органов власти на любом этапе реализации программ поддержки предпринимательства;

– сравнивать эффективность работы органов власти различных территорий (соответствовать принципу сопоставимости);

– проводить на постоянной основе мониторинг реализации программы в секторе МП, а также корректировать программу по результатам мониторинга.

Оценку уровня влияния государства на экономическую деятельность сектора МП необходимо проводить на основе: «Использования интегральных показателей уровня состояния сектора МП в регионе по основным компонентам социально-экономического развития и подхода, позволяющего оценить степень обеспечения необходимыми экономическими и правовыми условиями субъектов МП при осуществлении ими экономической деятельности в официальном секторе экономики». Нужно отметить, что несомненная перспективность сектора малого предпринимательства в современной экономике во многом определяется влиянием государства на их экономическую деятельность.

И, следовательно, качественное изменение состояние сектора МП следует рассматривать через призму структурных изменений в экономике, что зависит от государственной политики по поддержке малого предпринимательства. Именно малые предприятия, в случае разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства с инновационным уклоном, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка

Таким образом, была рассмотрена региональная поддержка малого и среднего предпринимательства в регионе, которая базируется на региональных целевых программах. Задачи данных программ приблизительно одинаковы, однако есть и свои особенности, которые были отмечены. Реализуются данные акты исполнительной властью субъекта. Каждый год составляется отчет плановых и фактических показателей бюджета и непосредственных результатов. В итоге, ежегодно оценивается эффективность их реализации.

Организация системы государственного управления должна быть ориентирована на переосмысление роли государства в жизни общества — признания общественных организаций в процессе развития малого предпринимательства, что влечет функциональную трансформацию структуры исполнительных органов в аспекте совершенствования механизмов взаимодействия государства, общества и бизнеса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли. Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны.

В настоящее время это целая проблема на уровне государства. Постоянная нехватка финансирования Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала.

Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом. Неустойчивость малого бизнеса из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.

Важным направлением политики в отношении малого предпринимательства является создание правовой среды способствующей развитию малого бизнеса. Важно стремиться к большей преемственности и стабильности режима регулирования, поскольку постоянные изменения правовых норм создают неуверенность и отнимают время у руководителей предприятий, пытающихся разобраться в этих изменениях. Эта проблема особенно чувствительна для малых предприятий, чье руководство испытывает острый дефицит времени, а издержки на подготовку квалифицированного персонала относительно выше, чем у крупных фирм. В процессе основания и работы малый бизнес сталкивается с бесчисленными инструкциями и положениями, внедряемыми федеральными, региональными и муниципальными органами, освоение которых требуют существенного времени. К таким проблемным областям в законодательстве разных уровней относятся регистрация, ликвидация, лицензирование, сертификация, арендные отношения, имущественные отношения, выделение земельных участков, получение собственности на землю и др.


При разработке политики по отношению к малому предпринимательству государственным органам управления следует исходить из определенных установок.

1.Определить причины, в силу которых малые предприятия нуждаются в поддержке в настоящее время. На этой основе обозначить комплекс задач, на которые должна быть направлена государственная политика.

2. Определить политические мероприятия и программы, необходимые для осуществления поставленных задач. Это предполагает выяснение преград, для преодоления которых малые предприятия нуждаются в помощи.

3. Определить наиболее эффективные механизмы осуществления политики поддержки малого бизнеса с четким выделением роли государственного и частного секторов экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru
  2. О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям: Постановление правительства РФ от 23.08.11 № 713 (ред. от 25.05.2016) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации // Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. // [Электронный ресурс] URL: http://standart.edu.ru/
  4. Путин В. В. Послание президента Федеральному Собранию. 2016 год. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/53379.
  5. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru
  6. Портал госпрограмм РФ // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://programs.gov.ru
  7. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/
  8. Минэкономразвития России. Развитие малого и среднего предпринимательства: задачи на 2017-2018 гг. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economy.gov.ru/
  9. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2015. – 528 с.
  10. Балашевич М.И. Экономика и организация малого бизнеса. – Б.: БГЭУ, 2015. - 428 с.
  11. Балашова Е. А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2017. – № 9. – С. 85-101.
  12. Блинов А. О. Стратегическое развитие территории и поддержки малого бизнеса. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. – 2017. – № 4. – С. 61-69.
  13. Боярова В.И. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Журнал для акционеров. – 2017. – № 9. – С. 99-112.
  14. Буров В. Ю. Особенности влияния государства на экономическую деятельность субъектов малого предпринимательства в современной России // Предпринимательство и бизнес. – 2017. – № 3. – С. 67-74.
  15. Буров В. Ю. Теория и методология развития государственной системы противодействия теневой экономической деятельности субъектов малого предпринимательства: диссертация, — СПб., 2016. — 274 с.
  16. Буров В. Ю. Формирование и проведение мониторинга состояния малого предпринимательства на региональном уровне // Предпринимательство и бизнес. — 2017. —№ 9. — С. 73–78.
  17. Бухвальд Е. М. Децентрализация в государственной политике развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2017. — № 1. – С. 45-57.
  18. Быстряков А.Я. Государственное регулирование развития предпринимательства: опыт, проблемы, инновации — М. : Проспект, 2015. — 144 c.
  19. Вебер М. История хозяйства: Город. — М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001
  20. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм. СПб.: Владимир Даль, 2017.
  21. Вебер М., Протестантская этика и дух капитализма, М.:Ист-Вью, 2002.
  22. Вершинина А. П. Малый бизнес: критерии отнесения и классификация // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, май 2017. – С. 66-75.
  23. Глинова Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Концепт, 2015 № 8 – С. 147-152.
  24. Грибанова Н. С. Основные положения поддержки в развитии малого и среднего бизнеса России / Н. // Бизнес и предпринимательство — 2017. — № 5. – С. 80-86.
  25. Десять лучших стран для социального предпринимательства // Вести. Экономика. // [Электронный ресурс] http://www.vestifinance.ru
  26. Дроздова Д. И. Оценка эффективности системы государственной поддержки малого бизнеса // Современный бизнес — 2017. — № 6. — С. 25–29.
  27. Макарова Г. Н. Управленческая неопределенность в российской экономике, — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2017. — 191 с.
  28. Медведев А.П. Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть. Монография, СПб.: Питер, 2016. 288 с.
  29. Митенков А. В. В. Зомбарт о генезисе общества: философско-антропологический анализ учения). — М.: Прима-Пресс-М, 2002.
  30. Чурсина Ю. А., Ленкова Е. А. Анализ предприятий малого бизнеса. Проблемы, пути решения // Науковедение, 2017 № 5. – С. 97-104.
  31. Шпакова Р. П. Вернер Зомбарт: в ожидании признания // Журнал социологии и социальной антропологии. — Том IV, 2001. — № 1.