Файл: Индивидуальное предпринимательство (Теоретические основы развития индивидуального предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неподготовленность российских предпринимателей и талантливых изобретателей с точки зрения самой организации предпринимательской деятельности и неумение создавать так называемую «команду единомышленников» и управлять коллективом, а в итоге отсутствие положительного результата инновационной деятельности — это очень серьезные просчеты в области образовательных программ. Необходимо, уже имея такой негативный опыт, вводить новые образовательные курсы и программы для сотрудников временно простаивающих предприятий, образовательные программы в вузах, в колледжах и школах (в виде начального предпринимательского образования).

Выход из создавшейся ситуации на сегодняшний день осложняется мировым экономическим кризисом. Но сидеть и ждать, пока начнется оживление на мировых рынках, нельзя, необходимо искать пути выхода из сегодняшней кризисной ситуации, не забывая о проблемных зонах МП, в том числе и инновационного. 24, С.84

Основные проблемы МП, в том числе социально-психологические характера, лежат в области неуверенности предпринимателей в завтрашнем дне, т.  е. в области слабой финансовой базы предпринимательства и низкой квалификации потенциальных предпринимателей в вопросах организации и управления предпринимательской деятельности, а также недостаточная юридическая грамотность. Эти проблемы решаемы, а помочь в их решении, призваны государственные программы содействия развитию МП (льготное кредитование, льготные системы налогообложения и др.), различные предпринимательские структуры (союз предпринимателей, советы по МП в регионах и др.), развитие инновационной инфраструктуры малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки и др.) и другие формы содействия МП. К настоящему времени роль МП в основных параметрах развития нашей страны значительно ниже, чем в других экономически развитых странах. Ежегодно в РФ до наступления мирового финансового кризиса регистрировалось до 25 тыс. малых предприятий, но, несмотря на это, предпринимательская активность в России в разы отставала от показателей европейских стран. Данный факт связан, в первую очередь, с жизнеспособностью вновь созданных субъектов МП. По данным Федеральной службы государственной статистики, в течение первых двух лет существования доля «выживших» субъектов МП составляло в последнее время 20–30%


2.3. Государственная политика как инструмент оптимизации проблем в сфере малого предпринимательства

В административно-правовой науке под государственным управлением в широком смысле понимают регулирующую деятельность государства в целом, в узком — деятельность органов исполнительной власти на двух уровнях: федеральном и на уровне субъектов РФ.

В целом государственное управление определяется в качестве практического, организующего и регулирующего воздействия государства на общественную и частную жизнедеятельность людей для ее упорядочения, сохранения или преобразования, которое опирается на его властную силу.

Влияние государства на экономическую деятельность субъектов малого предпринимательства в своих работах рассматривает Г. Макарова, утверждающая, что на современном этапе развития усиливается зависимость результатов в экономике от таких макроэкономических признаков, как отсутствие у управляющей системы общей идеологии, способной объединить управляемые субъекты, что порождает «управленческую» неопределенность, обусловленную несовершенством государственного управления экономикой и обществом.

Интерес вызывает международный опыт: «…мировая практика свидетельствует о том, что в экономике стран с благоприятными условиями для предпринимательской деятельности (например, Германия, Дания, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Швеция, Япония) государство традиционно принимает довольно заметное участие, в том числе устанавливая нормы и правила, которые способствуют развитию рыночных отношений, не создавая при этом неоправданных препятствий для развития частного сектора».

Полностью соглашаясь с вышеизложенным, мы должны отметить тот факт, что данный вид неопределенности оказывает значительное влияние на многие процессы, в том числе и на развитие сектора малого предпринимательства. Иными словами, можно трактовать данное положение дел как известное правило — «что не запрещено — то разрешено». Как отдельное направление развития малого предпринимательства можно рассматривать взаимодействие бизнес-структур и структур гражданского общества

Определения общих интересов развития, как среды проживания населения, так и получение дополнительных доход от удовлетворения потребностей именно конкретного населения. Более того отдельные организованные структуры гражданского общества, такие как органы территориального общественного самоуправления (ТОС), могут выступать самостоятельными хозяйствующими субъектами которые оказывают платные услуги для населения проживающих на территории данного ТОСа (охрана, вывоз мусора, досуговая культурно-массовая деятельность и пр.) Причем данное направление по логике развития качества жизни граждан должно получать активную поддержку у представителей местной (муниципальной) власти, поскольку, таким образом, происходит частичное решение вопросов местного значения. Можно процитировать Президента РФ — В. В. Путина, который в своем Послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. сказал дословно следующее; «Я хотел бы сейчас, уважаемые коллеги, обратиться ко многим из вас. Я хочу, чтобы меня услышали и губернаторы, и муниципальные власти. Я прошу вас, что называется, не жадничать, не отдавать по привычке, по накатанной предпочтения исключительно казенным структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг и некоммерческие организации. Все мы заинтересованы в том, чтобы активный приход НКО в социальную сферу вел к повышению качества ее. Поручаю Правительству совместно с законодателями завершить формирование четкой правовой базы деятельности НКО — исполнителей общественно полезных услуг, установить требования к их компетенции. Нужно ценить взыскательную, заинтересованную, деятельную позицию граждан. Еще раз хочу обратиться ко многим из вас: не прятаться в служебных кабинетах, не бояться диалога с людьми — идти навстречу, честно и открыто разговаривать с людьми, поддерживать их инициативы, особенно когда речь идет о таких вопросах, как благоустройство городов и поселков, сохранение исторического облика и создание современной среды для жизни».


Особенности влияния государства на экономическую деятельность субъектов МП напрямую зависят от существующей государственной политики по поддержке сектора малого предпринимательства, включающая в себя в том числе федеральные и региональные программы по поддержки малых предприятий, которые являются механизмом влияния государства на экономическую деятельность субъектов малого предпринимательства в современной России. «Нужно продолжить идти в этом направлении системно и наступательно. Необходимы не абстрактные сценарии, в которых от нас мало что зависит, а профессиональный, выверенный прогноз развития. Надо четко определить, какой вклад в экономический рост внесут улучшение делового климата, запуск крупных инвестиционных проектов, наращивание не сырьевого экспорта, поддержка малого и среднего бизнеса, другие меры, какова будет роль регионов и отдельных отраслей производства». Такие задачи ставит сегодня Президент Р

Остановимся на одной из целей государственной политики в России в области развития малого предпринимательства: особенности участия субъектов МП в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Анализ показывает, что стоимость контрактов 117 737,8 млн р. за 2015 г. и 126 757,1 млн р. за 2016 г. (2,7 и 3,1 % соответственно от общей суммы контрактов). И это говорит о неэффективности такой меры по поддержки субъектов МП. Подтверждение мы находим в Послание Президента Федеральному Собранию (2016 г.): «Также поручаю Правительству принять все необходимые решения, расширяющие доступ малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний, в том числе четко определить обязательный годовой объем закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса. Это десятки и сотни миллиардов рублей, которые должны стать источником развития для отечественного предпринимательства»

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в разных формах и предоставляется настолько, насколько в этом нуждается определенная территория, на которой осуществляется помощь.

Если мы говорим о региональной поддержке предпринимательства, то данную поддержку можно условно разделить на:

федеральную поддержку малого и среднего предпринимательства;

региональную поддержку малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим региональную поддержку субъектов предпринимательства,

которая выражается принятием специальных региональных программ поддержки. В рамках каждой программы предусмотрено соответствующее финансирование, а также план мероприятий с планируемыми показателями, которые необходимо достигнуть[32,C.146].


Итак, рассмотрим, в рамках каких программ (подпрограмм) реализуется поддержка малого и среднего предпринимательства (см. таблицу 2.1).

Таблица 2.1

Программы (подпрограммы) развития МСП, принятые в регионах ПФО

Субъект РФ

Программа (подпрограмма) развития МСП

Республика Башкортостан

Региональная программа:

«Развитие и поддержка малого и среднего

предпринимательства в Республике Башкортостан»

Республика Татарстан

Региональная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан» на 2014-2020 годы;

Подпрограмма: «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» на 2014-2016 годы

Пермский край

Региональная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика»;

Подпрограмма: «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае»

Нижегородская область

Региональная программа «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области»;

Подпрограмма: «Развитие предпринимательства в Нижегородской области»

Самарская область

Региональная программа: «Развитие предпринимательства, торговли и туризма Самарской области»

Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области"

В итоге, можно отметить, что программа развития предпринимательства как таковая принята только в Республике Башкортостан. В остальных субъектах приняты подпрограммы в рамках более широких программ. Также стоит заметить, что целю многих субъектов является инновационная экономика, что актуально на сегодняшний день, так как мировые стандарты требуют все более усовершенствованных товаров. Бизнес является источником инноваций, так как именно субъекты МСП должны изобретать усовершенствованные товары и услуги.

Также определим государственных заказчиков программ в регионах ПФО, а именно, какие органы отвечают за исполнение программ (см. Таблицу 2.2.)

Таблица 2.2

Органы, отвечающие за реализацию программ (подпрограмм) МСП

Субъект РФ

Государственный заказчик программы

Республика Башкортостан

Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму

Республика Татарстан

Министерство экономики Республики Татарстан

Пермский край

Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края

Нижегородская область

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Самарская область

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области


Можно заметить, что везде реализовывают программы министерства и только в Республике Башкортостан специальный комитет. В разных регионах исполнительные органы создаются в соответствии с потребностями. Так, например, отвечающие за предпринимательство органы, где-то совмещены с отраслью промышленности, а в некоторых регионах с отраслью туризма, как это замечено на примере выше рассмотренных министерств.

Также стоит провести сравнительный анализ того, на что направлены программы (подпрограммы) предпринимательства, и какие ключевые целевые группы в них затрагиваются. Сделано это будет на основе задач программ (подпрограмм) (см. Таблицу 2.3);

Таблица 2.3.

Задачи программ (подпрограмм) развития МСП

Субъект РФ

Особенности задач программ развития МСП

Республика Башкортостан

1) Увеличение финансового результата от всех видов деятельности бизнеса;

2) Увеличение количества предпринимателей;

3) Увеличение среднесписочной численности работников, занятых в бизнесе

Республика Татарстан

1) Увеличение численности предпринимателей в промышленности;

2) Увеличение с/х предпринимательства;

3) Внедрение инноваций;

4) Развитие внешнеэкономических связей

Пермский край

1) Внедрение инноваций;

2) Создание новых форм инфраструктуры для МСП;

3) Совершенствование законодательства МСП;

4) Развитие внешнеэкономических связей

Нижегородская область

1) Совершенствование законодательства МСП;

2) Формирование положительного имиджа для МСП;

3) Консультационная поддержка;

4) Развитие инноваций

Самарская область

1)Консультационная поддержка;

2) Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров МСП

Понятно, что все субъекты ПФО ставят целью развитие МСП, которое будет проявляться в увеличении количества предпринимателей в регионе. Для этого планируется совершенствовать инфраструктуру, устранять барьеры для бизнеса. Однако во всех регионах есть и свои особенности, которые можно проследить через поставленные задачи.

В проведенном анализе Республика Башкортостан отличилась в плане того, что поставленные в программе развития предпринимательства отражены в общем. Через них не прослеживается каких-либо особенностей, так как, например, достичь большего числа субъектов МСП желает каждый регион.