Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Проблемы изучения формирования эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I . ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Проблемы изучения формирования эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Экспериментальная модель исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
2.2. Особенности эмоциональной сферы испытуемых дошкольного возраста.
1. Выявление переживаний испытуемых
по поводу семейной обстановки а так же их аффективное состояние.
2.Выявление аффективной сферы испытуемых с средним и низким показателем благоприятности в семье.
Было выявлено, что во всех группах есть дети с деструктивными изменениями в формировании базальной организации эмоциональной сферы (страх, незащищенность, высокая тревожность, агрессивность, враждебность), способствующие изменению поведения детей (негативизм, трудности в общении, недоверие себе, неадекватность, упрямство и т.д.). Но в каждой группе причиной деструктивности изменений является факторы различной природы.. Основным фактором проявления эмоциональных состояний тревожности, незащищенности депрессивности - стал психосоциальный. Зависимость ребенка от семейных отношений болезненное переживания неблагополучия и семейных конфликтов влияет на его эмоциональное состояние и сказывается на поведение, которое становится агрессивным. Возможно, что супружеские конфликты способствуют нарушению эмоционально положительного контакта в системе «Взрослый-Ребёнок», что приводит к деструктивному изменению эмоциональной саморегуляции. Как показало исследование не всегда в данном возрасте нарушение эмоционального контакта с детьми провоцируется родителями в следствии использования той или иной воспитательной тактики. Так большинство родителей используют гипер - либо просто опеку. Стремление к диктату здесь минимально, так как возраст характеризуется относительной послушностью. Но дети старшешкольного возраста требуют к себе повышенного внимания как физического так и эмоционального. Но семейно бытовые отношения зачастую приводят к тому, что родителям в силу занятости, неустроенности не удается оказать достаточного внимания детям, что вызывает негативную реакцию с их стороны. В данном случае, социально-психологическая природа взаимодействия имеет особое значение. И мы еще раз подтверждаем идею о том. что для преодоления и профилактики деструктивных изменений в базальной аффективной сфере необходимо проводить работу с родителями дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
- Бобнёва М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.. Наука, 1978. – 311с.
- Бодалёв А.А. Личность и общение. – М.Педагогика,1983. – 271с.
- Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
- Бодалёв А.А.. Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт. – В кн.: Проблемы общения и воспитания. – Тарту, 1974,ч.1, С. 185 – 192.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., Просвещение, 1968. – 464с.
- Большой толковый психологический словарь. А.Ребер. – М.. вече АСТ, 2000, 2 тома.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М., Педагогика, 1990. – 140с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М.. Мысль, 1978. - 216с.
- Введение в специальность./ Под ред. Л.И. Рувинского. – М., Просвещение, 1988. – 207с.
- Гомезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. – М., Просвещение, 1984. – 255с.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, ПОИУУ, 1994. – 280с.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – М.,ИП РАН, 1994. – 235с.
- Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. – М., Педагогика, 1991. – 310с.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.-В., ИПП, 1997. – 336с.
- Краткий психологический словарь./Под общ. ред. А.В.Петровского. М.Г.Ярошевского. – М., Политиздат, 1985. – 431с.
- Кулюткин Ю. Что такое взрослость?/Семья и школа, 1987,№6,с.19-21.
- Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
- Назырова Л.В. Особенности эмоциональной сферы диффиссильных детей 7-9 лет. \\канд.дисс на соиск уч ст 19.00.07 возрастная и педагогическая психология. Ташкент 2001 год
- Общение и формирование личности школьника./Под ред. А.А.Бодалёва, Р.Л.Кричевского. – М.,Педагогика,1987. – 151с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., Просвещение,1991. – 286с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально – психологической теории. - М., Мысль,1971. – 348с.
- Петров А. У истоков активности: о формировании и росте социальной активности личности школьника. /Правда,1984, 20 апреля.
- Практическая психодиагностика./ Сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, Бахрах, 1999. – 669с.
- Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
- Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
- Психолого – педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся./Под ред. А.А.Бодалёва, В.Я.Ляудис. – М.,МГУ,1980. – 160с.
- Рабочая книга школьного психолога./Под ред. И.В.Дубровиной. – М.,Просвещение,1991. – 303с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально – психологических различий. – М., Наука, 1979. – 352с.
- Снегирёва Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшими школьниками./ Вопросы психологии, 1985, №5,с. 61-71.
- Социальная психология./ Под ред. А.В.Петровского. – М., Просвещение,1987. – 224с.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста./ Под ред. С.Ю.Циркина. – СПб., Питер,2000. – 750с.
- Формирование социально – активной личности: материалы конф. Редкол.: И.И.Купцов и др. – Рязань, РГПИ, 1990. – 193с.
- Чтобы вырос хороший человек./ Сост. Ю.И.Слащинин. – Т.,Укитувчи, 1981. – 158с.
- Шакирова Г.М. Общая психология. – Т.,2002 – 164с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте./ Вопросы психологии,1971,№4,с.17.
- Gudykunst W. et al. Culture and interpersonal communication. – Newbory Park,. Calif.: Sage Publications – 288p. – Beverly Hills. – 1988.
- Deaux K. et al. Social psychology in the 90s./Cole Publishing Company, 1993 – 449p.