Файл: Понятие и значение приватизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Меньше всего приватизированных предприятий было в 1999г. – 1536 единиц. Это связано с последствиями финансового кризиса августа 1998г., в результате которого большинство российских граждан и предприятий оказались в тяжелом период финансовом положении и предприятий не имели медицинской достаточных средств более на приобретение лесопромышленного объектов недвижимости. В приватизацией результате доходы лет от приватизации нефтяного государственного имущества в гражданам данный и последующие Это годы были сложности существенно ниже связи по сравнению с течение предыдущими годами. В 2000г. Одновременно впервые за тыс весь период Меньше процесса приватизации процесса произошло увеличение государственного количества приватизированных Результатом объектов по были сравнению с предыдущим бесплатной годом [2, с.174].

Указанный данный показатель в 2000г. составил 2274 существенно предприятия, или 148% получило от количества настоящему приватизированных предприятий 1999г.

большие На втором процессы этапе приватизации машиностроению государство получило медицинской более 100 млрд. связано рублей от За приватизации государственного При имущества. При не этом большие гражданам средства от процессы приватизации имущества среднем государство получило в 1997г. – 26 рублей млрд. рублей [38, с.177]. В последние общей сложности в передачи течение последних 10 течение лет было передачи передано в частную предыдущими собственность около 90 шел тыс. объектов, Меньше из которых 20 они тыс. – объекты Федерации промышленной собственности, шел большинство из процессы которых принадлежало металлургии машиностроению, легкой и данный пищевой промышленности. предприятия Менее всего в период процесс приватизации стало были вовлечены течение предприятия цветной и При черной металлургии, а всего также объекты процессы электроэнергетики. К настоящему впервые времени практически полностью полностью завершены последующие процессы акционирования и всего приватизации предприятий приватизировано нефтяного комплекса, Результатом химической и нефтехимической полностью промышленности, связи, положении лесопромышленного комплекса и предыдущим медицинской промышленности. из Одновременно с приватизацией процесс предприятий шел на процесс бесплатной передачи гражданам жилья, в котором они проживали [9, с.27]. За последние 10 лет гражданами было приватизировано около 18 тыс. квартир общей площадью около 900 млн. кв. м. Результатом приватизации стало формирование новой структуры собственности в Российской Федерации и создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг, улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленных предприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским и иностранным инвесторам, уменьшение бремени содержания государством ряда нерентабельных и убыточных предприятий [17, с.32].


1.3 Субъекты и объекты приватизации

Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного имущества, а также специально созданные государственные органы. В субъектах России создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. Основные функции всех органов по управлению государственным имуществом [53, с.37]:

  • процесс разработки и издания нормативно-правовых актов, которые регулируют процесс приватизации, а также контроль их выполнения;
  • создание проекта программы приватизации, контроль ее реализации;
  • анализ и реализация решений о приватизации федерального имущества;
  • изменение государственных унитарных предприятий на открытые акционерные общества, реализация функций учредителя таких обществ от имени РФ;
  • реализация от имени РФ прав акционера хозяйственных обществ, акции которого находятся в федеральной собственности [33, с.142].

Продавцом федерального имущества, в соответствии со ст.6 Закона, по специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени, выступает специализированное учреждение и назначенные им представители, которые владеют переданными ему объектами приватизации до момента их продажи; осуществляют продажу объектов приватизации; ведут учет подлежащих приватизации акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получают и перечисляют полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении [38, с.79].

Покупателями федерального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25% [25, с.143].

Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации федерального имущества.

Что касается объектов приватизации, то данное государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом. В зависимости от возможности приватизации Государственная программа приватизации выделяет следующие группы имущества [41, с.247]:


  • приватизация которого запрещена. Сюда относятся средства федерального бюджета, Центральный Банк РФ, железные дороги, атомные станции, автомобильные дороги, имущество организаций Федеральной почтовой связи и, включая средства почтовой связи и т.д.;
  • которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;
  • которое приватизируется решением Правительства РФ;
  • которое приватизируется решением Мингосимущества РФ;
  • которое приватизируется решением компетентных государственных органов субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Существует целый ряд способов приватизации государственного имущества. Исчерпывающий перечень способов приватизации федерального имущества содержится в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Способы приватизации [55, с.186]:

  • изменение унитарного предприятия на открытое акционерное общество (акции созданного общества, как правило, переходят в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования);
  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (производится в случае, если покупатели имущества не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену [50, с.41];
  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (акции продаются на открытых торгах, все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию;
  • продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (осуществляется в случае, если покупатель выполняет определенные условия. Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену, при условии соблюдения им условий конкурса. В случае невыполнения условий конкурса, договор купли-продажи может быть расторгнут) [50, с.9];
  • продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (может быть осуществлена посредством их применения в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами);
  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций могут привлекаться брокеры) [36, с.2736];
  • продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Право приобретения имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения);
  • продажа государственного имущества без объявления цены (осуществляется, если продажа данного имущества посредством публичного предложения не состоялась. Нормативная цена имущества в данном случае не определяется, а покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену) [36, с.967];
  • внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ) [27, с.147];
  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления (осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого общества Договор купли-продажи и доверительного управления, заключаются одновременно).

В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько этапов. Они отражены в Федеральном законе «О приватизации …» [1, с.163].

  1. Выступление с инициативой в проведении приватизации. Инициатором проведения приватизации имущества может быть Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления [29, с.413].
  2. Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Также предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю [29, с.237].
  3. Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Данный срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом [4, с.76].
  4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации [4, с.13].

Глава 2 Разновидности приватизации имущества в РФ

2.1 Способы приватизации

Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 13 Закона о приватизации. К ним необходимо отнести [12, с.173]:

  • изменение унитарного предприятия на открытое акционерное общество;
  • реализация государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • реализация акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • реализация государственного или муниципального имущества на конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
  • реализация за пределами территории РФ, находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • реализация акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • реализация государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • реализация государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  • реализация акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления [46, с.140].

Законом предусмотрены ограничения на выбор способа приватизации отдельных объектов [6, с.315]. Например, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО, может осуществляться только путем преобразования в открытое акционерное общество [39, с.182].

Определение способа приватизации осуществляется в такой последовательности. Если принимается решение о приватизации федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, для которых балансовая стоимость основных средств на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ, то в качестве способа приватизации могут быть выбраны: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, аукцион, специализированный аукцион, продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, внесение федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества [30, с.153].

Имущество, не соответствующее указанным требованиям, может быть приватизировано дополнительно на конкурсе, путем внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества. Если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан несостоявшимся, приватизация может осуществляться иными способами.

Следует отметить, что новый Закон о приватизации предусматривает применение ряда способов приватизации, не известных ранее действовавшему законодательству. Это, например, продажа за пределами территории РФ принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг, продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и др. [1, с.57]. Вместе с тем, законодатель отказался от ряда способов отчуждения имущества, которые были предусмотрены Законом 1997 г., таких как продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам; отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение этих акций; выкуп арендованного имущества.

Однако следует учитывать, что до вступления в силу Закона о приватизации 2001 г. договоры аренды с правом выкупа были заключены. Их судьбу, в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, определило Положение о реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 707 [51, с.155].