Файл: Значение мотивации в современном менеджменте,.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ожидания можно рассматривать как оценку личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что окончание колледжа поможет им получить лучшую работу и что, работая с полной отдачей, можно быстрее подняться по служебной лестнице. При анализе мотивации к труду теория ожиданий подчеркивает возможность трех взаимосвязей: затраты труда-результаты; результаты-вознаграждение и вознаграждение-валентность (удовлетворенность им).

В мотивационной модели В. Врума ожидания рассматриваются как оценка личностью вероятности наступления того или иного события. Приступая к выполнению работы, человек с определенной степенью вероятности ожидает, что затраченные им усилия принесут необходимый результат, который также с той или иной степенью вероятности должен быть замечен руководителем и соответствующим образом вознагражден. Наконец, у работника существует определенная, называемая валентностью, степень ожидания того, что полученное вознаграждение удовлетворит (или не удовлетворит) его. Общая мотивация человека к выполнению работы определяется совместным действием перечисленных факторов. Для вычисления ее значения предполагается перемножить вероятности того, что усилия дадут желаемые результат; последний повлечет за собой справедливое вознаграждение, и ценность его будет удовлетворять субъекта.

Если значения любого из этих трех критически важных для определения мотивации факторов мало, то мотивация будет слабой, а результаты труда низкими.[11]

С учетом аспекта ситуационной природы вознаграждения и особенностей восприятия человеком внутренней и внешней справедливости Л. Портером и Э. Лоулером была модифицирована мотивационная модель Врума и предложена ситуационная модель мотиваций, лежащая в основе современных механизмов обеспечения справедливости в организациях. Л. Портер, Э. Лоулер и Дж. Р. Хэкмен исследовали, как возникают и развиваются индивидуально-организационные отношения, включая и то, как социальные влияния соотносятся с эффективностью к работе.

Дж. Кэмпбелл, М. Даннетт, Э. Лоулер III и К. Уэйк -младший формулируют теорию ожидания мотивации, в соответствии с которой на людей оказывает мотивирующее воздействие определение того, насколько настоятельны их потребности и ожидания, насколько их действия побуждают их к достижению поставленной цели и каких результатов достигли другие люди при сходных обстоятельствах.[12] Исследования подтверждают тезис упомянутых авторов о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. Модель Портера-Лоулера внесла огромный вклад в понимание мотивации. В частности, из нее следует, что мотивация- это не просто элемент в цепи причинно-следственных связей и что важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждение, удовлетворение и восприятие, в рамках единой взаимосвязанной системы.[13]


Г. Кауфман в 1960 г. показал, как организационная и профессиональная специализация могут развивать в работниках желание и возможность соответствовать целям организации.[14]

Согласно теории постановки целей, Е. Локке (1968), мотивация человека определяется его целями и удовлетворенностью результатами труда по их достижении. Его точка зрения состоит в том, что индивидуальные сознательные цели и намерения- первые детерминанты поведения. Сознательные цели-это основные цели, ради которых человек прилагает усилия и в которых отдает себе отчет, когда определяет поведение.

Модель, описывающая процесс постановки целей, выглядит следующим образом. Работник определяет личные цели, задающие интенсивность и направленность его действий. При достижении планируемых результатов он получает удовлетворение. Согласно этой теории, уровень исполнения работ и собственно результаты в основном зависят от следующих характеристик целей:

-сложность- это степень профессиональности и уровень исполнения, необходимые для ее достижения;

-специфичность- ее количественная ясность, точность и определенность;

-выгодность (приемлемость)- это степень, до которой работник воспринимает цель как собственную;

-приверженность цели-готовность приложить усилия для ее достижения.

Удовлетворенность или неудовлетворенность работниками результатами труда определяют два рода процессов:

-внутренние-оценка работником результатов труда с точки зрения соотнесения их с поставленными целями;

-внешние- оценка результатов труда работника окружающими.[15]

Значение внутренней и внешней мотивации на первый взгляд представляется важным в одинаковой степени. Однако эксперты считают, что в инновационных организациях большой эффект в достижении цели успеха имеет внутренняя мотивация сотрудников. К внутренним стимулам, мотивирующим людей к действию являются неосязаемые чувства, такие как счастье, признание, понимание, умиротворение и одобрение. Внутренние поощрения наиболее значимы для долгосрочной мотивации, но их чрезвычайно сложно вызвать, так как они требуют большого количества эмоциональной энергии. Внешние же стимулы осязаемы и материальны: это деньги, награды, продвижения и подарки. К нему очень быстро привыкаешь.[16] Важно отметить, что системы такого типа рассчитаны на подкрепление неинтересного и непривлекательного поведения, которое по своей воле человек выполнять не станет. Человек в этом случае становится марионеткой подкреплений.[17]


Взаимодействие внутренних и внешних мотивов при побуждении к действию окружающих вас людей-это непременный способ эффективного воздействия.[18] Теория справедливости по-своему толкует, как можно стимулировать людей на достижение поставленных целей. В соответствии с этой теорией люди субъективно определяют соотношение вознаграждения и затраченных усилий, а затем сравнивают полученный результат с вознаграждением других, которые выполняли аналогичную работу (как внутри фирмы, так и за ее пределами), с помощью положения Дж. Адамса, по мнению которого каждый индивид мысленно оценивает соотношения: «индивидуальные доходы других- собственные доходы», «индивидуальные затраты других-собственные затраты».

Если указанные соотношения не нарушены, то мотивирующие факторы работаю нормально; если же сравнение выявляет дисбаланс, несправедливость (тем более имеющие хронический характер), происходит демотивация деятельности.

У человека возникает психологическое напряжение, которое негативно сказывается на выполняемой им работе и ее результатах, поскольку в целях восстановления справедливости он начинает трудиться менее эффективно. Если же работникам платят больше, чем они того заслуживают, они менее склонны менять свое поведение.[19]

Поскольку восприятие и оценка справедливости носят относительный, а не абсолютный характер, то на практике менеджер должен объяснять, почему существует разница в вознаграждениях.[20]

Процесс признания заслуг и оценки труда личности на фирме является эффективным, если выполнены следующие шесть основных задач:

  1. признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности;
  2. демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда;
  3. извлечения из процесса признания максимального эффекта, посредством популяризации результатов труда отдельных работников, получивших признание;
  4. применение различных форм признания заслуг сотрудников. Руководство должно понимать, что разнообразие форм признания повышает действенность этого процесса;
  5. повышение морального духа через соответствующую форму признания;
  6. обеспечение повышения трудовой активности.

Высшая степень удовлетворения сотрудников достигается в результате признания и оценки их труда, которые могут быть как материальными, так и моральными, или и теми, и другими. Различают следующие основные формы признания личности:


-материальные компенсации;

-денежные вознаграждения;

-общественное признание отдельной личности;

-личное признание начальства;

-осознание самоэффективности.

Самоэффективность является неотъемлемым критерием поведения личности. Сравнивая свои достижения с достижением других, личность формирует свои цели деятельности, которые выражают ценностное отношение к признанию потребностей и интересов личности.[21]

В данном пункте главы были рассмотрены основные теории мотивации персонала, которые подразделяются на содержательные и процессуальные. Содержательные теории особое внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации. Основным мотивирующим фактором в них являются потребности. В своей основе содержательные теории близки друг к другу, а их главное отличие состоит в отношении к первичным потребностям. Процессуальные теории рассматривают проблему с другой точки зрения, они фокусируют свое внимание на том, что заставляет человека прилагать усилия, но при этом не отвергают мотивирующую роль потребностей.

1.2 Мотивация и стимулирование как методы управления трудом.

Центральное место в мотивационном процессе занимает мотив, т.е. внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение потребностей. Мотив- основная причина человеческой активности, представляя собой осознанное побуждение. Мотив порождается определенной потребностью, реализующейся в конкретных действиях.[22] Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в определенном благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее действует работник.[23] Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания. Формами проявления потребности выступают притязания и ожидания. На базе одной и той же потребности могут сформироваться различные притязания и ожидания. Причем ожидания конкретизируют притязания применительно к конкретной ситуации. Мотив непосредственно связан со стимулом. Стимул (лат. stimulus) –побуждение к действию, побудительная причина. Стимулирование- заинтересовывание в чем-либо. Стимул представляет собой блага (предметы, ценности и т.п.), способные удовлетворять потребность при осуществлении определенных действий. Реализуются стимулы через систему вознаграждений персонала. Классификация стимулов представлена на рисунке.[24]


Благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. [25]Необходимые людям вещи и блага подразделяются на материальные и нематериальные.

Материальные блага состоят из полезных вещей, товаров и материалов, а также изо всех прав на владение и использование материальных вещей или на извлечение из прав собственности на свои вещи выгоды как в сегодняшней, так и в завтрашней жизни. Примерами материальных благ могут служить все естественные дары природы, земля и вода, воздух и климат, продукты сельского хозяйства и рыболовства, товары добывающей и перерабатывающей промышленности, здания, машины и инструменты, а также закладные и другие долговые обязательства, а также доли акций в государственных и частных компаниях, все виды монополий, патентные и авторские права и другие права пользования всеми видами личной и интеллектуальной собственности.[26]

Нематериальные блага подразделяются на две группы. К первой группе относятся собственные качества человека и его способности к действию и наслаждениям, например, умственные и деловые способности, профессиональное образование и практические умения. Перечисленные блага заключаются в самом человеке и называются внутренними. Во вторую группу включаются внешние блага, состоящие в хорошей репутации и наличии деловых связей человека и др.

Практическая сущность понятий «мотив труда» и «стимул труда» тождественна. В первом случае речь идет о работнике, стремящимся получить благо посредством трудовой деятельности(мотив). Во втором-об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности(стимул). Мотивы труда можно разделить на социальные и биологические. К социальным можно отнести: «коллективизм (потребность быть в коллективе), личное самоутверждение, мотив самостоятельности, мотив надежности (стабильности), противоположный предыдущему, мотив приобретения нового (знаний, вещей), мотив справедливости, мотив состязательности, генетически присущий каждому человеку.

Биологические мотивы соотносятся с первичными физиологическими потребностями.[27]

Между потребностью и стимулом находится ряд опосредующих звеньев, характеризующий процесс восприятия(оценки) стимула и образования мотива. В зависимости от этих звеньев формируется определенная установка, отражающая готовность человека к конкретному поведению. Удовлетворение потребностей, которое происходит в результате соответствующего поведения, завершает процесс мотивации.[28] Помимо потребностей и мотивов мотивационный механизм включает: