Файл: Понятие и значение приватизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Положительной стороной приватизационного чека явилось и то, что чековая приватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса - ведь чеки розданы всему населению и сроки их реализации были ограничены. Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стало 90% госимущества, чего не знала история денационализации других стран. В этом есть своя специфика приватизации в России на начальном этапе [17, с.79].

Ваучерный этап приватизации в России имеет точную дату своего завершения – 1 июля 1994 года. Для строгой оценки итогов ваучерной приватизации данных явно недостаточно, отсутствуют достоверные данные о поступлении средств от приватизации (официально приводимые данные противоречивы и не стыкуются по ряду параметров), равно как и нет точных сведений об участии иностранного капитала в приватизации. В среде экспертов ставится под сомнение статистика обращения ваучеров и деятельности чековых инвестиционных фондов в условиях, когда правовые и фактические возможности сокрытия сведений предприятия под предлогом сохранения коммерческой тайны никем не преодолевались, за исключением весьма ограниченного числа случаев, а также заинтересованности официальных кругов и непосредственных участников приватизации в положительной оценке ее результатов [19, с.721].

Тем не менее итоги данного этапа приватизации подвести необходимо. Это можно сделать, сравнивая доступные данные, во-первых, с провозглашенными задачами ваучерной приватизации; во-вторых, с опытом приватизации в других странах; в-третьих, с точки зрения воздействия приватизации на макроэкономическую ситуацию.

Результат ваучерной приватизации: Во-первых, приватизация в России, как бы ее ни оценивать, осуществлялась и осуществляется. Можно спорить о многом, но фактом остается то, что большинство предприятий, подлежащих приватизации, приватизировано, в том числе путем акционирования [7, с.128]. Во-вторых, фактом стала деятельность более 500 ваучерных фондов, если опять-таки отвлечься от оценки их деятельности. В-третьих, население России сейчас уже далеко не такое, каким оно было накануне приватизации. Можно говорить о качественном улучшении первичного экономического рыночного образования большей части граждан страны, мира несмотря на хотя то, что граждан данный уровень хотя остается еще образования низким [54, с.163]. В-четвертых, создана Напротив инфраструктура рынка объективный ценных бумаг, напряженность хотя она, Ваучерная естественно, еще снижения далека от сохранения завершения и совершенства. В-пятых, предприятий приватизация не каким встретила сколько-нибудь естественно значительного противодействия уровень со стороны инвестициям широких слоев тысяч населения, что данным явилось одной коммерческого из причин инвестициям сохранения на проведение территории России будущим относительного социального периода мира, несмотря частной на экономические далеко тяготы данного завершения периода и социальную количества напряженность. В-шестых, независимо слоев от оценки коммерческого итогов приватизации 1992-1995 несмотря гг. ее Госкомстата проведение – объективный периода шаг к утверждению территории частной собственности, от если отвлечься усиливает от содержательной напряженность характеристики последней.


В создана результате ваучерной рыночного приватизации 70% предприятий остается промышленности перешли в над частную собственность, 40 граждан миллионов россиян территории стали акционерами, россиян более миллиона – слоев владельцами малого гг бизнеса. По вообще данным Госкомстата, к далеко середине 1994 года причин было приватизировано несмотря около 100 тысяч частной предприятий, т.е. около 2/3 стабилизации всего их причин количества [46, с.374].

Ваучерная объективный приватизация, по борьбы определению, является оно бесплатной, льготной и ваучерной не может долларов содействовать финансовой является стабилизации. В сводном то финансовом балансе называемым за 1996 год совершенства показано, что улучшении доходы от определению приватизации и коммерческого частной применения объектов населения государственной и муниципальной таковую собственности за 1993 экономического год составили 0,4% уже всех доходов, а в 1994 противодействия году еще объектов меньше. Данные всего Госкомимущества об 1 содержательной млрд. долларов мира иностранных инвестиций в 1994 государственной году относились к так называемым будущим инвестициям и не являются статьей доходов бюджетов любого уровня [5, с.141].

Приватизация предприятий-монополистов вообще не является средством борьбы с монополизмом. Напротив, она усиливает таковую из-за снижения контроля государства над деятельностью монополистов. Разукрупнение гигантов-монополистов, проведенное механически, чаще всего приводит к увеличению числа монополистов, поскольку разрыв одной технологической цепи, часто единственной, уникальной в народном хозяйстве, ведет к росту совокупных издержек, так как каждое новое звено в разрушенной цепи в большинстве случаев само становится монополистом на своем участке, а накладные расходы возрастают в совокупности из-за стремления новых монополистов вздувать свои цены. Демонополизация дает эффект только тогда, когда государство выращивает конкурентов и создает конкурентную среду [24, с.61].

Таким образом, из всех задач, поставленных Государственной программой приватизации, достигнута фактически одна – создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации.

Что касается создания частной собственности и частных собственников, то в данной сфере ситуация более сложная. Большинство акционируемых предприятий избрало второй вариант предоставления льгот трудовым коллективам, по которому трудовому коллективу достается 51% уставного капитала, что в значительной мере отсекает от приватизируемой собственности «эффективных» собственников, не желающих вкладывать деньги в предприятия, где они не будут полновластными хозяевами [24, с.145]. В результате у крупных предприятий появилось много формальных собственников, относительно мелких, не обладающих капиталом, который необходимо вложить в реконструкцию или реанимацию производства. При этом пока нет отработанной системы управления пакетом акций, принадлежащих государству. Да и средств у таких акционеров тоже нет. Поэтому фактическое руководство бывшими государственными, а ныне акционерными предприятиями, осуществляет прежняя администрация, которая теперь еще меньше подконтрольна собственнику (некогда – государству, а теперь – акционерам) [43, с.233].


Одновременно происходит процесс перераспределения собственности в результате тщательно маскируемых действий: Манипуляции с проведением закрытой подписки и чековых аукционов, скупки акций у членов трудовых коллективов после длительного периода невыплаты заработной платы под предлогом объективных трудностей и т.п. Сегодня все еще нет принципиальных различий в большинстве государственных и акционерных предприятий, отсутствует реальная ответственность за результаты акций деятельности и тех, и невыплаты других [7, с.273]. Среда, в переориентацией которой действуют Между оба типа основных предприятий, меняется их очень медленно. период Многие акционерные тем предприятия все реальная еще ориентированы что на политику Чехии из бюджета, под помощь от за государства, получение трудностей от него основных различных льгот. способствует Частные по основных форме предприятия в Венгрии лице их короткий руководителей очень других медленно переориентируются периода на изменение свидетельствует мотивов экономического хотя поведения: руководители ее акционерных предприятий предприятия используют свое различий положение для от укрепления своих на личных позиций в махинации будущей борьбе и Частные для сиюминутного социалистических обогащения. Это политические проявляется в ориентации таким на торговые и льгот спекулятивные операции, акций на махинации, можно на выбивание форме льгот и преимуществ, а ориентированы не на хуже решение стратегических Хорватии проблем, связанных с итоги переориентацией производства выбивание на рыночные если критерии, реконструкцию которую предприятий. Объективно политические частично это реформ оправдывается тем, предвидели что общая предварительные экономическая ситуация, которую мало способствует Сегодня такой переориентации [31, с.213].

укрепления Едва ли экономического можно предполагать, Польши что политические длительного лидеры, которые отсутствует стояли у истоков и меняется руля приватизации в 1992-94 положение гг., не Чехии предвидели хотя такой бы основных тем ее последствий. длительного Ответственность, которую переориентацией они возложили объективных на себя, Польши требовала и требует руля обеспечить при тех проведении реформ Сегодня получение положительного итоги эффекта за невыплаты короткий период заработной времени, а не в из течение тысячелетий. О обогащения наличии такой России возможности свидетельствует бывшего опыт Чехии, лице Венгрии, Словении, экономическая Хорватии, Словакии, Словакии Польши [54, с.47]. Между если тем предварительные невыплаты итоги приватизации в России показывают, что положение у нас далеко не самое худшее. Едва ли не два десятка бывших социалистических стран и бывших союзных республик бывшего СССР получили результаты намного хуже российских, если судить по таким параметрам, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада. Сопоставляя предварительные итоги приватизации в России с этими странами, мы можем констатировать, что переход к частной собственности идет у нас средними темпами и с относительным успехом.


3.4 Денежный этап приватизации

К началу 1994 г., было погашено около половины приватизационных чеков - примерно 90 миллионов. Но, в связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год [20, с.54]. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Нынешняя программа ставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Сохранены были все основные способы приватизации, прежние три варианта льгот (резко усилены стимулы третьего варианта) зафиксированы принципы бесплатной чековой приватизации, действующий механизм чековых аукционов и т.д. [2, с.69]. Программой было также ограничено применение Указа Президента о вексельном обращении: из сферы его действия исключены предприятия с государственной долей имущества свыше 25%. Имущество этих предприятий реализовывалось за ваучеры и лишь после завершения чековой приватизации могли действовать иные принципы. Через приватизацию должны были пройти и все предприятия - банкроты.

Новый раздел об иностранных инвестициях практически снял все ограничения для участия зарубежных предпринимателей в аукционах и при покупке акций как за деньги, так и за чеки [39, с.84].

Программа также предусматривала укрепление роли инвестиционных фондов. Им разрешено было увеличить долю акций одного предприятия в своих активах до 25%, вместо прежних 10%. Это позволило фондам реально участвовать в управлении акционерными обществами, некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и, поняв, что просто не могут функционировать, вынуждены были уступить свои акции более крупным и сильным коллегам. Такая практика «поглощения» одних фондов другими была легализована Программой [45, с.73].

Нельзя было забывать о главном принципе приватизации - предотвращении банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов - приватизации и банкротства, удалось решить, когда были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий - банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в действие процесс банкротства [11, с.46].


И, наконец, третий путь - это была обязательная смена собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен. Такая норма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по делам о несостоятельности принимать решения о принудительной приватизации [13, с.59]. В данном случае трудовой коллектив уже не получал всех льгот, предусмотренных при обычной приватизации, т.к. речь шла не о перераспределении собственности, а об экономическом оздоровлении предприятия. Ему необходимо было находить инвестора, продавать на инвестиционном конкурсе необходимый пакет акций по тем условиям, которые одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях необходимы: это предотвращало возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко и взвешенно форсировать процесс принудительной приватизации.

Заключение

Всесторонний анализ процесса приватизации имеет все большее значение в отечественной экономической науке. Это связано с:

  1. Потребностью анализа происходящих в экономиках разных стран перемен при переходе к рыночной экономике.
  2. Вниманием российских исследователей к проблеме развития отношений в сфере собственности.
  3. Применением приватизационной «карты» в острой политической полемике и привлечением всего населения страны к процессу ее обсуждения.

Начальный этап приватизации в России показал, что отчуждение муниципальной собственности нередко реализовалась стихийно и непродуманно. Таким образом, нередко муниципальные образования, еще не став собственником, согласно распоряжениям вышестоящих органов, должны были произвести отчуждение своего имущества. Приватизация реализовывалась при условиях, в случаях невозможности определения подлинной цены отчуждаемых объектов, что в свою очередь, было неоправданным расточительством. Средства, полученные в результате приватизации муниципальной собственности, оказались недостаточными как для долгосрочных инвестиций, так и для решения неотложных текущих социальных проблем. Как результат – немалое количество муниципальных образований оказались без собственности и без финансовых ресурсов.

Законодательство приватизации государственной и нормативной собственности отличается несогласованностью нормативно-правовых актов. В результате анализа законодательства о приватизации было выявлено, что оно отличается постоянным изменением и улучшением принятых нормативных актов, многими подзаконными нормативными актами, которые восполняют пробелы законодательного регулирования, не долгосрочность действия многих нормативных актов. Все это является результатом особенностей приватизации в стране, а также сочетанием объемов приватизации и ограниченности ее сроков.