Файл: Понятие и значение приватизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При продаже федерального имущества продавцом на аукционе выступает РФФИ (его отделения) или, по поручению Правительства РФ, иные специализированные государственные учреждения [35, с.276]. Права и обязанности продавца и комиссии по проведению аукциона определены Законом о приватизации и Положением. Продавец публикует информационное сообщение о проведении аукциона, включающее: наименование имущества; начальную цену; форму подачи предложений; порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок; исчерпывающий перечень представляемых покупателем документов и требования к ним; срок заключения договора купли-продажи; порядок определения победителя; размер, сроки и порядок внесения задатка; место и срок подведения итогов; порядок ознакомления покупателей с иной информацией [20, с.127].

Положением подробно определен порядок проведения аукционов двух видов: с подачей предложений о цене имущества в открытой и закрытой форме. По итогам конкурса составляется протокол, подписываемый аукционистом и уполномоченным представителем продавца. Протокол является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества [34, с.71].

Победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за выставленное на аукционе имущество. Уведомление о победе выдается победителю в течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона. При уклонении или отказе победителя от заключения договора купли-продажи имущества задаток не возвращается, и он утрачивает право на заключение договора. Другим участникам аукциона суммы задатков возвращаются в течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона. Договор купли-продажи заключается между продавцом и победителем аукциона в соответствии с ГК РФ и Законом о приватизации не позднее 5 дней с даты подведения итогов аукциона. Оплата государственного имущества производится единовременно в течение 10 дней после заключения договора купли-продажи или в рассрочку в порядке, установленном Законом [5, с.52]. Передача имущества и оформление прав собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством и договором купли-продажи не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества.

Глава 3 Особенности приватизации в России


3.1 Понятие приватизации в России

Понятие приватизация государственных и муниципальных предприятий было дано в Законе РФ «О приватизации» от 3 июля 1991 г., где сказано, что «приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий» [21, с.214].

Что касается приватизации земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного населения, то она регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в РФ были установлены государственной программой приватизации [21, с.153].

Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 году верх взяло реформистское крыло. На апрельском Пленуме 1991 г. ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события данного года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунистическим силам [47, с.88]. Во главе этих сил стояла и часть партийно-хозяйственной номенклатуры, сделавшей ставку на официальный, т.е. открытый переход к преобразованию социалистической общественной собственности в частнокапиталистическую, кардинально менявшую место, социальную и правовую роль представителей правящего класса в их отношении к собственности. Вторая фракция КПСС, сформировавшаяся в КП РСФСР во главе с И.К. Полозковым в июне 1990 г., выступала за сохранение старой системы. Третьей фракцией, вышедшей низ КПСС уже летом 1991 года и пришедшей к власти в России в результате событий августа 1991 года, стали идеологи и представители новой буржуазии [23, с.52]. Последние были заинтересованы в том, чтобы прежде всего укрепить свою победу; направить процесс приватизации в выгодное ей русло; заложить основы формирования тех социальных сил, которые станут их будущей опорой в неизбежной борьбе с остатками номенклатуры, чьи фактические позиции во всех сферах общества оставались еще очень сильными; создать предпосылки экономического возрождения страны на базе господства частной собственности.


Принятия официального решения о приватизации была в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилось крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золото - валютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, утрата старых идейных и идеологических опор во всех слоях общества, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа – вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью [34, с.163].

С другой стороны, всем этим сложностям противостояли два фактора, сыгравшие решающую роль. Во-первых, налицо было стремление ранее господствующего класса номенклатуры в условиях быстрого крушения старых ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить государственную собственность в собственность частную – причина быстрого, относительно легкого и бескровного краха отжившего (умирающего) строя [15, с.143]. Большинство правящего класса предпочло законно «переодеться» и в считанные исторические мгновения появиться в облике частного собственника того, что принадлежало ему раньше лишь как классу в целом. Во-вторых, наличие огромного экспортного потенциала (прежде всего нефтегазового комплекса) – вот спасательный круг российской экономики, палочка-выручалочка и старых, и новых властей [44, с.113].

Борьба вокруг государственной программы приватизации отражает борьбу различных сил как внутри новой власти, так и между новой и старой номенклатурами. В то же время сложность разработки и политического согласования вариантов программ приватизации, создание необходимых правовых и административных форм, ограниченность во времени не могли не оказать влияния на сроки подготовки и качество принятой программы приватизации. В течение 1992 года период подготовки к государственной приватизации завершился. Было принято решение о двух этапах приватизации – ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).

Главными целями приватизации в 1992 г. были [6, с.122]:

  1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики;
  2. Повышение эффективности деятельности предприятий;
  3. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
  4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ;
  5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
  6. Привлечение иностранных инвестиций.

Необходимо отметить, что цели, поставленные перед программой приватизации, во многом были противоречивы и не учитывали сложившихся макроэкономической ситуации и социального положения [55, с.53].

3.2 Государственная программа приватизации

Законом определялась государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась на три ближайших года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года [44, с.55]. В соответствии с данной программой были определены объекты приватизации (три группы - объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние [15, с.309]. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс, структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости) [23, с.174]. В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, условия кредитования, условия применения при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов РФ, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели [30, с.97].


В программе также устанавливался перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежавших приватизации. Организация приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 государственным года возлагалась данный на Государственный чек комитет Российской природной Федерации по приватизации управлению государственным бумагой имуществом.

3.3 Ваучерный Возможности этап приватизации

Ваучерный Понятие чека (или добавлено ваучера) связано с сущности источниками платежа ценная при приватизации. В Если связи с этим социальном нужно сказать, программе что существовавшая, в Российской свое время, социальном идея бесплатной счетами передачи имущества сказать населению, была сроки связана с Законом о неизбежным приватизационных счетах. приватизационной Однако данный связано Закон никогда правда практически не чек был действующим - неразбериху его цели приватизационным на практике средства выполнил Указ о этом приватизационных чеках [12, с.28].

Указ Приватизационный чек - России государственная ценная при бумага на со предъявителя, которая системы применялась гражданами счета РФ в качестве приватизационным средства платежа задержало при приватизации объединений государственного или плане муниципального имущества, а возлагалась также при решено покупке акций (паев) возлагалась инвестиционных фондов. или Разрушение в России сроки системы расчетно-платежных когда отношений, когда махинаций даже обычные Ваучерный взаимные сроки, которые теряются, осуществляются с подлежавших огромным трудом, Российской сделало нереальным акций применение приватизационных комитет счетов. Если управлению бы в эту Российской общую неразбериху ту было бы государственным добавлено еще и 150 выполнили миллионов держателей был расчетных счетов, бумагой то паралич идея денежной системы Государственный стал бы государственная неизбежным. Возможности различных для различных различных финансовых махинаций приватизационной со счетами Если открывались бы бы фантастические, как предприятий показал прежний функцию опыт [49, с.168]. Но, Организация главное, это надолго задержало бы приватизацию, что, конечно, было нежелательно и в социальном, и в экономическом плане. Поэтому счета было решено заменить приватизационным чеками, которые, в сущности, выполнили ту же функцию, правда, явились при этом бумагой «на предъявителя».