Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Проблемы изучения формирования эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I . ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Проблемы изучения формирования эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Экспериментальная модель исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
2.2. Особенности эмоциональной сферы испытуемых дошкольного возраста.
1. Выявление переживаний испытуемых
по поводу семейной обстановки а так же их аффективное состояние.
2.Выявление аффективной сферы испытуемых с средним и низким показателем благоприятности в семье.
Итак, в дошкольном детстве ведущей деятельностью становиться игра. Именно она и помогает ребенкук получить удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу правильности ролевых действий и отказа от своих желаний. Конечно, полное подчинение правилам носит ситуативный и неустойчивый характер.
Совмещая вышеописанные теории можно сделать вывод о том, что неудовлетворение ведущей возрастной потребности на данном возрастном этапе не только вызывает негативные эмоции, но и может негативно влиять на функционирование базальной аффективной системы, что выражается в страхе, тревожности, повышенной возбудимости. Внешним проявлением которых возможно являются: капризы, плач, истерические реакции, неадекватность поведения, повышенная агрессия по отношению к близким, негативизм, упрямство (в 4-5 лет), уход в себя, уход от контактов, сниженный фон настроения.
В связи с выдвигаемым предположением следует отметить роль взрослых в процессе становления эмоциональной регуляции в дошкольном возрасте. Эмоциональная регуляция становиться возможной при условии того, что взрослый через положительный эмоциональный контакт может создать условия необходимые для удовлетворения ведущих возрастных потребностей, на основании которых строиться Я концепция ребенка, основу которой на наш взгляд составляет базальная аффективная сфера (Назырова Л.В., 2002 ).
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы относительно проблем теоретического изучения эмоциональной сферы в современной психологической науке.
Выводы по главе 1.
- Эмоции рассматриваются как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
- Простейшей формой эмоций являются – непосредственные переживания сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их сохранению.
- Эмоции важны для приобретения индивидуального опыта.
- Уровень энергетической мобилизации (активации) организма необходимый для осуществляемых эмоциональных функций обеспечивается высшей нервной деятельностью в её взаимодействии со структурами головного мозга, составляющим центральный субстрат эмоций.
- Основой исследования станет биологический подход Анохина и уровневый подход Лебединского В.В. (1990).Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведением являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя её.
- В дальнейшем экспериментальном исследовании будут учитываться закономерности развития базальной эмоциональной организации и возрастные потребности дошкольников.
- Активность одна из главных характеристик поведения. Дошкольный возраст имеет свои специфические особенности: а именно в основе регуляции лежат эмоциональные процессы.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Экспериментальная модель исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Экспериментальное выявление и изучение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста проходило в несколько этапов с целью получения информации о развитии эмоциональной сферы у детей раннего возраста, а так же об особенностях эмоциональной сферы детей дошкольного возраста имеющих трудности в развитии, связанных с хроническим заболеванием.
На первом этапе. Сбор информации о развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение. Использованы следующие методики: ДДЧ, КРС. Методика «Дом. Дерево. Человек».
Цель: изучение психоэмоциональных характеристик проявления личности,
выявление аффективных, эмоциональных состояний испытуемых.
Проективная методика исследования личности предложена Дж.-Буком в 1948 г. Тест можно использовать при работе с различными возрастными категорями. Индивидуально и в группе.
Суть методики в следующем испытуемому предлагается нарисовать дом, дерево, человека (ДДЧ). Затем проводиться опрос по рисунку.
Р.Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору
Хоментаускас Р.Ф. и Беляускайте К.Г. (1991) предложили рассматривать показатели проявления различных характеристик. Все характеристики были объединены в симптомокомплексы: чувство незащищенности, тревожность, чувство неполноценности, трудности в общение, недоверие к себе, депрессивность, фрустрация, враждебность.
Материал: лист бумаги А4, цветные карандаши М, простой карандаш М2, ластик.
Процедура проведения тестирования: испытуемым предлагалось нарисовать «Дом. Дерево. Человека.» в свободной форме на листе. Можно использовать карандаши. Время рисования не ограничено. Качество рисунка не имеет значения.
Тестирование проводилось индивидуально. Тестирование проводилось в утреннее время с 10.30 до 11.30 Бланк Пост - Рисуночного Опроса (ПРО). Опросник состоит из 64 вопросов. Цель –получение информации относительно6 времени рисунка, название деталей рисунков дома, дерева и человека, в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым. Спонтанные комментарии, эмоциональные реакции. Цель определить, какое именно значение имеет для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево», «Человек».
2 Этап. Сбор информации о тактике взаимоотноршения с дошкольниками со стороны родителей. Методика ПАРИ. Методика: для достижения выдвигаемой цели нами была использована методика ПАРИ – методика измерения родительских установок и реакций, модифицированный Архиреевой Т.В. Методика позволяет изучить общие особенности родительского воспитания. Методику составляет опросник содержащий 115 утверждений, касающейся семейной жизни и вопросов воспитания. Вопросы объединены в 23 шкалы. Подробно методика представлена в приложении 2. На основании статистического факторного анализа шкалы были объединены по полярным факторам:
- Гиперопека – Отсутствие опеки
- Демократичность – Отсутствие демократичности
- Отказ от автаритарности – Диктат
- Этап. Сравнительный анализ данных с целью описания особенностей эмоциональных состояний дошкольников.
Методологической основой исследования стали учения Восточных мыслителей и их идеи о значении детства в формировании сознания. Также основные принципы отечественной психологии о единстве сознания и деятельности А.Н.Леоньтева, Л.С.Выготского. Концепции гуманистической психологии. Идеи гуманного отношения к детям.
2.2. Особенности эмоциональной сферы испытуемых дошкольного возраста.
1. Выявление переживаний испытуемых
по поводу семейной обстановки а так же их аффективное состояние.
Количественный анализ данных проводился по таблице симптомокомплексов предложенных Хоментаускосом Г.М. и Беляускайте Е. (1996). Данные представлены в сводной таблице №1.
Таблица №1
Список детей |
симптомокомплексы |
||||||
благоприятная семейная обстановка 9* |
тревожность 10 |
конфликт в семье 11 |
непол- ноцен- ность в семье 9 |
вражд. 8 |
|||
1 |
6с |
6с |
4 |
2 |
2 |
||
2 |
1н |
6с |
8 |
6 |
6 |
||
3 |
3н |
6с |
5 |
4 |
4 |
||
4 |
0н |
7в |
7 |
6 |
6 |
||
5 |
3н |
6с |
7 |
7 |
7 |
||
6 |
0н |
5с |
4 |
6 |
6 |
||
7 |
6с |
5с |
8 |
5 |
5 |
||
8 |
5с |
4с |
5 |
5 |
5 |
||
9 |
4с |
5с |
3 |
4 |
4 |
||
10 |
1н |
2н |
5 |
5 |
5 |
||
11 |
4с |
5с |
8 |
2 |
2 |
||
12 |
3н |
5с |
3 |
5 |
6 |
||
13 |
7в |
3н |
6 |
5 |
4 |
||
14 |
4с |
2н |
6 |
3 |
6 |
||
15 |
7в |
3н |
6 |
2 |
7 |
||
16 |
8в |
2н |
7 |
3 |
6 |
||
17 |
2н |
8в |
6 |
2 |
5 |
||
18 |
3н |
9в |
5 |
8 |
5 |
||
19 |
3н |
8в |
5 |
9 |
4 |
||
20 |
5с |
8в |
4 |
8 |
5 |
||
21 |
5с |
9в |
5 |
8 |
2 |
||
22 |
8в |
3н |
2 |
9 |
5 |
||
23 |
6с |
6с |
5 |
3 |
5 |
||
24 |
3н |
7в |
5 |
6 |
3 |
||
25 |
3н |
8в |
3 |
7 |
2 |
||
26 |
0н |
9в |
2 |
8 |
3 |
||
27 |
3н |
10в |
3 |
9 |
2 |
||
28 |
0н |
3н |
2 |
10 |
2 |
||
29 |
6с |
4с |
8 |
3 |
6 |
||
30 |
5с |
6с |
9 |
4 |
4 |
||
31 |
4с |
6с |
8 |
4 |
6 |
||
32 |
1н |
7н |
8 |
7 |
7 |
||
33 |
4с |
6с |
9 |
7 |
6 |
||
34 |
3н |
5с |
3 |
7 |
5 |
||
35 |
7в |
5с |
6 |
5 |
5 |
||
36 |
4с |
4с |
7 |
6 |
4 |
||
37 |
7в |
5с |
8 |
5 |
5 |
||
38 |
8в |
2н |
9 |
4 |
2 |
||
39 |
2н |
5с |
10 |
4 |
5 |
||
40 |
3н |
5с |
3 |
4 |
5 |
||
41 |
3н |
3н |
5 |
5 |
3 |
||
42 |
5с |
2н |
6 |
2 |
2 |
||
43 |
3н |
3н |
4 |
7 |
3 |
||
44 |
5с |
2н |
7 |
6 |
2 |
||
45 |
5с |
8в |
6 |
4 |
2 |
||
46 |
8в |
9в |
5 |
6 |
6 |
||
47 |
6с |
8в |
5 |
7 |
4 |
||
48 |
3н |
8в |
4 |
6 |
6 |
||
49 |
3н |
9в |
5 |
5 |
7 |
||
50 |
0н |
3н |
2 |
5 |
6 |
||
51 |
3н |
6с |
5 |
4 |
5 |
||
55 |
0н |
7в |
5 |
5 |
5 |
||
56 |
6с |
8в |
3 |
2 |
4 |
||
57 |
5с |
9в |
2 |
5 |
5 |
||
58 |
4с |
10в |
3 |
5 |
2 |
||
59 |
1н |
3н |
2 |
3 |
2 |
||
60 |
4с |
5с |
8 |
2 |
5 |
||
средний балл |
4с |
6с |
4 |
4 |
4,7 |
* чем выше тем показатель больше свидетельствует о благоприятности обстановки в семье.
Качественный анализ.
В целом, анализ благоприятности обстановки в семьях испытуемых позволяет выявить следующее. Если исходить из того, что максимальный бал по данному симптомокомплексу составляет 9 баллов, выраженность симптомокомплекса можно представить в следующем виде:
0-3 баллов – неблагоприятная семейная обстановка- 27 из 60-47%;
3,1-6 баллов – средний показатель благоприятности – 23 из 60- 40%;
6,1-9 баллов – высокий показатель благоприятности семейной обстановки.
Исходя из чего, в группе испытуемых – 8-13%.
Семейная обстановка воспринимается как неблагоприятная 47% от всех испытуемых (27), и только 13% испытуемых она воспринимается как благоприятная. В целом по группе благоприятность семейной обстановки воспринимается как средне благоприятная. Это свидетельствует о том, что так или иначе в каждой семье бывают конфликты и ребенок сталкивается с теми или иными затруднениями общения.
По симтомокомплексу «тревожность» выявлено следующее: если исходить из того, что 10 баллов максимум, тогда
От 0- 3,3 - низкий показатель тревожности – 15 – 29%;
От 3,4 - 6,7- средний показатель тревожности - 22 – 39%;
От 6,8 - 10 - высокий показатель тревожности. – 18 – 32%.
В целом, по группе испытуемых тревожность по поводу семейной обстановки выражена средне (39%), однако у 32% от всех детей выявлена высокая тревожность. Средне выражены такие показатели как конфликтность, неполноценность и враждебность в семье. Все показатели приближены к низкой черте среднего показателя, поэтому можно предположить, что испытуемые так или иначе становятся свидетелями конфликтов в семье и естественно переживают данный факт негативно.
Таким образом, конфликтные (враждебные) отношения в семье вызывают повышение тревожности и чувства неполноценности.
Выводы:
- У большинства испытуемых был отмечен низкий показатель благоприятности в семье. Но в целом, по группе показатели неполноценности и тревожности выражены средне.
- В дальнейшем исследовании на основании изучения нервно-психического состояния испытуемых, выявим особенности аффективных переживаний детей из группы с высоким показателем неблагоприятности семейной обстановки.