Файл: Исчисление и документальное оформление по налогу на имущество организаций ООО «Мастер».pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
изучить налоговые ставки и льготы по налогу на имущество;
1. Налоговый учет по налогу на имущество
1.2. Налог на имущество организаций: плательщики, объекты
1.3. Налоговые ставки и льготы
1.4. Малоценное имущество: налоговый учёт
2. Организация расчетов по налогу на имущество налогоплательщиками ООО «Мастер»
2.1 Исчисление и документальное оформление по налогу на имущество организаций ООО «Мастер»
2.2. Необходимость формирования системы налогообложения недвижимости
средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.( в ред. от 24.12.2010 N 186н).
В налоговом учёте «малоценка» – это имущество, которое не является амортизируемым, но при этом служит более 12 месяцев. Таким имуществом с 1 января 2016 года признаётся имущество с первоначальной стоимостью 100 000 руб. и менее.
В бухгалтерском учёте малоценным считается имущество стоимостью менее лимита, установленного организацией. Изменять стоимостной критерий для признания имущества амортизируемым в налоговом учёте нельзя. А в бухгалтерском учёте стоимостной лимит для признания актива в составе МПЗ не может превышать 40 000 руб. Эту ситуацию можно объяснить тем, что большинство организаций применяют максимальный размер лимита. Тогда «лимитом, который установлен в учётной политике» будет являться 40 000 руб. В результате, при приобретении «долгосрочного» имущества первоначальной стоимостью более 40 000 руб., но не превышающей 100 000 руб. («налоговая малоценка»), у налогоплательщика обязательно возникает разница между бухгалтерским и налоговым учётом [28]:
- в бухгалтерском учёте числится основное средство и соответственно оформляется карточка учёта ОС,
- в налоговом учёте такое имущество к амортизируемому не относится, поэтому учитывается как материальные расходы на приобретение МПЗ.
В налоговом учёте стоимость «налоговой малоценки» может быть учтена в расходах единовременно, а в бухгалтерском учёте – только через
начисление амортизации.
С 1 января 2015 года налогоплательщики можно было самостоятельно определять порядок списания материальных расходов на приобретение:
- инструментов,
- приспособлений,
- инвентаря,
- приборов,
- лабораторного оборудования,
- спецодежды,
- имущества, не являющегося амортизируемым, включая малоценное.
Такие затраты можно списывать постепенно в течение более одного отчётного периода с учётом срока использования конкретного вида имущества или разных экономически обоснованных показателей. По сути, законодатели позволили амортизировать «малоценку» в налоговом учёте: затраты на приобретение неамортизируемого имущества можно было признавать в расходах в тех же суммах, что и в бухгалтерском. Только разница в том, что:
- в бухгалтерском учёте – через механизм амортизации,
- в налоговом – путём равномерного списания её стоимости в течение всего срока эксплуатации.
Но такой порядок учёта расходов должен быть прописан в учётной политике. Причем НК РФ не запрещает устанавливать особый порядок учёта расходов только в отношении определённой группы «малоценки»:
- признавать расходы на неамортизируемое имущество стоимостью свыше 40 000 руб. до 100 000 руб. включительно в составе материальных расходов равномерно,
- признавать расходы на неамортизируемое имущество стоимостью до 40 000 руб. – единовременно.
Многие эксперты давали именно такие рекомендации по составлению
учётной политики налогоплательщикам. Однако Минфин в своём Письме от 20.05.2016 № 03-03-06/1/29124 разъяснил, что глава 25 НК РФ не предусматривает положений о возможности списания материальных расходов разными способами в зависимости от стоимости соответствующего имущества. Из данного письма можно сделать вывод, что активы стоимостью до 100 000 руб. можно списывать в налоговом учёте либо единовременно, либо равномерно. Данная позиция не бесспорна. Пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ не содержит запрета на установление различного порядка учёта материальных расходов на приобретение неамортизируемого имущества в отношении различных стоимостных групп такого имущества. Данная норма даёт налогоплательщику право разработать порядок учёта неамортизируемого имущества самостоятельно. Однако, велика вероятность, что данную позицию придётся отстаивать в судебном порядке. Рассмотрим на примере порядок учёта расходов на приобретение «налоговой малоценки» для налогоплательщиков, не готовых к спорам с налоговыми органами.
Пример. Организация приобрела в январе 2016 года для менеджера офиса ноутбук стоимостью 50 000 руб. (без НДС) и сроком полезного использования 25 месяцев. Необходимо определить сумму материальных расходов по списанию ноутбука в бухгалтерском и налоговом учёте за I квартал 2016 года при условии, что ноутбук введён в эксплуатацию также в январе 2016 года.
Вариант 1 (как было раньше). В соответствии с учётной политикой организации в целях бухучёта ноутбук учитывается в качестве основных средств и расходы на него погашаются путём начисления амортизации. Организация применяет линейный метод амортизации. В налоговом учёте материальные расходы признаются в полной сумме по мере ввода ноутбука в эксплуатацию.
Бухгалтерский учет. Начисление амортизации по объекту ОС
начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого
объекта к бухгалтерскому учёту. При этом производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учёта. В бухгалтерском учёте начисление амортизации по данному ноутбуку отражается ежемесячно по кредиту счёта 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учёта затрат на производство (расходов на продажу), в данном случае со счётом 26 «Общехозяйственные расходы». Начиная с 1 февраля 2016 года организация должна отражать начисление амортизации в сумме 2 000 руб. каждый месяц (50 000 руб.: 25 мес.). Соответственно, сумма амортизационных отчислений за I квартал 2016 года, по данным бухучёта, составит 4 000 руб.
Налоговый учет. Поскольку первоначальная стоимость ноутбука не более 100 000 руб., затраты на его приобретение налогоплательщик включит в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию и отнесёт к косвенным расходам. В налоговом учёте материальные расходы за I квартал 2016 года отражены в сумме 50 000 руб.
Разницы. Поскольку порядок признания расходов на приобретение ноутбука в налоговом и бухгалтерском учёте различается, у организаций, применяющих ПБУ 18/02, на момент ввода «налоговой малоценки» в эксплуатацию возникает налогооблагаемая временная разница (НВР) в сумме 48 000 руб. (50 000 руб. – 2 000 руб.) . Поэтому организация должна отразить отложенное налоговое обязательство в сумме 9 600 руб. (48 000 руб. x 20 %) : Дебет сч. 68 «Расчёты по налогам и сборам» субсчёт «Налог на прибыль организаций» Кредит сч. 77 «Отложенные налоговые обязательства». По мере начисления амортизации в бухгалтерском учёте указанные НВР и ОНО будут уменьшаться (погашаться), что отражается обратными записями по счетам 68 и 77 16. На дату начисления амортизации начиная с марта 2016 года организация будет ежемесячно делать проводку по уменьшению ОНО в сумме 400 руб. (2 000 руб. x 20 %):
Дебет сч. 77 «Отложенные налоговые обязательства» Кредит сч. 68
«Расчёты по налогам и сборам» субсчёт «Налог на прибыль организаций». Основанием для записей является бухгалтерская справка-расчёт.
Пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ позволяет «упрощенцам» с
объектом налогообложения «Доходы минус расходы» учитывать при расчёте налога, в том числе расходы по приобретению основных средств. Критерии основного средства в целях применения «упрощёнки» те же, что и для налога на прибыль. Проще говоря, первоначальная стоимость основных средств, введённых в эксплуатацию с 1 января 2016 года и позднее, должна быть более 100 000 руб.
Учитываются в составе расходов с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию [29]:
- расходы на приобретение (сооружение, изготовление) «налоговых» основных средств в период применения упрощённой системы налогообложения,
- произведённые в указанном периоде расходы на:
- достройку,
- дооборудование,
- реконструкцию,
- модернизацию,
- техническое перевооружение основных средств.
Расходы на приобретение неамортизируемого имущества признаются в расходах «упрощенца» на дату их оплаты. Причем, не дожидаясь их ввода в эксплуатацию. При этом, тот факт, что в бухгалтерском учёте актив признан ОС, значения не имеет. Таким образом, если организация, применяющая УСН, отражает операции в бухгалтерском учёте по методу начисления, то порядок отражения расходов на приобретение «малоценки» в бухгалтерском и налоговом учёте почти всегда будет различаться.
Проведение работ, в том числе замена частей, направленных на
поддержание малоценного имущества в рабочем состоянии, признаётся
текущим ремонтом таких объектов.
Прямой нормы, в которой бы говорилось о расходах на ремонт
имущества, не относящегося к амортизируемому, в НК РФ нет. По мнению Минфина РФ, такие расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли как прочие, связанные с производством и реализацией, в размере фактических затрат и признать в отчётном периоде их осуществления. Данная позиция обоснована, поскольку ст. 270 НК РФ содержит закрытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения. Расходы, связанные с поддержанием в исправном состоянии неамортизируемого имущества, в этом перечне не упомянуты.
Таким образом, организация вправе учесть расходы на текущий ремонт малоценного имущества единовременно в составе прочих расходов. Но, если такие расходы документально подтверждены и экономически оправданы. Что касается капитальных изменений неамортизируемого имущества, например модернизации или реконструкции, то данное имущество не относится к основным средствам, для которых в таком случае предусмотрено увеличение первоначальной стоимости.
Расходы на капитальные изменения неамортизируемого имущества уменьшают базу по налогу на прибыль как прочие расходы и в полном объёме включаются в расходы текущего налогового (отчётного) периода. Поэтому, если организация модернизирует «налоговую малоценку», учитываемую в бухгалтерском учёте в качестве основных средств, порядок учёта таких расходов будет различаться.
В бухгалтерском учёте расходы на модернизацию увеличат первоначальную стоимость ОС и будут погашаться в составе амортизации. В в налоговом же учёте затраты на модернизацию неамортизируемого имущества будут включены в расходы единовременно. Это все равно произойдет, даже если затраты на приобретение самого имущества в соответствии с учётной политикой организации учитывались в налоговом
учёте равномерно исходя из срока его полезного использования.
Если налогоплательщик применяет УСН, то признать расходы на
модернизацию или ремонт неамортизируемого имущества довольно сложно. Дело в том, что перечень расходов при «упрощёнке» закрытый. И он не содержит такие затраты. В нём предусмотрены только расходы на обслуживание ККТ. В целом учёт малоценного имущества несложен. Главное своевременно отразить правила его учёта в учётной политике организации в целях налогообложения и следовать им.
С 2018 года действуют новые правила для расчета налога на имущество (Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ).
Возвращается налог с движимого имущества. С 1 января компании должны платить налог на имущество с движимых основных средств третьей—десятой амортизационных групп, принятому на учет после 1 января 2013 года. Исключение — организации в регионах, где власти отменили налог на движимость или снизили ставку (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ) [7]. Налог с движимых активов будут платить по ставке 1,1 процента. Региональные власти могут ее снизить и ввести льготы. Например, освободить от налога высокоэффективное оборудование или движимое имущество, с даты выпуска которого прошло не больше трех лет. Принять закон власти вправе и в 2017-м, и в 2018 году. В последнем случае они могут ввести новые правила задним числом, с 1 января. Законы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу (п. 4 ст. 5 НК).
Появились правила для расчета налога, если кадастровую стоимость по объекту установили в середине года (Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ) [6]. Речь идет об имуществе иностранных компаний, которые не ведут деятельность в России через постоянные представительства. Если кадастровую стоимость по таким объектам установили в середине года, то авансы и налог на имущество считают исходя из новой стоимости. Сумму берут на день внесения сведений в ЕГРН. Новый расчет делают за текущий налоговый период. Сейчас нет правил для определения налога в таких случаях.