Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Проблемы изучения формирования эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, в дошкольном детстве ведущей деятельностью становиться игра. Именно она и помогает ребенкук получить удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу правильности ролевых действий и отказа от своих желаний. Конечно, полное подчинение правилам носит ситуативный и неустойчивый характер.

Совмещая вышеописанные теории можно сделать вывод о том, что неудовлетворение ведущей возрастной потребности на данном возрастном этапе не только вызывает негативные эмоции, но и может негативно влиять на функционирование базальной аффективной системы, что выражается в страхе, тревожности, повышенной возбудимости. Внешним проявлением которых возможно являются: капризы, плач, истерические реакции, неадекватность поведения, повышенная агрессия по отношению к близким, негативизм, упрямство (в 4-5 лет), уход в себя, уход от контактов, сниженный фон настроения.

В связи с выдвигаемым предположением следует отметить роль взрослых в процессе становления эмоциональной регуляции в дошкольном возрасте. Эмоциональная регуляция становиться возможной при условии того, что взрослый через положительный эмоциональный контакт может создать условия необходимые для удовлетворения ведущих возрастных потребностей, на основании которых строиться Я концепция ребенка, основу которой на наш взгляд составляет базальная аффективная сфера (Назырова Л.В., 2002 ).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы относительно проблем теоретического изучения эмоциональной сферы в современной психологической науке.

Выводы по главе 1.

  1. Эмоции рассматриваются как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
  2. Простейшей формой эмоций являются – непосредственные переживания сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их сохранению.
  3. Эмоции важны для приобретения индивидуального опыта.
  4. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма необходимый для осуществляемых эмоциональных функций обеспечивается высшей нервной деятельностью в её взаимодействии со структурами головного мозга, составляющим центральный субстрат эмоций.
  5. Основой исследования станет биологический подход Анохина и уровневый подход Лебединского В.В. (1990).Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведением являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя её.
  6. В дальнейшем экспериментальном исследовании будут учитываться закономерности развития базальной эмоциональной организации и возрастные потребности дошкольников.
  7. Активность одна из главных характеристик поведения. Дошкольный возраст имеет свои специфические особенности: а именно в основе регуляции лежат эмоциональные процессы.

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Экспериментальная модель исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Экспериментальное выявление и изучение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста проходило в несколько этапов с целью получения информации о развитии эмоциональной сферы у детей раннего возраста, а так же об особенностях эмоциональной сферы детей дошкольного возраста имеющих трудности в развитии, связанных с хроническим заболеванием.

На первом этапе. Сбор информации о развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение. Использованы следующие методики: ДДЧ, КРС. Методика «Дом. Дерево. Человек».

Цель: изучение психоэмоциональных характеристик проявления личности,

выявление аффективных, эмоциональных состояний испытуемых.

Проективная методика исследования личности предложена Дж.-Буком в 1948 г. Тест можно использовать при работе с различными возрастными категорями. Индивидуально и в группе.

Суть методики в следующем испытуемому предлагается нарисовать дом, дерево, человека (ДДЧ). Затем проводиться опрос по рисунку.

Р.Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору

Хоментаускас Р.Ф. и Беляускайте К.Г. (1991) предложили рассматривать показатели проявления различных характеристик. Все характеристики были объединены в симптомокомплексы: чувство незащищенности, тревожность, чувство неполноценности, трудности в общение, недоверие к себе, депрессивность, фрустрация, враждебность.

Материал: лист бумаги А4, цветные карандаши М, простой карандаш М2, ластик.

Процедура проведения тестирования: испытуемым предлагалось нарисовать «Дом. Дерево. Человека.» в свободной форме на листе. Можно использовать карандаши. Время рисования не ограничено. Качество рисунка не имеет значения.


Тестирование проводилось индивидуально. Тестирование проводилось в утреннее время с 10.30 до 11.30 Бланк Пост - Рисуночного Опроса (ПРО). Опросник состоит из 64 вопросов. Цель –получение информации относительно6 времени рисунка, название деталей рисунков дома, дерева и человека, в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым. Спонтанные комментарии, эмоциональные реакции. Цель определить, какое именно значение имеет для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево», «Человек».

2 Этап. Сбор информации о тактике взаимоотноршения с дошкольниками со стороны родителей. Методика ПАРИ. Методика: для достижения выдвигаемой цели нами была использована методика ПАРИ – методика измерения родительских установок и реакций, модифицированный Архиреевой Т.В. Методика позволяет изучить общие особенности родительского воспитания. Методику составляет опросник содержащий 115 утверждений, касающейся семейной жизни и вопросов воспитания. Вопросы объединены в 23 шкалы. Подробно методика представлена в приложении 2. На основании статистического факторного анализа шкалы были объединены по полярным факторам:

  • Гиперопека – Отсутствие опеки
  • Демократичность – Отсутствие демократичности
  • Отказ от автаритарности – Диктат
  1. Этап. Сравнительный анализ данных с целью описания особенностей эмоциональных состояний дошкольников.

Методологической основой исследования стали учения Восточных мыслителей и их идеи о значении детства в формировании сознания. Также основные принципы отечественной психологии о единстве сознания и деятельности А.Н.Леоньтева, Л.С.Выготского. Концепции гуманистической психологии. Идеи гуманного отношения к детям.

2.2. Особенности эмоциональной сферы испытуемых дошкольного возраста.

1. Выявление переживаний испытуемых

по поводу семейной обстановки а так же их аффективное состояние.


Количественный анализ данных проводился по таблице симптомокомплексов предложенных Хоментаускосом Г.М. и Беляускайте Е. (1996). Данные представлены в сводной таблице №1.

Таблица №1

Список детей

симптомокомплексы

благоприятная

семейная обстановка

9*

тревожность

10

конфликт

в

семье

11

непол-

ноцен-

ность

в семье 9

вражд.

8

1

4

2

2

2

8

6

6

3

5

4

4

4

7

6

6

5

7

7

7

6

4

6

6

7

8

5

5

8

5

5

5

9

3

4

4

10

5

5

5

11

8

2

2

12

3

5

6

13

6

5

4

14

6

3

6

15

6

2

7

16

7

3

6

17

6

2

5

18

5

8

5

19

5

9

4

20

4

8

5

21

5

8

2

22

2

9

5

23

5

3

5

24

5

6

3

25

3

7

2

26

2

8

3

27

10в

3

9

2

28

2

10

2

29

8

3

6

30

9

4

4

31

8

4

6

32

8

7

7

33

9

7

6

34

3

7

5

35

6

5

5

36

7

6

4

37

8

5

5

38

9

4

2

39

10

4

5

40

3

4

5

41

5

5

3

42

6

2

2

43

4

7

3

44

7

6

2

45

6

4

2

46

5

6

6

47

5

7

4

48

4

6

6

49

5

5

7

50

2

5

6

51

5

4

5

55

5

5

5

56

3

2

4

57

2

5

5

58

10в

3

5

2

59

2

3

2

60

8

2

5

средний

балл

4

4

4,7


* чем выше тем показатель больше свидетельствует о благоприятности обстановки в семье.

Качественный анализ.

В целом, анализ благоприятности обстановки в семьях испытуемых позволяет выявить следующее. Если исходить из того, что максимальный бал по данному симптомокомплексу составляет 9 баллов, выраженность симптомокомплекса можно представить в следующем виде:

0-3 баллов – неблагоприятная семейная обстановка- 27 из 60-47%;

3,1-6 баллов – средний показатель благоприятности – 23 из 60- 40%;

6,1-9 баллов – высокий показатель благоприятности семейной обстановки.

Исходя из чего, в группе испытуемых – 8-13%.

Семейная обстановка воспринимается как неблагоприятная 47% от всех испытуемых (27), и только 13% испытуемых она воспринимается как благоприятная. В целом по группе благоприятность семейной обстановки воспринимается как средне благоприятная. Это свидетельствует о том, что так или иначе в каждой семье бывают конфликты и ребенок сталкивается с теми или иными затруднениями общения.

По симтомокомплексу «тревожность» выявлено следующее: если исходить из того, что 10 баллов максимум, тогда

От 0- 3,3 - низкий показатель тревожности – 15 – 29%;

От 3,4 - 6,7- средний показатель тревожности - 22 – 39%;

От 6,8 - 10 - высокий показатель тревожности. – 18 – 32%.

В целом, по группе испытуемых тревожность по поводу семейной обстановки выражена средне (39%), однако у 32% от всех детей выявлена высокая тревожность. Средне выражены такие показатели как конфликтность, неполноценность и враждебность в семье. Все показатели приближены к низкой черте среднего показателя, поэтому можно предположить, что испытуемые так или иначе становятся свидетелями конфликтов в семье и естественно переживают данный факт негативно.

Таким образом, конфликтные (враждебные) отношения в семье вызывают повышение тревожности и чувства неполноценности.

Выводы:

  1. У большинства испытуемых был отмечен низкий показатель благоприятности в семье. Но в целом, по группе показатели неполноценности и тревожности выражены средне.
  2. В дальнейшем исследовании на основании изучения нервно-психического состояния испытуемых, выявим особенности аффективных переживаний детей из группы с высоким показателем неблагоприятности семейной обстановки.