Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Проблемы изучения формирования эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.Выявление аффективной сферы испытуемых с средним и низким показателем благоприятности в семье.

Сводные данные испытуемых с низким показателем благоприятности семейной обстановки представлены в таблице №2.

Таблица №2

Список

детей

симптомокомплекс

1.

6

2.

5

3.

3

4.

3

5.

5

6.

3

7.

4

8.

4

1

2

3 с

2

3

3 с

3

4

5 в

4

5

4 с

5

6

6 в

6

10

5 в

7

12

3 с

8

17

3 с

9

18

4 с

10

19

3 с

11

24

5 в

12

25

6 в

13

26

5 в

14

27

5 в

15

28

5 в

16

34

3 с

17

32

2 н

18

39

4 с

19

40

5 в

20

41

4 с

21

43

2 н

22

48

3 с

23

50

3 с

24

55

5 в

25

59

4 с

3,8

3,8

1.6

1.7

4

3.8

1.4

2


* 1 – незащищенность; 2- тревожность; 3- недоверие к себе; 4 – чувство неполноценности; 5 - конфликтность; 6- враждебность; 7 трудности в общении; 8 – депрессивность.

В целом, по группе можно сделать выводы о том, что у испытуемых средне выражены показатели составляют следующую картину: враждебность, чувство незащищенности, тревожность, депрессивность, конфликтность, чувство неполноценности недоверие к себе, трудности в общении. Данный эмоциональный фон может оказывать влияние на адекватность эмоциональной регуляции.

3. Выявление аффективной сферы испытуемых с средним и высоким показателем благоприятности в семье.

Сводные данные испытуемых с высоким и средним показателем благоприятности семейной обстановки представлены в таблице №3.

Таблица №3.

Список

детей

симптомокомплекс

1.

6

2.

5

3.

3

4.

3

5.

5

6.

3

7.

4

8.

4

1

2

4

0

0

4

2

0

2

2

2

4

0

2

2

1

2

1

3

4

2

1

2

3

1

1

1

4

3

4

0

0

1

0

1

3

5

5

3

2

0

2

2

0

1

6

4

4

1

0

4

1

2

0

7

2

2

1

2

2

1

2

0

8

2

2

0

1

2

0

0

1

9

3

3

2

1

3

2

0

1

10

2

2

2

0

2

2

2

1

11

4

4

0

2

4

0

0

1

12

5

4

0

2

4

0

0

2

13

4

4

1

0

3

1

1

1

14

4

4

0

0

4

0

2

1

15

4

4

2

1

4

1

2

0

16

2

3

1

0

4

0

0

0

17

1

1

1

2

4

2

2

1

18

3

2

0

1

2

1

1

1

19

4

3

2

1

4

1

1

2

20

3

2

2

0

3

0

0

1

21

1

4

0

2

4

2

2

2

22

2

1

2

2

2

2

1

1

23

2

4

2

0

2

0

2

2

24

4

3

2

0

3

1

0

1

25

3

2

0

1

2

2

2

0

26

2

4

0

0

4

2

0

2

27

2

4

0

2

2

1

2

1

28

4

2

1

2

3

1

1

1

29

3

4

0

0

1

0

1

3

30

5

3

2

0

2

2

0

1

31

4

4

1

0

4

1

2

0

32

2

2

1

2

2

1

2

0

33

2

2

0

1

2

0

0

1

34

3

3

2

1

3

2

0

1

35

2

2

2

0

2

2

2

1

36

Средние балы

104

2,9

105

3

33

0,9

30

0,8

99

2,8

37

1,05

36

1,02

38

1,08


* 1 – незащищенность; 2- тревожность; 3- недоверие к себе; 4 – чувство неполноценности; 5 - конфликтность; 6- враждебность; 7 трудности в общении; 8 – депрессивность.

В данной группе показатели нервно-психического состояния испытуемых намного ниже, что еще раз подтверждает факт о влияние переживаний по поводу семейной обстановки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста. У испытуемых данной группы наблюдается следующая картина: тревожность – незащищенность – конфликтность – депрессивность- враждебность - трудности в общении – недоверие к себе и чувство неполноценности.

На основании анализа можно сделать следующие выводы:

  1. Враждебность, чувство незащищенности, тревожность, депрессивность, конфликтность, чувство неполноценности недоверие к себе, трудности в общении.
  2. Тревожность, незащищенность, конфликтность, депрессивность враждебность, трудности в общении, недоверие к себе и чувство неполноценности.
  3. Данный эмоциональный фон может оказывать влияние на адекватность эмоциональной регуляции.
  4. Выраженность симптомокомплексов зависит от силы переживаний детей по поводу семейной обстановки. Возможно, что семья в частности используемый родителями стиль взаимодействия становиться психотравмирующим источником. В связи, с чем возникает необходимость изучения стиля взаимодействия родителей с детьми.

4. Выявление и изучение установок и реакций родителей как составных позволяющих определить особенности взаимодействия между родителями и детьми.

Ход эксперимента.

Выборку составили родители испытуемых, чьи показатели по методики КРС находились в пределах 0 до 6, то есть испытуемые с низким показателем по благоприятности семейной обстановки. Выборку составили 30 родителей ( в основном мамы)- группа «А» и контрольная группа, родителей детей с высокими и средними показателями по благоприятности семейной обстановки.

Сводные балы приведены в таблицах, где отражены все три фактора: опека, демократичность и диктат.

Проанализируем каждый фактор в отдельности.

Фактор 1. Гиперопека – отсутствие родительской опеки.

№ шкалы

название шкалы

Балы родителей гр. А

Балы родителей гр.В

2

оберегание от трудностей

193

190

10

зависимость от матери

213

216

11

поощерение зависимости

217

200

12

подавление агрессии

205

200

18

подавление сексуальности

189

180

20

навязчивость

213

200


Как видно из таблицы гиперопека выражена следующими шкалами и по каждой из них наблюдаются расхождения. Родители обеих групп склонны к гиперопеки, возможно это объясняется возрастом детей, но родители группы В менее склонны поощерять зависимость детей, они менее навязчивы(хоть и не значительно).

Фактор2. Демократичность – Отсутствие демократичности

№ шкалы

название шкалы

Балы родителей гр А

Балы родителей гр В

1

предоставление возможности высказать свое мнение

200

300

14

равенство родителей и ребенка

190

205

15

поощрение активности

186

220

21

товарищеские отношения и участие

200

250

Родители контрольной группы более демократичны, они поддерживают товарищеские отношения, предоставляют возможность ребенку высказывать свое мнение, поощряют активность. Тогда как родители экспериментальной группы это делают реже.

Фактор 3. Отказ от автаритарности – Диктат

№ шкалы

название шкалы

Балы родителей грА

Балы родителей

грВ

4

подавление воли

199

165

7

супружеские конфликты

250

150

8

строгость родителей

195

198

9

раздражительность родителей

184

170

13

мучиничество родителей

183

150

Родители обеих групп проявляют строгость, одинаковую раздражительность, но в контрольной группе показатель по шкале супружеская жизнь гораздо ниже. А показатель по шкале подавление воли выше в экспериментальной группе.

Выводы по главе 2

  1. В ходе эксперимента явных различий в преобладание того или инго фактора выявлено не было. Родители обеих групп используют те или иные способы воспитания в зависимости от индивидуального стиля взаимодействия.
  2. Гиперопека является ведущим фактором. Стремление к демократичности наиболее выражено в контрольной группе.
  3. Различия ( несущественные) выражены по 3- фактору. По которому, отчетливо видно преобладание супружеских конфликтов и как следствие повышение показателей, раздражительности, мученичества, подавление воли.
  4. Возможно, что частые семейные конфликты отвлекают родителей (мам) сказываются на их эмоциональном состоянии и отражаются на их эмоциональных отношениях с детьми. При беседе с родителями данной группы было выявлено наличие семейно-бытовых, супружеских проблем и переживания мам по поводу нарушений эмоциональных отношений с детьми, так как стремление к гиперопеке (в независимости от семейной обстановки) остаётся у них сильным. Но трудности семейного быта негативно сказываются на детско-родительских взаимоотношениях. Трудности возникающие в эмоциональной регуляции создают проблемы в воспитании и усугубляют положение.
  5. Родители этой группы нуждаются в работе с психологом по стабилизации эмоционального самочувствия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст играет важную роль в становлении процесса произвольного регулирования поведения, как одного из показателя развития зрелой личности. В связи, с чем актуальным становится изучение механизмов становления произвольного, адекватного ситуации, конструктивного поведения и своевременного выявления нарушений в его формировании и функционировании, с целью преодоления и профилактики отклонений в развитии личности ребёнка.

Настоящая работа посвящена изучению возрастных и индивидуальных особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Базальная организация эмоциональной сферы рассматривается нами как саморегулирующаяся система, имеющая закономерности развития и обеспечивающая жизнедеятельность организма (Бернштейн Н.А., Анохин П.К., Лебединский В.В., Никольская О.С.).

В психологической науке изучены особенности развития базальной организации эмоциональной регуляции при эмоциональных нарушениях органического характера (Никольская О.С.,1990, Баенская Е.Р.,1990). В то время как в психодиагностике, возрастной и педагогической психологии остро ощущается необходимость изучения принципа формирования и функционирования уровней базальной организации эмоциональной регуляции на этапе раннего и дошкольного детства. Этот возрастной период является сензитивным для формирования рефлексивного процесса и произвольности регулирования поведением, что играет не - маловажную роль в становлении зрелой самостоятельной, нравственно развитой личности. В процессе проведения эксперимента нами были выявлены факторы влияющие на формирование и функционирование базальной организации на поведенческом уровне. Эксперимент показал, что одна и та же эмоция или эмоциональное состояние (страх, агрессия, тревожность) имеет под собой различную природу возникновения, при этом существуют возрастные закономерности, по которым несмотря ни на что идет развитие эмоциональной регуляции.

Предположение исследования заключалось в том, что: деструктивные изменения в формировании базальной организации эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, возникшие вследствие нарушения эмоционально положительного контакта в системе «Взрослый-Ребёнок», по-видимому, способствуют изменению поведения детей. На пути проверки предположения мы большее внимание уделяли поиску причинно следственных связей между составными гипотезы, нежели поиску фактов доказывающих её правоту.