Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Игру как развивающую форму можно рассматривать в различном возрасте. Но наиболее ярко развитие ролевого поведения происходит в дошкольном возрасте. И потому представляется наиболее целесообразным рассматривать данную тему, в среднем дошкольном возрасте.

Дошкольное детство – хоть и короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Дошкольное детство – это первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»[1].

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания. Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития. Среди них можно отметить работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконина и др. Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений.


Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии дошкольников и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе. Всё вышеперечисленное говорит об особой важности изучения игры, как одного из важнейших механизмов развития психологии ребёнка. Так как освоение ролевого поведения имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности.

Объектом исследования является игра, как механизм развития ролевого поведения ребёнка.

Предмет исследования - развитие ролевого поведения детей 5 года жизни через сюжетно- ролевую игру.

Гипотеза: Предполагается, что сюжетно – ролевая игра способствует развитию ролевого поведения детей среднего дошкольного возраста при прямом или косвенном участии педагога.

Целью данного исследования выступает изучение игры, как развивающей формы деятельности детей.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

1. Проанализировать теоретическую и практическую литературу по данному вопросу.

2. Охарактеризовать сюжетно- ролевую игру, определить значение сюжетных игр, влияющее на развитие детей.

3. Выявить особенности развития сюжетных игр дошкольников.

4. Определить условия, способствующие развитию сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста.

5. Экспериментальным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на ролевое поведение детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- наблюдение;

- беседа;

- эксперимент.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1 ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1.1 Значение игры в жизни ребёнка

Игра - это потрясающий факт бытия человека, на одном уровне с трудом и ученьем – это одна из главных разновидностей деятельности социума. По мнению Селевко Г. К. – «Игра – это разновидность деятельности в разных ситуациях, имеющих своей целью воспроизведение и изучение пройденного опыта, в котором отображается и совершенствуется руководство поведением».[2]

На самом деле, то, что у человека никак не получается переступить пору детства, разъясняет и значимость игры в его становлении. Именно поэтому Выготский Л. С. в своих научных трудах показывал игру таким образом: «в принятом смысле главной стратегией развития в дошкольном возрасте».[3] По общему мнению разных специалистов в области психологии, игра – главная деятельность детей и фундамент всего дальнейшего его становления. Именно в игре он изначально получает опыт для всей жизни в социуме и совершенствует все те физические и духовно-нравственные силы и возможности, которые ему для этого нужны. Игра не возникает одновременно с рождением ребенка, истоки игровой специфики возникают тогда, когда дети, с помощью взрослых, примеряют на себя ту или иную роль, когда один факт отображается как смысл иного предмета или существа.

Именно тогда появляется возможность «крутиться» или «улетать в небеса» на стуле, как на автомобиле или вертолете, прыгать с палочкой, как скакать на лошади, и т.д. «В игре дети импровизируют, придумывают несуществующую ситуацию»,- уточняет Выготский Л. С. в своем научном труде, обращает внимание на удивительное значение в игре мышление и полета мысли, которые и помогают реализовывать иллюзорную возможность нереализуемых пожеланий.[4]

Детские игры – это, по сути, театр, в котором ребенок представляется чаще всего в нескольких ипостасях:

1. как «актер», инсценирующий разные роли, например: мамы или врача, няньки или полицейского;

2. и как «режиссер», который ставит пьесу для своих друзей («Я буду врач, а ты – пациент») и применяющихся в игре вещей;

3. как «драматург», придумывающий сюжетную игру и игровой текст за себя и за игрушку.

Дети выступают одновременно и учредителем игрового театра и его зрителями, так как при всей увлеченности театральным действием они не выпускают из виду настоящее, из фактов которого и по виду которого они определяют реальность игровую.

«Трехлетний мальчик играет оловянным солдатиком, как куклой, и говорит: «Солдатик привязал хвостик и отправился гулять». Мама объясняет ему: «Людям никак нельзя привязать хвосты, у них их нет». «Какая ты, мама, странная! Ведь я же играю!», - можем мы найти текст в книге Чуковского К. И. «От двух до пяти».


Одновременно со становлением детей, развитием их жизненного опыта совершенствуется также игра. Она проявляется в виде все более сюжетно построенного театра. Основа её меняется от игры с предметами к театрализации действий и отношений жизни родителей и старшего окружения. Подводя итог большому экспериментальному научному материалу, создатель интересной монографии «Психология игры» Эльконин Д. Б. считает в итоге, что «путь становления игры берет начало от четкого предметного действия к общему игровому развитию, а далее к игровому ролевому действию, например: есть вилкой; кормить вилкой; кормить вилкой игрушку; кормить вилкой игрушку, как мама, - это систематизированный путь в ролевой игре», а «роль представляет собой смысловой центр игры. Для её реализации работает и создаваемая игровая ситуация, и игровые действия».[5]

Сюжет игры - это основное действие, которое осуществляется в игре, действии, изображающее житейские функции или взятое из прочитанной книжки. Смысл игры - отношения между личностями во «взрослом» мире. На основе этого строится главная основа игры – подготовка к взрослой жизни в настоящем мире.

Игра – главный индикатор и средство становления ребенка. Именно для этого родители играют с ребенком, учат его играть. Но сама игра – специфика неожиданная, непринужденная.

Детей нельзя принудить к игре. В игровой обстановке он должен ощущать себя непринужденно. Но и эта свобода - работа на основе осознанной необходимости. Этой необходимостью в игровой обстановке являются правила. Такие правила устанавливаются самими детьми по факту отношений во взрослом мире. «Это нельзя!», «Это не бывает!», «Это не едят!» - главные версии ребенка, когда им принуждается игровая обстановка, не совпадающая с реальными фактами. Чем взрослее дети, тем сильнее устанавливаются правила. Усложняются и в то же время систематизируются, главное в условных играх. Эти игры основываются на соревнованиях, переходят в спортивные игры, т.е. в такие, в которых нужен не только ход самой игры, но и итог, в котором можно выигрывать или проигрывать. Смена мотива игры с процесса деятельности на его итог - это уже итог самой игры, смена ее на спорт. Спорт - это не игра, хотя игровое начало здесь, несомненно, имеется.

В чем отображается основная роль игровой работы детей? Взрослеющие дети по сути своей жизни личности, охватывающие большое количество информации посредством своей любознательности (каждый ребенок на одной из стадий развития превращается в «почемучку»). Игровая работа приносит радость не только своей двигательной активностью органов чувств и частей тела, но и тем, что она решает спор между необходимостью выступать, как взрослый, и невозможностью делать это реально. Позволяет на самом деле проводить те действия, которые нужны в ходе инсценировки (управлять автомобилем, помогать пациенту, варить ужин и т.д.). «Может ли вообще устроиться этот спор? » - определяет проблему Леонтьев А. Н. и в своем научном труде отвечает на нее так: «Да, он может устроиться, но он может разрешиться у детей только в одном факте деятельности - в игровой работе. Смысл игры находится в основе самого действия. Именно поэтому игровое действие свободно от той нужной стороны его, которая описывается настоящими условиями этого действия, т.е. свободно от необходимых способов действия, операций».[6]


Что же относится игры детей, то она является нужным фактом понимания настоящего. Ученые много раз заостряли внимание на двуплановость игры, на то, что играющие дети вместе и верит и не верит в действительность игрового театра. Он, естественно, хорошо знает, что стул - это не вертолет, но в мыслях он ощущает настоящие чувства, сходные тем, что испытывают, управляя вертолетом. Как мы знаем, приняв на себя одну роль, ребенок всегда принимает условность игры, у него присутствует «взгляд со стороны». Кроме этого, именно это исходное контролирование дает возможность ребенку оценивать, что в игре «по настоящему», а что «не по настоящему», что «как правда» и что «не правда». Также мы знаем, что чем правдоподобнее и точнее отображается детьми реальность, тем увлекательнее игра.

В игре малыш совершает первые открытия, переживает минуты радости – все это способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, благодаря чему формируется инициативная, пытливая личность. Игра у младших дошкольников в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, так как каждый новый предмет – это новая игра. Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны, они не связаны в единое целое. Взрослый помогает приблизиться к первым сюжетно – ролевым играм. Самое главное, не осложнить игру длинными ролями, постараться оживить для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что с ним можно поиграть и обязательно участвовать в игре. Педагог должен научить ребенка использовать предметы заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Это переход важен для дальнейшего психического развития. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать, покормить ее. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает действия в других ситуациях. Игра стимулирует воображение и творчество. Строит ребенок замок из песка, или гараж из обувной коробки, все это помогает расширить ему границы собственного мира и познать радость творчества. Игра совершенствует движения - малыш строит башню из кубиков, складывает картинку, мнет пластилин, рисует, и эти занятия развивают у него тонкие движения пальцев, улучшает согласованность, зрение, движения рук. Активные игры – бег, ходьба, прыжки, приседания, лазание. Броски развивают ловкость, силу, закладывают фундамент для будущего активного образа жизни.

Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Игры - забавы важны для физического развития – проводятся на вечерах досугах, спортивных праздниках. Это веселое зрелище, развлечение для детей, но требует от участников двигательных умений, ловкости, сноровки. В своей работе использую с детьми следующие подвижные игры: «Смелые мышки», хоровод «Огуречик», «У медведя во бору», «Поезд», «Колпачок», игры на развитие памяти, внимания «Подбери пару», «Чего не хватает?», «Что за предмет?». Игры на развитие двигательной координации «Большие ноги шли по дороге», «Карусель», игры – забавы, заводные игрушки, хоровод с куклами, мыльные пузыри. Оказывая детям помощь в организации игр нельзя подавлять их инициативу и навязывать свои идеи, необходимо сочетать контроль с представлением свободы и самостоятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, а позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.[7]