Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Проблемы изучения формирования эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. На современном этапе развития особое внимание уделяется проблемам становления духовной, нравственно развитой, самостоятельной личности. Проведенные реформы в сфере образования открывают перед учёными–психологами новые задачи изучения вопросов формирования личности, позволяющих найти ответ на ряд практических вопросов. Проблема изучения проявлений эмоциональных состояний таких как чувство незащищенности, депрессивности, тревожности остается актуальной на всех этапах онтогенеза. В психологии существуют методики, которые позволяют раскрыть проблему проявлений психоэмоциональных состояний. Это так называемые проективные методики. Особенно интересно проверить эффективность этих методик на возрастном этапе наиболее сенситивном в становлении эмоциональной регуляции поведения. Это дошкольный период.

Дошкольный возраст играет важную роль в становлении процесса произвольного регулирования поведения, как одного из показателя развития зрелой личности. В связи, с чем актуальным становится изучение механизмов становления произвольного, адекватного ситуации, конструктивного поведения и своевременного выявления нарушений в его формировании и функционировании, с целью преодоления и профилактики отклонений в развитии личности ребёнка.

Настоящая работа посвящена изучению проблем проявления эмоциональных состояний, с целью выявления причин нарушения личностного развития, на ранних этапах онтогенеза. (Бернштейн Н.А., Анохин П.К., Лебединский В.В., Никольская О.С.).

Теоретической основой нашего исследования стала концепция уровневого подхода к изучению закономерностей развития эмоциональной сферы (Бернштейн Н.А., Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р.). По данной концепции в процессе организации и осуществления эмоциональной регуляции поведения выделяются три её составные: морфологические «слои ЦНС» (Гиппенрейтер Ю.Б.,1988); аффективные переживания и собственно само поведение.

На наш взгляд, изучение процесса формирования эмоционального поведения дошкольников, раскроет возможность для широкого использования рисуночных проб для диагностики невербального проявления эмоционального состояния на разных возрастных этапах. Такие эмоциональные состояния как тревожность, чувство незащищенности депрессивность свидетельствуют о нарушении адаптации на всех возрастных этапах. Под адаптацией нами понимается процесс превращения объективных общественных форм и условий жизнедеятельности личности в продуктивные, индивидуальные, качественно своеобразные способы её организации. В случае неуспешного решения задач возникает дезадаптивность и все вытекающие из неё последствия: неприятие себя, других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, конфликты, замыкание в себе, снижение активности, невозможность удовлетворения ведущих потребностей (возрастных), трудности в формировании Я – концепции.


В психологической науке изучены особенности личностного развития дошкольников и выявлены трудности эмоциональной регуляции их поведения (Никольская О.С.,1990, Баенская Е.Р.,1990, Мостовая О. 2006). В то время как в психодиагностике, возрастной и педагогической психологии остро ощущается необходимость изучения причинно-следственной связи эмоциональной регуляции поведения на этапе дошкольного детства. Этот возрастной период является сензитивным для формирования рефлексивного процесса и произвольности регулирования поведением, что играет не - маловажную роль в становлении зрелой самостоятельной, нравственно развитой личности.

Цель исследования: выявить и изучить особенности проявления тревожности, чувство незащищенности и депрессивности по результатам анализа рисуночных проб.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:

деструктивные изменения в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (тревожность, чувство незащищенности, депрессивность), возникшие вследствие нарушения эмоционально положительного контакта в системе «Взрослый-Ребёнок», по-видимому, способствуют изменению поведения детей (агрессивность, упрямство, пассивность);

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: эмоциональная сфера и поведение детей дошкольного возраста.

Для теоретической и экспериментальной проверки данной гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Определить и изучить возрастные особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
  2. Раскрыть и изучить особенности эмоционального взаимодействия в системе «Родитель Ребенок».
  3. Разработать экспериментальную модель, позволяющую изучить особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
  4. Разработать индивидуальный подход к детям различного возрастного периода с целью преодоления трудностей развития поведения, а также разработки профилактических мероприятий по преодолению последствий дезадаптивного поведения возрастных страхов, возрастных кризисов и эмоциогенных ситуаций вызывающих тревожность, агрессию.

Методы исследования:

1. Наблюдение за поведением детей в естественных условиях.

2. Беседа с детьми, учителями, родителями.

3. Эксперимент для диагностики особенностей эмоциональной сферы детей. Для этого нами были использованы:

а) модифицированный вариант рисуночных проб («Дом. Дерево. Человек» и «Кинестетический рисунок семьи» Р.Ф. Беляускайте, Г.Т. Хоментаускас).


б) ПАРИ ( для работы с родителями).

База экспериментального исследования: основная выборка испытуемых составляет 60 дошкольников в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилось в ДОУ.

Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявленные особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста дают возможность изучить проблему дезадаптивного поведения дошкольников, а также позволяют определить эмоциональную регуляцию, как доминирующую систему на данном возрастном этапе. Это раскрывает новые возможности для изучения индивидуальности детей дошкольного возраста и успешного разрешения проблем построения коррекционной работы по преодолению негативных последствий дезадаптивности возрастных страхов, кризисов и эмоциогенных ситуаций, вызывающих тревожность, агрессию.

1.Раскрытие механизмов, лежащих в основе изменений, происходящих в эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, позволяет оптимизировать процесс психокоррекции и профилактики отклонений в формировании личности детей.

2. Полученные материалы могут использоваться при чтении лекций по курсам: «Возрастная психология», «Психодиагностика» при подготовке практических психологов и педагогических кадров.

3. Экспериментальная модель диагностики развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста может быть использована специалистами- психологами.

Глава I . ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Проблемы изучения формирования эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе

Более четверти века назад было высказано предположение, что термин эмоция удобен для обозначения некоторых специфических форм изменения поведения, которые не подаются объяснению, но что в интересах более точных исследований от использования этого термина следует отказаться. Несколько ранее было предсказано, что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии. Теперь кажется, что это предсказание вряд ли осуществится в недалеком будущем, быть может, потому что, как утверждал Данлоп факт существования эмоций доказывается при всяком акте интроспекции. Беспокойство, подавленность, воодушевление, безразличие, гнев, страх, предвкушение приятного, опасения – все эти основания знакомы каждому, так как все мы сами их переживали. Никто не станет отрицать, что наше внешнее поведение отражает сдвиги эмоционального состояния и, хотя наблюдаемое поведение не отражает характера или интенсивности ощущения с абсолютной точностью, оно является достаточно надежным его индикатором. Это справедливо, несмотря на тот факт, что доступное наблюдению поведение в значительной степени является результатом соматической активности, которую можно рассматривать в основном как побочный продукт глубоких внутренних сдвигов.


Вегетативные сдвиги точнее отражают эмоциональное состояние, чем реакции скелетных мышц. Всякому знакомы такие появление эмоций, как изменение цвета лица, ускорение сердечного ритма, холодный пот и сухость во рту. Если добавить к этому все те различные показатели, которые доступны исследователю, например интенсивность секреции различных желез, кровяное давление, температура кожи, перистальтика кишечника и т.д., можно составить, длинный ряд «индикаторов эмоций». Их смысл и значение не всегда легко оценить, несомненно, однако, что такие показатели имеются в избытке.

Считая, что все эти явления, т.е. эмоциональные ощущения, выражение эмоций, внешнее поведение и изменения со стороны внутренних органов, представляют собой результат определенных видов активности центральной нервной системы, мы, естественно , пытаемся

Найти те ее области, в которых изменения активности кажутся наиболее достоверно связанными с эмоциями. Для этого необходимо сначала рассмотреть общее развитие нервной ситемы вее отношении к различным аспектам поведения, поскольку никто не может ощущать чужих эмоций и составляет представление о них лишь на основании поведения ( в том числе со слов) других людей.

Развитие нервной системы и поведение

Яковлев в своей интересной статье сводит поведение к различным формам движения, которые у всех организмов проявляются в трех сферах: 1) внутренней, 2) внешних реакциях, отражающих сдвиги внутреннего состояния; 3) внешних движениях, направленных на изменение

Окружающей среды. Первая из этих форм, висцеральная, согласно предположении. Яковлева, наблюдается у низших организмов и на ранних стадиях эмбриогенеза более высоко организованных организмов, как единственная форма поведения; речь идет о «движении молекул и клеточном метаболизме». По мере того как в организме возникают более сложные механизмы и

Развивается зачаточная, диффузная нервная система, три сферы поведения отчетливо дифференцируются на :

1) двигательную активность внутренних органов, включающую не только внутриклеточные сдвиги, связанные с обменом, но и дыхание, кровообращение, секрецию экскреторную функцию и т.д., 2) внешнее выражение внутренних состояний, или выражение эмоций; 3) двигательную активность эффекторов, создающую изменения во внешнем материальном мире, окружающеми животное. Яковлев подчеркивает, что сферы поведения не являются независимыми категориями, иа представляют собою интегральные части поведения в целом. Он рассматривает двигательную активность внутренних органов как основу всего поведения, а ее нервным субстратом считает самую «сердцевину» центральной нервной системы, которая представляет собой диффузное сплетение короткоаксонных нейронов, образующих сеть или ретикулум. В состав этой системы входят такие обособленные компоненты, как средний мозговой пучок, дорсальный продольный пучок Шютца и перивентрикулярная система волокон, сетевидных по структуре и служащих для соединения воедино обонятельного переднего мозга, гипоталамуса, таламуса, центрального серого вещества и клеток, из которых идут импульсы в эффекторную часть симпатической и парасимпатической систем. Эта сердцевина, которая служит нервным субстратом висцеральной сферы поведения, отчетливо видна в среднем мозге человека, где нервная ось сохраняет свою исходную форму. Центральное положение в стволе мозга всех млекопитающих занимает ретикулярная формация. На фигуре 4, Б видно, что ретикулярной области исходят симпатические и парасимпатические волокна, идущие к внутренним органам после синоптических переключений в вегетативных ганглиях.


«Промежуточная « система Яковлева также состоит из сетевидного сплетения волокон , но для нее типичны более длинные и толстые дендриты и аксоны и более выражена тенденция к образованию обособленных ядер и пучков волокон. Эта система «интегрирует главным образом «осевые» движения, служащие для поддержания позы при внешнем выражении внутренних состояний или эмоций». Эта система организована по принципу последовательного соединения. В ней нет кортикоспинальных нейронов, так как кора воздействует на мотонейроны скелетных мышц, лежащие в стволе мозга и спинном мозге только через ряд переключений, находящихся в различных подкорковых ядрах. Именно кора филогенетически промежуточного возраста регулирует выразительные аспекты поведения.

«Наружная» система выступает как особый компоненет нервной оси только у млекопитающих, где она связана с новой корой, отсутствующей у низших животных. Эта система развивается из промежуточной системы и характеризуется наличием длинных волокон чисто кортикального происхождения, которые связываются фондом мотонейронов двумя различными путями. Первый идет через кортико-бульбарные и кортико –спинальные волокна, в обход различных подкорковых ядер непосредственно к мотонейронам. Этот путь известен как пирамидная система: одиночным нейроном, тело которого находится в моторной коре, а аксон заканчивается на мотонейроне спинного мозга. (Хотя эту систему принято представлять указанным образом, большинство, если не все ее волокна, на самом деле оканчиваются синапсами на короткоаксонных вставочных нейронах, принадлежащих к внутренней, диффузной системе). Именно эта система обеспечивает особую иннервацию скелетных мышц, которая в ходе эволюции приобрела независимость от функций поддержания возы и локомоции. Использование руки в качестве орудия зависит от целости пирамидной системы, которая обеспечивает тонкое управление пальцами. Именно человеческая рука сделала возможным преобразование окружающего материального мира.

Однако пользование руками невозможно без осуществления постуральных и локомотивных функций, регулируемых главным образом более древними подкорковыми ядрами и локомоторных функций, регулируемых главным образом более древними подкорковыми ядрами. При этих взаимосвязанных движениях и изменениях позы важнейшая роль принадлежит второму типу связи новой коры с мотонейронами. Многие пути, идущие от коры, не подходят непосредственно к мотонейронам, а заканчиваются в тех подкорковых ядрах, которые организуют поддержание позы, локомоцию и выразительные движения у позвоночных не относящихся к млекопитающим. Эти экстрапирамидные пути переключаются в ядрах и участвуют в деятельности мышц торса и проксимальных отделов конечностей. Таким образом, особенно у высших млекопитающих, экстрапирамидная система через промежуточные ядра обеспечивает фоновую активность для актов, филогенетических осуществляемых наиболее поздней, внешней системой. Следовательно, подкорковые ядра выступают в двойной роли и у высших животных не могут быть отнесены к одной системе (в действительности все части центральной нервной системы настолько взаимозависимы, что попытка категорического разграничения функций или структур связана со многими неожиданностями).