Файл: Пути развития коммуникативных способностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В самом широком понимании к техническим средствам коммуникации относят все специально созданные материально вещественные элементы, применяемые при функционировании системы коммуникации или в процессе коммуникации.

К техническим средствам коммуникации относят телефон, телетайп, телеграф, факсимильный аппарат, усилительная аппаратура (микрофоны, динамики), видеосвязь (телеконференция), двусторонняя радиосвязь, электронная почта (Интернет). Эти технические средства обеспечивают непосредственную коммутацию сетей коммуникации между строго определенными адресатами и позволяют вести двустороннюю связь одновременно или с некоторыми промежутками по времени.

Другие технические средства не предоставляют такой возможности, тем не менее обеспечивают коммуникации между субъектом и неопределённым объектом. К ним относятся, например, печать (газеты, журналы, и другие печатные материалы), телевизор, радио- и киноаппаратура. С помощью этих технических средств информация транслируется на достаточно широкую аудиторию (общественность) без персонификации адресата (получателя ин-формации). Из аудитории (читатель, зритель), кому адресована информация, определенная часть людей, получивших информацию, реагирует на нее и передает свой ответ коммуникатору (например, редакции). Таким образом обеспечивается процесс коммуникации с частью аудитории, кому адресована информация.

Процессы в коммуникациях, осуществляемые с помощью телевидения, сильно отличаются от процессов коммуникаций, осуществляемых посредством коммуникационного канала - кинофильма. Существует также коммуникатор и в телекоммуникациях, он может быть идентифицирован, а также довольно легко узнаётся, в данном случае аудитория будет довольно устойчивая, а в кинокоммуникациях менее. Различия в протекании коммуникации (процессе) имеются и между прессой (письменный канал коммуникации), и радио, или, к примеру, между телевидением и публичными каналами устной коммуникации.

Динамика прохождения информации в различных каналах коммуникации также резко отличается.

Процесс коммуникации становится более эффективным, если он включает различные популярные интервью и беседы. Процессы во внутриличностных

коммуникациях становятся более выраженными, если они возникают на основании телетекста.

Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнеров,

направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной


деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. В деловой коммуникации предметом общения является деятельность (дело), и партнер по

общению всегда выступает как личность, значимая для другого.

Основные задачи деловой коммуникации – продуктивное сотрудничество,

стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений.

Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих условий:

  1. Необходимо контактировать всем участникам коммуникации, в данном случае отсутствует приверженность к каким-либо симпатиям;
  2. Общение должно иметь цель и предмет;
  3. Элементарная приверженность формализму и ролевым принципам, которые необходимы во взаимодействии, происходит учет того кто имеет какую должность, т.е. распределение по ролям, правовому статусу, а также изучение функциональных обязанностей, таким образом устанавливается субардинация;
  4. Все участники взаимозависимы и придерживаются деловой коммуникации, так как им необходимо достичь определённого результата, таким же образом реализуются личные намерения;
  5. Существует контроль коммуникации всех участников взаимногого действия, он может быть высоким в виде определённой игры, а также манипулирования, камуфляжа;
  6. Существуют и ограничения формального уровня: а) такие отношения как конвенциональные, основаны на том, что необходимо соблюдать правовые нормы, общественные, соблюдение регламента в качестве примера можно привести процесс следования инструкциям, а также по протоколу, необходимое выполнение правил внутреннего распорядка, соблюдение традиций организации и т.д.; б) бывают ситуативные, зависит от ситуации делового общения, проявляется в виде деловой беседы, проведения совещания, демонстрации презентации, участия в переговорах и т.д., взаимное действие происходит с определённой целью, отталкивается от регламента, применяются адекватные средства коммуникации, которые организуют необходимую среду в пространстве, достигается результат прагматического характера; в) эмоциональные отношения, не зависят от выраженности и степени деловой атмосферы, которая напрягает, проявляется стрессоустойчивость, которая выражается в управлении собой, происходит демонстрация культуры эмоционального характера; г) существуют насильственные коммуникации, в которых допускается прерывать взаимодействие одной из сторон.

Структура коммуникаций и её функции

Внутрикоммуникативные сети подразделяются на централизованные и децентрализованные (рис. 1.2.1).


Здесь «звезда» и «веер» примеры централизованных моделей распространения информации, где все потоки замыкаются на руководителя (лидера). Коммуникация между персоналом осуществляется сквозь центральную позицию. Такие сети обеспечивают высокую эффективность при решении относительно простых задач. «Неполная» и «полная», обеспечивают общение участников коммуникативного процесса друг с другом. Они эффективны в случае, если производственные задания требуют постоянного обмена информацией относительно их содержания и способов решения.

Рост, развитие, обучение, формирование личности человека возможны только в условиях общения и взаимодействия с другими людьми – ближайшим социальным окружением.

Цель: проследить специфику использования тренинга и других методов обучения в развитии коммуникативных качеств работников организации с помощью анализа литературы.

Мы рассматриваем, какую роль играет коммуникация в организации.

Конкретизация деятельности специалистов социальных профессий вытекает из его основной функции: коммуникативная, устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Коммуникация - это «сообщение или фактическая информация, которые передаются».

Мы в нашем курсовой работе задались целью изучить степень выраженности коммуникации и развитие коммуникативных способностей в организации.

Целым рядом ученых общение рассматривается как процесс связей субъекта с объектами. Данная позиция высказывается в исследованиях философов Дж. Мида, представителей экзистенциализма Ж. П. Сартра и М. Хайдеггера, а также представителя направления символического интеракционизма в психологии Т. Шебутани. Учёные М. Хайдеггер и Ж. П. Сартр, в своих исследованиях занимались анализом бытия человека в мире и исходной точкой рассмотрения этой проблемы видят в отношениях "Я" и "Другой". Общение конкретно взятого человека, по их мнению, блокировано потребностью обладать и подчинять себе.

Учёный Дж. Мид, решил рассмотреть осмысление процесса общения в виде субъектно-объектных отношений, но склонялся к другому мнению о сущности влияния субъекта.

К основным параметрам организационной культуры, определяющим эффективность деятельности сотрудников, относятся:

  • система управления;
  • отношение к деятельности;
  • отношение к организации;
  • уровень развития коллектива;
  • система коммуникаций;
  • отношения между подразделениями.

Прежде всего, под коммуникациями подразумевается установление связей между значимыми субъектами социального либо иного действия. Оценка значения.

Информационная функция.

В современной науке понятие «информация» трактуется как обмен между людьми различного рода знаниями и сведениями. Здесь коммуникация играет роль посредника. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен совершается с определённой целью, она может заключаться в достижении определённой практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми. 

Социальная функция. 

Она заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношений.

Функция экспрессии.

Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. В этом случае необходимо не только лишь сообщать нужную информацию для коммуникации, например, представиться, выбирая для этого процесса вербальные высказывания стереотипного характера, но также дополнять данный момент невербальными аспектами, в виде: улыбающегося лица, протягивания руки, осуществляемые действия демонстрируют то, что человек либо расположен, либо нет к контакту. Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров. Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи.

II. Коммуникативные способности – профессионально значимые качества личности

Пути развития коммуникативных способностей

Есть взаимосвязь между тем, каким образом персонал обучиться взаимно действовать с окружающими, искать решения, а также преодолевать барьеры и спорные ситуации и между зависимости адаптационного периода в обществе далее. Уровень развития современного общества выдвигает высокие требования к коммуникативным способностям и навыкам молодежи.

Теоретической основой работы стали взгляды на общение Б. Ф. Ломова, Б. Д. Парыгина, А. А. Бодалева, В. А. Лабунской и др.


В качестве способствующих в их работах выделяются такие, как, например, развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

К вспомогательным свойствам коммуникативных способностей относятся: 

  1. общительность - как устойчивая психодинамическая характеристика личности, она проявляется в определённом стремлении к общению с окружающими; легкости, инициативности, устойчивости, разнообразии и широте круга общения; 
  2. эмпатия - как постижение эмоционального состояния другого человека; 
  3. социально-психологическая адаптация - как приспособление к различным ситуациям взаимодействия, способность входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.; 
  4. культура речи: а) дикция - четкость произношения; б) орфоэпия - правильность.

Исследователь Л. А. Петровская отмечает, что общение развитого характера постоянно имеет две стороны. Первой является общение, имеющее основаник конкретно на субъект-объектной грани, во время него... общающимся, достаётся манипуляторная роль и манипулируемого объекта. Такая коммуникация основана на приказах, указах, а также различных предписаний и т.д.). Второе общение основано на схеме субъект-субъектной. Определяя субъект-объектное общение как «поверхностное», она сводит компетентность в таком общении к знаниям и опыту репродуктивного, стандартного характера, а при субъект-субъектном общении («глубинном») «...продуктивные аспекты и задачи составляют нестандартную, неформализуемую, неалгоритмизуемую сторону общения и характеризуется порождением новых мотивов, целей, операций.

Перечисленные моменты отражают основную составляющую деятельности профессионального коммуникатора, ее психологический коммуникативный аспект. Приложение 1.

Грамотность в общении сейчас необходима всем. Политик, руководитель, менеджер, предприниматель, учитель, психотерапевт - для них коммуникативная компетентность является профессионально важным качеством. Компетентность в общении способствует профессиональной эффективности человека и является важным фактором психологической профилактики.

Сегодня развитие компетентности в общении успешно решается в рамках социально-психологического тренинга. Особенность этого метода в том, что он носит групповой характер, причем проводится в малых лабораторных группах.

Уже к пятидесятым годам прошлого века стало ясно, что специально проведённое тренинговое занятие может принести хороший результат.