Файл: Пути развития коммуникативных способностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Именно тренинг позволяет среди других психологических методов реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.

Как сказал С. И. Макшанов в своей работе «Психология тренинга», тренинг помогает преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность. В ходе написания курсовой работы была изучена Монография данного учёного, которая имеется в приложении 2.

Для настоящего времени характерны динамичные процессы, охватывающие все сферы жизнедеятельности че­ловека и общества и сопровождающиеся ощутимыми и раз­нообразными изменениями во всех областях человеческой практики. Мир изменяется, а значит, совершенствуется человек, который живёт в нём, его не удовлетворяют изменения, которые носят стихийный характер и это видно в том, что происходит постоянный поиск того какие можно использовать средства, а также способы преобразования себя и собственной жиз­ни, во всём этом огромную роль играет психологическая наука. Влияние происходящих изменений отражается и на развитии отечественной психологии как науки, в которой все больший вес приобретает тенденция к взаимосвязи составляющих элементов.

Психологический тренинг отличает от других методов преобразования психологических феноменов ряд особенно­стей.

Во-первых, психологический тренинг оказался неожи­данно дружелюбным ко всем психологическим техникам и средствам, опыту педагогических вмешательств, обнаружив возможность аккумулировать все позитивное, что заключа­лось в попытках человека трансформировать свои отдель­ные черты и жизнь в целом.

Во-вторых, тренинг занял специфическое положение среди методов обучения, воспитания, коррекции, развития, став в равной мере применимым в работе с младенцами и руководителями организаций.

Усиливаются признаки институциализации психоло­гического тренинга как метода: с 1992 г. в России аккреди­тована специальность и ведется подготовка практических психологов с присвоением квалификации «Ведущий групп социально-психологического тренинга» при СПбГТУ; тре­нинг включен в учебные программы и тематические планы факультетов психологии, педагогических институтов, школ менеджеров; созданы профессиональные ассоциации спе­циалистов в области тренинга (Американская Ассоциация Тренеров, Санкт-Петербургская ассоциация тренинга и пси­хотерапии и др.).


В «Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержки» также имеется тренинг.

Тренинговая работа может быть в виде моста, связывающего нужные, но в тоже время «пус­тыми в перцепции» знаниями теоретического и практического характера, тренинг позволяет меняться на личностном уровне, а также субъективно трудовом, он осуществляется первостепенно деятельностным контекстом, таким образом, тренинговые занятия являются элементом существенного характера направленного именно на психологическое обеспечение профессиональной деятель­ности. В то же время применение психологического тренин­га, особенно для психологического обеспечения профессио­нальной деятельности, на наш взгляд, не имеет системати­зированной и обоснованной теоретической базы.

Все это побуждает к анализу философского и психоло­гического подходов к изменению психического, выделению понятий, позволяющих адекватно описывать тренинг как метод преднамеренных изменений, определению инвари­антных метакритериев отбора и оценки теоретических ос­нований для различных программ психологического тре­нинга, которые применимы для их экспертизы и реализации на теоретическом, прикладном и практическом уровнях.

В связи с этим рассматривается философия и психология изменений и осуществляется философский подход к проблеме изменений.

Разрешению проблемы изменения традиционно при­дается глубокий экзистенциальный смысл, что проявляется в тысячелетней истории поисков идеалов, путей и методов достижения счастья, покоя, совершенства в профессиональ­ной и личностной сферах. Поиск ответов на эти вопросы не прекращается и по сей день, сталкиваясь с многочисленны­ми противоречиями: между изменчивостью мира и желани­ем стабильности, между неизбежностью и необходимостью изменений и сложностью осознания этой необходимости, между стремлением человека измениться и его возможно. В приложение 3 рассмотрена психология тренинга «особенности коммуникаций в организации».

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений - тренинг, направленный на формирование навыков (одна из разновидностей данного вида тренинга - бизнес-тренинг, организационный тренинг), психотерапевтический и социально-психологический. Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). В основном, для развития, например, коммуникации необходим бизнес-тренинг, он направлен на то, чтобы развить у работников навыки, которые будут обеспечивать успешное выполнение бизнес-задач, а значит, будет происходить повышение эффективности деятельности производственной направленности, и взаимодействий в управлении.


Организации чаще всего обращаются к тренерам с запросами на проведение тренингов направленных на выявление или выделения особенностей коммуникаций в организации.

  • Организационный тренинг способствует достижению следующих целей: формированию новых знаний и навыков (прежде всего, профессиональных);
  • отработке стандартов профессиональной деятельности;
  • адаптации персонала;
  • мотивации и повышению лояльности;
  • оценке совместимости работников и командообразование;
  • обеспечению смены вида деятельности;
  • обмену опытом;
  • оценке результативности – обратная связь от сотрудников относительно эффективности деятельности.

Для того чтобы тренинг был успешным, важно точно определить цели тренинга. Цель – это ожидаемый результат, на который ориентирован заказчик. Он должен быть конкретным, достижимым и измеряемым (по качественным или количественным показателям). Желательно до тренинга провести знакомство с организацией, понаблюдать за работой людей, которые станут участниками тренинга. В случае необходимости, можно использовать специальные процедуры для оценки эффективности профессиональной деятельности и общения будущих участников. Среди них: наблюдение, интервью, оценка персонала, анкетирование, фокус-группа или групповое обсуждение. Существуют специальные методики. Общение необходимо во всех видах деятельности, например, в процессе подготовки к тренингу по продажам стоит осуществить методику под названием "Секретный покупатель", она помогает определять каким образом, работники вступают в общение с клиентами.

Предмет работы ведущего в группе. Каждое действие ведущего тренинг должно быть осмыслено и соотнесено с общим контекстом его работы. Тем и отличается ведущий от участника группы, что он в любой момент времени осознает что, как и зачем он делает. Опишем основное направление деятельности тренера в группе: работу с личностью. Работа с личностью Работа с "Я" (как совокупностью представлений человека о самом себе) участника начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание себя, осмысление своих особенностей, проявляющихся в общении, является одновременно и сутью, и эффектом тренинга. Понимание своего "Я" может происходить на нескольких уровнях.

Работа с "Я" участников ведется в течение всего тренинга. Практически все процедуры тем или иным образом направлены на осмысление ими своих особенностей. Сначала участникам предоставляется возможность излагать фактическую информацию о себе, своих сильных и слабых сторонах. Далее участники могут затрагивать такие темы, как профессиональные позиции, отношения, возможности и ограничения в профессиональном общении. Проговаривая вслух эти внутренние содержания, участник смотрит на них как бы глазами других, получает обратную связь. Самопознание тесно связано с процессом самораскрытия. С. Джурард подчеркивал, что "раскрытие своего “Я”" другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. В другом случае личность тратит энергию для построения ложного, внешнего "Я". Происходит самораскрытие.


Два автора, Дафт Джозеф и Гарри Инграм, создали схему, известную в литературе под названием "Окошко Иогари" (табл. 2.1). Разберём её.

Таблица 2.1

«Окошко Иогари»

Другие

Я

Знаю о себе

Не знаю о себе

Знают обо мне

Открытая область

Слепая область

Не знают обо мне

Скрытая область

Неизвестная область

Открытая область содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, а остальные не известны.

На сплочение может влиять также престиж группы и ее ведущего, соперничество с другими группами, присутствие в группе девианта, поведение которого значительно отличается от поведения других. В сплоченной группе участники открыто разбирают конфликты. Группа также нуждается в конфронтации, взаимной критике, которая приводит к изменениям в поведении и позициях участников группы. При конфронтации действия одного человека или группы направлены на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свое межличностное поведение. Конфронтация даст результаты, если атмосфера в группе носит доверительный характер и участники открыты для обратной связи Можно выделить, по крайней мере, три фазы развития группы.

Развитая группа способна обеспечить развитие личности. Среди механизмов, лежащих в основе этого процесса авторы выделяют

  1. членство в группе;
  2. эмоциональную поддержку;
  3. помощь другим;
  4. самоизучение и самопроявление;
  5. осмысление;
  6. отреагирование;
  7. обратную связь и конфронтацию;
  8. корректировочный эмоциональный опыт.

Адекватное и эмоционально благоприятное отношение к себе обеспечивает также адекватное, без искажений реальности, восприятие окружающего, способствует формированию динамичных отношений к окружающему миру, к другим людям, к сферам своей деятельности, корригирует уровень притязаний и формирует достаточно высокий уровень ожиданий, активизирующий деятельность человека в самых различных сферах, способствует развитию и совершенствованию профессионального общения. Таким образом, основным механизмом внутри личности становится конкретное динамическое отношение к себе самому, а также самооценка. К механизмам направленного психологического воздействия относится и отработка новых приемов и способов поведения. Это преодоление неадекватных форм поведения.


Аналитическая функция заключается в том, что ведущий обобщает и комментирует происходящее в группе. Комментарии могут носить характер:

  1. наблюдений, которые ведущий преподносит не от себя лично, а в виде описания деятельности группы без выражения собственных чувств и оценочных суждений;
  2. перечисления и классификации происходящего в группе с использованием соответствующего понятийного аппарата;
  3. гипотез, в которых как бы предполагается, что в группе может произойти и почему.

Посредническая функция заключается в организации групповых процессов. В тех случаях, когда группа испытывает затруднения в развитии, ведущий может вмешиваться, используя методы психологического воздействия. Ведущий также использует свое умение.

Для развития коммцникатиной деятельности можно использовать различные виды деятельности. Групповая дискуссия – совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи.

Групповая дискуссия может быть структурированной (т.е. управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм – один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил - сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Интересен видеоанализ, который является инструментом, он заключается в показе видеороликов, на основании которых осуществляется анализ в дальнейшем.

Выводом данной главы может стать то, что одна из основных проблем, с которой сталкиваются люди - это проблема взаимодействия с окружающими людьми. Выпадая из привычной социальной ниши, они испытывают дефицит общения. Для того, чтобы помочь людям преодолеть эти трудности, необходима групповая форма работы. Наиболее эффективным в этом плане, на наш взгляд, является коммуникативный тренинг.

Итоговым определением является следующее: коммуникативный тренинг - это форма психологического воздействия, основанного на активных методах групповой работы, специально организованное общение, в ходе работы.

Заключение

Во время написания курсовой работы было выяснено, что любой тренинг, в том числе коммуникативный в какой-то мере направлен на решение всех задач, которые были перечислены, данная мера будет завесить не только лишь от тренинга, но также и от мотивации, имеющихся целей, и имеющихся личных проблем у участников групповой работы.