Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Проблемы изучения формирования эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, Яковлев предполагает, что поведение развивается в направлении от внутреннего к внешнему и что таким же образом идет развитие центральной нервной системы. Внутренняя система управляет внутренними состояниями через вегетативную регуляцию внутренних органов и является основой, из которой развивается все остальное, подобно тому как висцеральные процессы служат основой развития всего поведения. Промежуточная система, развивающеяся вслед за внутренней, представляет собой своего рода «вырост» последней, с ней связана и обеспечивает поддержание позы, локомоцию и внешнее выражение внутренних состояний. Наконец, внешняя система, которая обеспечивает влияние организма на внешнюю среду, является «выростом» второй системы и сохраняет тесную функциональную связь с ней.

Параллельно развитию поведения и его нервного субстрата в направлении «изнутри к наружи» идет эволюция и дифференциация в направлении от каудального конца к краниальному, возрастает значение передней частим тела во всех видах поведения. Параллельно энцефализациии, сопровождающей эволюционное развитие в сфере висцеральных, выразительных и двигательных функций, идет развитие внутренней, промежуточной и внешней коры. Внутренняя система, которая состоит из сетевидных структур спинного мозга и ствола, увенчана «энтопаллиумом», который непосредственно окружает верхний конец ствола мозга и интимно связан с гипоталамусом и ретикулярной формацией, где берут начло эфферентные висцеральные нервы. С «энтопаллиумом» тесно связана обонятельная луковица; именно поэтому наиболее древняя кора и связанные с нею структуры получили название «обонятельного мозга».

Мезопаллиум окружает энтопаллиум и соединяется с мотонейронами скелетных мышц после ряда переключений в подкорковых ядрах. Эктопаллиум образует наружный слой полушарий, отделенный от мезопаллиума белым веществом, состояшим из ассоциативных волокон различных областей новой коры и проекционных волокон, которые соединяют неопаллиум с подкорковыми ядрами и мотнейронами. Эти три области коры в общем соответствуют архи-, паллео-, и неопаллиуму, называемым так на основании предполагнаемого филогенетического возраста. После этого введения мы можем более подробно рассмотреть анатомические взаимоотношения «внутренней» и промежуточной» систем, составляющих вместе то, что обычно называют ретикуло-гипоталамо –лимбической системой.

Изменения функции мозга и психология поведения


Физиологические, психологические и клинические исследования дают исчерпывающие доказательства связей, существующих между функциями мозга и поведением. Поведение можно определить как выражение различных химических и физических процессов, происходящих в организме. (Мы можем говорить о «физиологических» и « психологических»

Аспектах поведения, хотя граница между ними искусственна и трудно определима)

Развитие структуры мозга в процессе эволюции идет параллельно развитию поведения. Низшие организмы отвечают на раздражения, поступающие из окружающей среды , стереотипными реакциями, сходными с рефлексами, наблюдаемыми у высших организмов и у человека. Более сложные формы поведения осуществляются на уровне инстинктов. Своим постоянством некоторые инстинкты напоминают рефлексы, но другие обнаруживают несомненные признаки влияния обучения. Такие инстинкты ( например, инстинкт материнства у крысы) нарушаются при повреждениях коры мозга.

Способность к обучению, к использованию прошлого опыта для соответствующих действия, связана с полушариями головного мозга, с миллиардами содержащихся в коре нейронов. В эксперименте удаление полушарий не влияет на продолжительность жизни, но способность к обучению почти полностью утрачивается; если

Эта способность в какой-то мере сохранятся, то это, по видимому, зависит от случайного сохранения части базальной коры.

Эмоции висцерального происхождения не покрывают, конечно, всех тех эмоциональных состояний, которые составляют область эмоциональной жизни человека. Многие из этих эмоций, и в частности болевая эмоция, не требует постепенного возрастания потребности, она возникает внезапно, и одно лишь устранение такой эмоции создает положительное ощущение. Однако несмотря на различия в деталях, архитектурный план возникновения эмоций остается единым. Он распространяется также на потребности интеллектуального характера. Потребность, возникшая, например, под влиянием тех или иных социальных факторов (например, потребность решить какую-то сложную техническую проблему). Завершается высшей положительной эмоцией удовлетворения, как только результаты долгих и трудных исканий совпадут с исходным замыслом (акцептор действия).Есть основания думать, что физиологическая архитектура всех эмоций –начиная от низших элементарных проявлений и кончая высшими социальными, - едина. Однако эту единую физиологическую архитектуру можно рассматривать лишь как общую закономерность, присущую жизненным явлениям различной степени сложности: это не значить , что все эти явления тождественны по своему качественному характеру , по своему содержанию. Подобные общие закономерности известны нам из области кибернетики. Именно эта закономерность формирования аппарата оценки результатов действия до совершения самого действия является общей для различных классов явлений в саморегулирующихся машинах, в живом, организме и в сфере общественных взаимоотношений. Неудивительно поэтому, что на основе именно этой закономерности и согласно этой универсальной архитектуре произошло и развитие эмоциональных состояний человека начиная от первичных примитивных растительных ощущений до высших форм удовлетворения в специфически человеческой деятельности.


1.2. Характеристика проявлений эмоциональных состояний в дошкольном возрасте с позиций уровневого подхода.

Активность – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания, или жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологии активность выступает в соотношении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие её становления, реализации и видоизменения, как свойство её собственного движения. Она характеризуется в большей степени обусловленностью производимых действий, спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действования, в отличие от реактивности, когда действия обуславливаются предшествующей ситуацией, произвольностью, т.е. обусловленностью наличной целью субъекта, в отличие от полевого поведения; надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, в отличие от приспособительности как ограничения действий субъекта узкими рамками заданного (активность надситуативная – способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством активности надситуативной субъект преодолевает внешние ограничения, выступает в явлениях творчества, познавательной активности); значительной устойчивостью деятельности в отношении принятой цели, в отличие от пассивного уподобления предметам, с которыми предстоит встретиться субъекту при осуществлении им деятельности.

Активность – категориальное свойство материи, заключающееся в том, что материальные частицы (тела) обязательно вступают между собой во взаимодействие, результатом которого являются связи, различающиеся по энергетической насыщенности и дальнодействию. Расположенное с активностью свойство материи – свойство отражения, заключающееся в том, что в результате взаимного проявления активности (взаимодействия) материальные тела изменяются, преобразуются. С появлением живого как высшей формы развития материи эти свойства обретают новое системное качество. При этом живое обладает особыми, специфическими именно для него проявлениями и активности, и отражения.


На уровне живого присущая материи активность становится активностью направленной и выступает, как свойство живого выделяться из окружающей среды (обособляться) и вместе с тем усваивать в той или иной форме и степени определенные её элементы.

Говоря об активности, следует различать два уровня обобщенности этого

понятия: во-первых, активность как свойство материи и специфическое свойство жизни – наиболее общий план; во-вторых, активность как конкретное, выраженное в той или иной степени проявление этого общего свойства – активность конкретного существа. На этом уровне активность можно определить как меру интенсивности жизненных процессов и жизненных проявлений. Естественно, что при оценке величины активности приходится оценивать выраженность тенденции живого выделяться из окружающей среды и вместе с тем усваивать в той или иной форме, тем или иным путем и в той или иной степени определенные её элементы, т.е. оценивать уровень взаимодействия живого со средой обитания.

Специфическим органом активности живого является нервная система, у высокоразвитых существ – ЦНС. Головной мозг – универсальное и наиболее эффективное образование живой материи в проявлении её активности и осуществлении функции отражения, к тому же обладающее свойством сохранять в своих структурах «достижения» предшествующих поколений.

Человеческий мозг характеризуется тремя особенностями:

- орган чрезвычайной сложности в осуществлении основного его назначения – переработка информации;

- характеризуется чрезвычайной пластичностью и способностью к функциональным перестройкам в зависимости от требований, предъявляемых к человеку условием его жизнедеятельности;

- именно головной мозг в наибольшей мере выражает социальную природу человека. Становление развитие мозга на разных этапах онтогенеза своеобразна. Каждый возрастной этап изучается в отдельности Однако общим является наличная связь показателей эмоциональных состояний таких как тревожность, незащищенность депрессивности. В своей работе мы раскроем специфику развития дошкольного возраста. Основной возрастной характеристикой дошкольников 3-6 лет является их стремление и желание самостоятельно осваивать социальные нормы, правила общежития. Личностные новообразования способность сопереживания, способность сознательного соподчинения желаний, воспроизведению социальных норм, потребность в социальном соответствии. Речевые и умственные действия, освоение в игре социальных ролей, связаны с реализацией социальных правил. Запускается процесс сознания во-первых своего своего «Я» - соматического, физического, социального, во-вторых сознание своего поведения ( эмоциональное регулирование) и в –третьих проявляется яркий интерес к миру взрослых.


На 4 ом году жизни появляется подражание взрослому, что говорит о включении четвертого уровня базальной системы в аффективную организацию поведения. Такой переход происходит благодаря игре. Через игру ребенок осваивает сначала предметный мир и ещё раз пробует свои возможности. Значение игры в аффективном становлении ребенка велико. Проследим за развитием детской игры (Д.Б.Эльконин). Сначала ребенок использует предметное манипулирование, затем появляется игровые действия и только потом они складываются в игровые сюжеты. « Факты, добытые во всех этих исследованиях, - обобщает Д.Б. Эльконин, результаты работ Ф.И Фрадкиной, П.С. Славиной и Н.Я. Михайленко, - говорят о том, что путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому проигрыванию сюжета: есть ложкой, кормить ложкой, кормить ложкой куклу, кормить ложкой куклу, как мама. Такой путь к ролевой игре. Мы можем добавить и путь освоения реальности, а значит и путь развития усложнения аффективного регулирования своего поведения. ( 1978, 186-187) Бреслав Г.М. выделяет социальное опосредование, как ключевой момент в формировании личности ребенка. Эльконин Д.Б. отмечает, что на первых этапах развития игры опосредующий образ, существует объективно, и может не осознаваться ребенком в его функциональном значении. Но постепенно этот образ начинает выделяться самим ребенком, осознаваться, и ребенок начинает сознательно руководствоваться в своем поведении определенными правилами и нормами. Из вышесказанного следует, что на процесс подключения эмоциональной регуляции сильное влияние оказывает система воспитания и организованные ею условия для роста психического развития. Мы предполагаем, что в отличии от раннего детства, где идет переход от пассивных уровней 2-4 к динамическим, то в дошкольном возрасте уровни как бы чередуются. То есть механизмы эмоционального регулирования больше поираются на самостоятельное саморегулирование при высокой степени зависимости от условий, создаваемых взрослым. По мере решения той или иной задачи адаптации тем или иным уровнем, происходит переход к следующей потребности и так далее. Основной же возрастной потребностью становиться ведущая потребность в социальном соответствии. Эта потребность реализуется через сознание ребенком своего Я и своего поведения.

Таким образом у дошкольника уже имеется опыт аффективных впечатлений переживаний, он чувствует, ощущает может транслировать вербвльно и эмоционально взрослым о своих состояниях, то, что ему нравиться, а что нет, что вызывает удовлетворение, а что нет ( 2 уровень), чего он хочет, а чего не хочет. Он уже имеет некоторые сведения о своих возможностях и переживания по этому поводу ( 3 уровень). К дошкольному периоду ребенок ориентируется в понятиях «Хорошо» - «Плохо», он стремиться быть хорошим, добрым. ( 4 уровень) при этом испытывает чувство вины либо удовольствие от похвалы. Но дошкольник не критичен к себе он еще не может реально выделить в своем поведении негативные качества. Он переживает эмоциональный конфликт за который ответственена борьба двух уровней 3 ( динамичного) и 4 (стабильного). Этот конфликт и соотношение двух уровней становится предпосылкой развития самооценки ребенка. Дошкольник только знакомиться со своими возможностями, только пробует границы возможного поведения и решает задачи адаптации методами и способами 3 го уровня, при успешном решении этих задач происходит безболезненное подключение способов 4 го уровня. На этом этапе примерно в возрасте 4 -5 лет у ребенка могут возникать страхи, связанные с функциональными перестройками в системе организации уровней базальной системы. Якобсон С.П., считает, что преодолеть эти страхи можно путем укрепления Я потенциального положительного. Дошкольный возраст это возраст формирования Я концепции. Именно Я потенциально положительное может стать методом регуляции поведения ребенка. Якобсон С.П. в своем эксперименте доказала, что в возрасте от 4 до 7 лет такой фактор как одобрение взрослого или образец взрослого не регулирует поведения, требующего преодоления возрастного страха. Эту задачу успешно решает создание Я - положительного образа. Возможность преодолеть страх вступить в борьбу возникает на этом уровне лишь при условии достаточной уверенности ребенка в своем успехе. Так совмещая два подхода мы делаем вывод о том, что Якобсон делает ставку на функции 3го уровня, который дает возможность активного преобразования части неприятных впечатлений в приятные.