Файл: Понятие и значение приватизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Экономическая реформа в России происходит во всех сферах в разное время, с различной скоростью и интенсивностью. Процесс приватизация государственного и муниципального имущества можно назвать основополагающим явлением в экономической реформе. Она проходит быстро, с определенной последовательностью и является самым заметным проявлением изменений в экономике. Теория и практика процесса приватизации имеет немалое значение в экономической науке. Это обусловлено такими причинами:

  1. Необходимость анализа изменений, которые происходят в экономиках других стран в процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике.
  2. Постоянное внимание российских исследователей относительно проблем развития отношений собственности;
  3. Применение «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечение всего населения страны в детали ее хода и результатов.

На сегодняшний день приватизация считается неотъемлемой частью институциональных перемен, которые сопровождают демократические реформы. Успехи РФ в процессе построения демократического, правового, экономически развитого государства, как равноправного партнера ведущих стран мира оцениваются на международной арене по определенному набору индикаторов, к которым можно отнести показатели, влияющие на становление основ рыночной экономики, возникновение частной собственности и эффективных собственников. Становление приватизации подходит к концу, и это требует подведения определенных итогов важнейшего экономико-политического процесса последних десятилетий, что и будет сделано по результатам проведенных исследований.

Предметом исследования являются правовые, экономические и организационные процессы, связанные с приватизацией имущества.

Объектом исследования являются вопросы приватизации в целом.

Цель исследования: рассмотреть процесс приватизации имущества, выявить сильные и слабые стороны приватизации в Российской Федерации.

Для выполнения поставленной цели, сформулированы такие задачи:

  • рассмотрение сущности, понятия приватизации имущества в РФ;
  • изучение этапов развития приватизации в РФ;
  • определение субъектов и объектов, способов и порядка приватизации собственности;
  • выявление преимуществ и недостатков процесса приватизации в РФ;
  • раскрытие экономической характеристики приватизации.

Научное изучение вопроса приватизации в нынешнем ее понимании начало свое развитие только в последние десятилетия, начиная с конца 70-х годов, а в России - лишь с начала 90-х годов XX столетия. До этого практически не существовало никакой базы для создания достаточно обширной системно организованной и методологически выдержанной научной концепции. Огромный вклад в создание теоретико-методологических концепций в сфере преобразования собственности и приватизации в условиях переходной экономики внесли такие отечественные ученые, как А.И. Попов, С.П. Глинкина, Д.Ю. Жогов, В. Авеков, Б.М. Болотин, О.Ю. Скворцов, Е.Г. Ясин и др. Среди самых важных исследований, которые освещают те или иные стороны проводимой в России приватизации следует отметить таких авторов как, М.Ю. Тихомирова, Л.Г. Симкину, О.М. Олейник, Н.Ю. Круглову, С.Э Жилинского, Н. Петракова и др. Все эти авторы научных статей и литературы внесли немалый вклад в развитие приватизации в нашей стране, находясь при этом, буквально, у истоков.


К сожалению, на сегодняшний день, несмотря на широкое освещение в монографиях и статьях проблем, связанных с перераспределением собственности и приватизацией имущества, немало вопросов остается малоизученными.

Глава 1 Теоретические аспекты приватизации имущества

1.1 Понятие и правовые основы приватизации имущества в РФ

Изучение приватизации имущества, ее значение в развитии предпринимательства является невозможным без анализа вопросов приватизации в целом [40, с.691]. Приватизация как теоретический и практический вопрос имеет связь с наличием в обществе такой политической организации как государство, и устранение негативных последствий его функционирования. Приватизацию можно назвать одним из основных видов разгосударствления имущества. Она является процессом, направленным на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений (чаще частными институтами общества) через передачу им функций, которые раньше выполнялись государством, его органами и должностными лицами [28, с.173].

В соответствии со ст.1 Закона «О приватизации…» приводится определение приватизации: это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (федерального имущества), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Таким путем государственное или муниципальное имущество стает частным. Принципы приватизации отражаются в ст. 2 Закона [10, с.411]:

  1. Основа приватизации заключается в признании равенства покупателей и открытости работы органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц только на возмездной основе.
  3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном законом [10, с.358].

Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.


Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года [31, с.472].

В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 26 апреля 2002 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года). Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными актами [42, с.2437].

Как мы видим, нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменны. Нормы права о процессе приватизации целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть – отражающие его динамику [19, с.349].

Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость. Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной и муниципальной собственности. Третий блок приватизационных норм определяет лиц – покупателей государственного и муниципального имущества. Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации.

Особенная часть включает правовые нормы о динамике процесса приватизации, выраженной в его стадиях, которые будут рассмотрены отдельно.

В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2014 г. в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом [42, с.1754].

Таким образом, с формально-правовой точки зрения к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества.


1.2 История развития приватизации государственного имущества в РФ

1991г. стал годом начала нового этапа в жизни России – процесса приватизации государственного и муниципального имущества. Разгосударствление российской экономики было начато с надеждой на скорейшее появление широкого класса собственников – эффективных управляющих, что в рыночной экономике является необходимым условием интенсивного развития [41, с.521].

Правовой основой процесса приватизации были принятые Верховным Советом РСФСР законы «О приватизации государственного и муниципального имущества предприятий в РСФСР», «Об именных приватизационных чеках и вкладах в РСФСР», а также Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Процесс приватизации государственного имущества можно условно разделить на три этапа [47, с.31]. Первый этап приватизации государственной собственности, получивший название чекового (ваучерного), проходил с 1991 по 1994г. С данным этапом связано начало процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание новой структуры собственности и формирование широкого класса частных собственников. В приватизацию было вовлечено практически все население России. Инструментом приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам.

Однако именно данный этап приватизации привел не к формированию широкого класса собственников, эффективно управляющих своей собственностью, а к возникновению небольшой прослойки очень богатых собственников, получивших в управление ваучеры, с помощью которых были приватизированы основные индустриальные объекты России [14, с.72].

Очень часто процесс приватизации государственного имущества проходил в форме спекулятивной купли-продажи собственности, что зачастую приводило к разрушению таких крупных предприятий, как ЗИЛ. Именно к первому этапу приватизации в обществе возникло негативное отношение.

На первом этапе приватизация государственного и муниципального имущества производилась четырьмя способами: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и акционирование. В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятия. Малые предприятия, стоимость основных фондов которых составляла менее 1 млн. рублей, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги [8, с.149]. На средних предприятиях, стоимость основных фондов которых составляла от 1 млн. рублей до 50 млн. рублей, и крупных предприятиях со стоимостью основных фондов более 50 млн. рублей приватизация, как правило, проходила в два этапа. Сначала проводилось акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и другими физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных коллективами [11, с.155].


На первом этапе приватизации произошло существенное разгосударствление экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. Именно в период проведения чековой приватизации было приватизировано наибольшее количество объектов. Только за 1993 и 1994гг. его было приватизировано первом почти 65 тыс. его предприятий, что тыс составляет около 70% до от общего большая количества приватизированных или объектов. При регионального этом наибольшее по количество было должны приватизировано предприятий, поскольку находившихся в муниципальной регионального собственности [35, с.839]. На исключением первом этапе приватизации приватизации государством приватизации было реализовано продолжалось имущества на конкурсу сумму порядка 2 общественного млрд. рублей. до Из них регионального более 50% – за стоимостью счет реализации предприятий муниципального имущества, 30% – часть регионального имущества и 20% – первичного федерального имущества. аукционе Основными объектами руки приватизации на произошло данном этапе последние являлись предприятия преобразованы торговли, общественного При питания, строительные конкурсу организации, предприятия запрещенные нефтяного комплекса.

происходило Начало второго основных этапа приватизации качественно началось в 1994г. и продолжалось около до начала 2002г. была Данный этап общего приватизации носил предприятия качественно новый малой характер, поскольку малой главной его приватизировано целью являлось являлись обеспечение перехода количество прав собственности, приватизироваться приобретенных в ходе млн первичного распределения, в января руки эффективных балансовой собственников [32, с.110].

На января данном этапе было приватизации предусматривалось, рублей что все муниципального предприятия с балансовой являлись стоимостью основных составляет фондов на 1 менее января 1994г. свыше 20 реализации млн. рублей, коммерческому за некоторым или исключением (казенные, запрещенные к муниципальной приватизации, с иностранным Основными участием), должны произошло быть преобразованы в данный акционерные общества Данный открытого типа. его Все остальные типа предприятия с балансовой от стоимостью менее 20 федерального млн. рублей разгосударствление должны приватизироваться муниципального на аукционе свыше либо по коммерческому или инвестиционному конкурсу [22, с.236].

На данном этапе было приватизировано около 25 тыс. объектов, что составляет порядка 30% от общего количества приватизированных предприятий за последние 10 лет. При этом в данный период происходило сокращение количества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим годом в среднем на 50%.