Файл: Индивидуальное предпринимательство (Теоретические основы развития индивидуального предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на увеличение общего числа предприятий малого и среднего бизнеса, значения указанных далее показателей остаются на достаточно низком уровне. По данным Минэкономразвития, в России на 2016 год доля МСП в объёме ВВП составляет лишь 20%, доля занятых (от общего числа занятых) – 25% (18 млн. человек), доля в общем объёме экспорта – 6%, а доля граждан, начинающих бизнес – 4,7%. Определяющий показатель – доля МСП в объёме ВВП государства, для большинства развитых стран такой показатель, как правило, занимает 50% и более (в США, Англии – 50%, Китае, Японии – 60%, Италии – 80%). 17, С.50

На текущий момент состояние и динамику развития сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) за последние 5 лет позволяют оценить материалы сборника Росстата «Малое предпринимательство в России», опубликованного в декабре 2016 г. По данным опроса, проведенного Институтом общественного проектирования, доля предпринимательского класса в составе населения составляет всего 3% от общего числа опрошенных респондентов. Исследование включало в себя количественный опрос 16 200 респондентов по всероссийской репрезентативной выборке. Эти данные хорошо согласуются с результатами социологических опросов, проводившихся в рамках других исследовательских проектов.

В частности, регулярные опросы ФОМа, ВЦИОМа и Левада-Центра по репрезентативной всероссийской выборке также дают цифру 2–3%5. В РФ зарегистрировано и действует 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек, что составляет 25% от общего числа занятых в экономике. Доля предпринимателей практически одинакова на всей территории России – во всех федеральных округах и во всех типах поселений, включая Москву. Предприниматели имеют более высокие показатели материальной обеспеченности в сравнении с населением в целом.

Однако это не говорит о хорошей материальной обеспеченности всех предпринимателей. Доля соответствующих по своему потребительскому статусу среднему классу и выше составляет не более 44% от общего числа предпринимателей. Интересным представляется и гендерный состав: доля мужчин выше – 63% против 47% женщин – в предпринимательстве. Возрастной фактор не искажает данной картины, поскольку такое соотношение характерно не только для всех опрошенных, но и для респондентов в трудоспособном возрасте. Наиболее высокой предпринимательской активностью отличаются лица в возрасте от 25 до 44 лет. По этническому составу доля русского населения среди предпринимателей снижена, но не радикально (среди всего населения – 84%, среди предпринимателей – 77%). Доля людей с высшим образованием (включая лиц с неполным высшим образованием, в том числе и студентов вузов) среди предпринимателей несколько повышена (всего по массиву – 19%, среди предпринимателей – 26%). Эта тенденция характерна для всех типов поселений, хотя более выражена в мегаполисах, больших и средних городах. Тем не менее, образовательный состав российских предпринимателей схож с образовательной структурой населения – люди без высшего образования составляют абсолютное большинство. Тенденция повышения среди предпринимателей доли людей с высшим образованием характерна только для старших возрастов, в возрастной группе 25–34 лет она практически равна средней величине, а среди 18–24-летних немного снижена.


Предприниматель в своей деятельности обязан руководствоваться не только личной выгодой, но и государственными и общественными интересами. У него должны возникать представления о пользе его дела для общества и государства, что способствует ориентации на социальное предпринимательство. Поэтому предпринимательство следует оценивать через призму социальной пользы, так как социальная значимость предпринимательства состоит в ориентации производства на потребности клиента, создание рабочих мест, способствует увеличению мобильности членов общества. Коммерческий сектор является силой, способной дать населению те товары и услуги, которые не может дать государство. Социальная значимость малого и среднего предпринимательства выражается в учете потребностей местных сообществ, работе на локальных рынках с учетом устоявшихся традиций страны. За счет своего масштаба малое и среднее предпринимательство оказывается более адаптивным к изменяющимся экономическим условиям.

В России попытки составить социально-психологический портрет предпринимателя в основном сводятся к выделению и описанию различных типов предпринимателей или различных характеристик предпринимателя, которые можно объединить в несколько групп.

К характеристикам лидерства относят такие черты, как стремление к самостоятельности, автономности, независимости, к достижениям в трудовой деятельности, к карьере и власти, а также решительность и уверенность в себе. При этом отмечают также и особые деловые качества: инициативность и предприимчивость, деловая активность, умение действовать в условиях недостатка информации, настойчивость и умение брать ответственность на себя.

Особые интеллектуальные способности предпринимателя характеризуются следующим образом: гибкость мышления, умение генерировать идеи, в том числе коммерческие, творчески мыслить, уметь находить нестандартные решения. Как предрасположенность к предпринимательской деятельности отмечаются также и особые психологические характеристики личности: восприимчивость к переменам, склонность к новаторству, инновациям, риску и одновременно устойчивость к стрессам.

И последнюю группу особых качеств предпринимателя составляют коммуникативные способности: умение понимать людей и выстраивать с ними взаимоотношения, умение подбирать себе коллег и исполнителей, а также выстраивать отношения в интересах дела

Характеризуя социально-психологическим черты предпринимателей, отметим присущие им, как и прочим бизнесменам, страсть, изобретательность, новаторство, упорство, способность планировать, а также ориентированность на рост для решения самых насущных социальных проблем. Кроме того, социальные предприниматели альтруистичны, болезненно реагируют на любое проявление несправедливости


Существующая практика корпоративной социальной ответственности в большинстве случаев сводилась лишь к корыстным интересам бизнеса либо осуществлялась под государственным давлением.

Как бизнес, так и сами граждане на протяжении долгого времени не демонстрировали большой приверженности к социальной солидарности. Несмотря на элементы, тормозившие развитие социального предпринимательства.

Основным различием здесь выступает масштаб деятельности большинства общественных предприятий. Недостаток процессов ассимиляции практики за рубежом приводит порой к простому копированию существующих моделей, без учета реалий российского бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях экономического кризиса, вызванным политическими и экономическими событиями в мире, Россия начинает ориентироваться на формирование конкурентоспособного внутреннего рынка. Через активную государственную поддержку малого и среднего бизнеса решаются вопросы диверсификации экономики, импортозамещения, а также развития инновационного потенциала страны. Однако стоит отметить, что принятые государством меры по развитию МСП не решают вышеуказанные вопросы в краткосрочной перспективе. Для достижения уровня развития МСП развитых стран потребуется не один десяток лет.

2.2. Социальные проблемы функционирования малого предпринимательства

Сегодня предпринимательство играет важнейшую роль для развития экономического сектора государства. Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

В России малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал. По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом. За счет небольшого парка оборудования и немассового выпуска продукции, предприятия сферы малого бизнеса затрачивают не столь значительный объем финансовых средств и времени на изменение технологического процесса, чем крупные, таким образом, выявляются наиболее эффективные инновации. 18, С.94


В случае отрицательного результата, потери предприятия сферы малого бизнеса не будут столь велики, как у крупных и крупнейших предприятий. Предприниматели, организуя свой бизнес, идут на риск ради получения прибыли и самореализации. Результатом таких усилий являются новые малые компании, которые внедряют и осваивают самые передовые технологии, превращают идеи в продукты реального сектора экономики.

Основная доля малого бизнеса приходится на сферу торговли – 41%, затем идет малый бизнес в сфере операций с недвижимостью – 18%, промышленное производство -10%, строительство – 6%. Остальные отрасли не превышают 2% В настоящее время в России малый бизнес не выполняет основных функций по диверсификации производства и внедрению эффективных инновационных проектов, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой 48 конкуренции, и отечественным потребителем.

Малый бизнес развивается в сфере быстрого оборота капитала и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики, так как значительно снижает ее инновационный потенциал, а, следовательно, и конкурентоспособность на мировом рынке. Крупным предприятиям сложно перестроить за короткое время технологический процесс и, соответственно, возникают трудности с отбором не реализуемых инноваций. Это повышает риск банкротства крупных предприятий, которые составляют основу конкурентных преимуществ страны на мировом рынке. Предприятия малых форм предпринимательства отыскивают «специализированные ниши», где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. Они первыми апробируют новую продукцию, чтобы после передать ее в массовое производство крупным компаниям.

Малый бизнес в России не способствует развитию реального сектора экономики, так как не выполняет функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10% относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия малых форм предпринимательства на настоящий момент не представлены. Отсутствуют связи между научным и промышленным сектором экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не передается в промышленное производство.

Итак, МП имеет свои недостатки, которые оказывают существенное влияние на его развитие, в том числе и в России, а в условиях экономического кризиса эти недостатки усиливаются в несколько раз.


К основным недостаткам малых предприятий относятся:

  • МП является зоной крайне высокого экономического риска;
  • невысокая ликвидность и финансовая устойчивость малых предприятий;
  • ограниченность объема производства малым количеством оборудования, кадров и финансовыми возможностями;
  • не достаточная квалификация менеджеров малого предприятия;
  • низкая социальная защищенность работников малого предприятия, по сравнению с работниками средних и крупных предприятий и др.

МП в России обладает рядом отличительных особенностей, характерных исключительно для российского малого бизнеса: высокий уровень диверсификации малых предприятий; стремление к максимальной самостоятельности и независимости, в том числе и партнеров-учредителей друг от друга; низкий технологический и управленческий уровень деятельности на малых предприятиях и др. Одно из ключевых антикризисных ограничений развития малых предприятий в развивающейся экономике — это отсутствие доступа к технологиям и управленческим ноу-хау. Помимо того, что это является одним из следствий недостаточного финансирования, есть и другие аспекты проблемы. Например, устарелое оборудование и недостаток рыночно-ориентированного менеджмента и опыта является главным тормозом развития частного сектора малых предприятий, особенно в отношении их конкурентоспособности на иностранных рынках, особенно остро это ощущается в связи с наступившим мировым экономическим кризисом. Кроме вышеназванных общих проблем в процессе его инновационного развития у МП возникают и проблемы социально-психологические характера.

К таким проблемам, в первую очередь, относятся: неуверенность в успехе предпринимательства, особенно инновационного, усугубляющаяся на сегодняшний день достаточно сложной экономической ситуацией в стране; неподготовленность российских предпринимателей и талантливых изобретателей с точки зрения самой организации предпринимательской деятельности, а отсюда боязнь начинать свое дело; неумение создавать так называемую «команду единомышленников» и управлять коллективом, а в итоге отсутствие положительного результата инновационной деятельности и др.

Невозможность обеспечить своим высококвалифицированным сотрудникам достойное финансовое обеспечение влечет уход этого контингента исследователей в другие коммерческие структуры, где конечно эти специалисты не смогут найти применение своим творческим способностям и либо начнут самостоятельно заниматься исследованиями (если смогут найти подходящее оборудование и материалы) и продавать свои изобретения за границу, либо просто уедут в западноевропейские научно-исследовательские центры или в США.