Файл: Пути совершенствования налогового учета в ООО «Красная шапочка».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом предприятие [11]:

  • организует налоговый учет на основе бухгалтерского учета,
  • ведет раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности,
  • на основе данных учета формирует налоговую отчетность.

Затем эту отчетность представляет в налоговые органы в электронном виде.

2.3 Пути совершенствования налогового учета в ООО «Красная шапочка»

После анализа особенностей организации налогового учета в ООО «Красная шапочка», можно прийти к выводу, что данная система может быть оптимизирована за счет реализации такой меры как разработка учетной политики в целях налогообложения.

Составлять учетную политику должен главный бухгалтер фирмы. Но, при этом ответственность за деятельность организации несет ее руководитель. И, конечно, учетная политика должна оформляться его приказом (распоряжением).

Принятая фирмой учетная политика применяется последовательно от одного года к другому. Но это вовсе не означает, что ее совсем нельзя менять.

Так, в статье 313 Налогового кодекса прямо указано, что "изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета".

Изменения в учетную политику для целей налогообложения фирма должна принять:

  • с начала нового календарного года, если изменились применяемые методы учета,
  • когда вступят в силу новые изменения законодательства о налогах и сборах.

Изменение политики должно быть обоснованным. Учетная политика, принятая фирмой, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Вести налоговый учет может отдел бухгалтерской либо налоговой службы фирмы.

Обычно Учетная политика включает в себя три основных раздела [21]:

  • организационные моменты (принципы) налогового учета на фирме;
  • методы и способы налогообложения;
  • регистры налогового учета.

а) Организационные моменты налогового учета.

Данный раздел хотелось бы начать с общих принципов построения налогового учета.

Если организация имеет филиалы или представительства, которые самостоятельно перечисляют налоги в бюджет, необходимо определить:


  • срок, когда необходимо представить данные в головное отделение фирмы для сводного налогового учета;
  • перечень налогов, которые перечисляют по месту нахождения филиалов;
  • кто рассчитывает эти налоги:

- сама фирма (ее головная структура),

- филиал по ее поручению;

  • кто платит налоги:

- сама фирма,

- филиал по ее поручению.

Система налогового учета организуется и используется в целях получения данных для исчисления налогов в соответствии с:

  • внутренним Порядком обработки первичной документации,
  • систематизации данных о хозяйственных операциях и объектах налогового учета.

Налоговый учет ведется бухгалтерией, или отдельной налоговой службой. Филиалы обязаны строго соблюдать принципы и методы ведения налогового учета, определенные в данной учетной политике.

б) Правила и способы налогообложения.

В этом разделе учетной политики отражают те способы и методы ведения налогового учета, которые выбирает сама фирма. Причем, позиции налогового законодательства, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике отражать не следует.

Этот раздел учетной политики для целей налогообложения рекомендуется вести по отдельным видам налогов.

Налог на добавленную стоимость. Глава 21 Налогового кодекса предлагает выбор только одного элемента - момента определения налоговой базы при реализации товаров.

В соответствии со статьей 167 кодекса дату реализации товаров (работ, услуг) разрешается определять:

  • по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов ("по отгрузке");
  • по мере поступления денежных средств ("по оплате").

Журналы регистрации исходящих счетов-фактур и книги продаж ведутся отдельно в головном подразделении фирмы и в каждом филиале. В головном подразделении фирмы и в каждом филиале ведется сквозная нумерация выдаваемых счетов-фактур. При этом к номеру счета-фактуры через дробь добавляется порядковый номер филиала.

Журналы регистрации входящих счетов-фактур и книги покупок также формируются отдельно в головном подразделении фирмы и в каждом филиале. Вместе с этим, хранятся в филиалах:

  • Журналы регистрации счетов-фактур,
  • подлинники счетов-фактур,
  • книги покупок и продаж.

По первому требованию их необходимо представить в головное подразделение.

Налог на прибыль

В учетной политике рекомендуется определить, каким методом организация считает доходы:


  • методом начисления,
  • кассовым методом.

ООО «Красная шапочка» может выбрать один из двух методов начисления амортизации, с учетом особенностей, предусмотренных ст.259 НК РФ:

  • линейный;
  • нелинейный.

Нелинейный метод начисления амортизации не применяется к зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, входящим в восьмую, девятую и десятую амортизационные группы.

Можно показать в виде примера применение метода начисления, таким образом:

Применять линейный метод амортизации по объектам, относящимся к... группе (группам).

Применять нелинейный метод амортизации по объектам, относящимся к... группе (группам).

Если ООО «Красная шапочка» применяет повышающие коэффициенты, то это также необходимо отразить в данном разделе учетной политики. Эти коэффициенты можно применять, если фирма амортизирует основные средства:

  • используемые для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Применяется специальный коэффициент, но не выше 2;
  • которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). Применяется специальный коэффициент, но не выше 3.

Списывать стоимость материалов можно одним из следующих способов (ст.254 НК РФ):

  • методом оценки по стоимости единицы запасов;
  • методом оценки по средней стоимости;
  • методом оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • методом оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

В учетной политике этот раздел может выглядеть так:

Стоимость сырья и материалов, используемых при производстве товаров (работ, услуг), оценивается по средней стоимости.

ООО «Красная шапочка» может создать резерв для целей налогообложения. В учетной политике этот раздел может выглядеть так:

ООО «Красная шапочка» не создает резервов для целей налогообложения.

Налоговым кодексом предусмотрено создание следующих видов резервов [1]:

  • резерва по сомнительным долгам (ст.266 НК РФ);
  • резерва предстоящих расходов на оплату отпусков (ст.324.1 НК РФ);
  • резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст.324.1 НК РФ);
  • резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст.267 НК РФ);
  • резерва на ремонт основных средств (ст.324 НК РФ).

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств рассчитывают исходя из совокупной стоимости основных средств и норматива отчислений. В учетной политике необходимо утвердить норматив отчислений в этот резерв.


Платить налог на прибыль фирма должна по:

  • месту своего нахождения,
  • месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Таким образом, если у фирмы есть обособленное подразделение, то она должна выбрать один из двух показателей, с помощью которого она будет определять долю прибыли, приходящуюся на каждое структурное подразделение:

  • показатель среднесписочной численности,
  • показатель расходов на оплату труда.

Для расчета суммы налога на прибыль, предназначенный к уплате в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения филиалов ООО «Красная шапочка» применяет показатель расходов на оплату труда.

Формы налоговых регистров, которые фирма использует, чтобы рассчитать налогооблагаемую прибыль, лучше всего привести в приложении к приказу об учетной политике.

Так как ООО «Красная шапочка» применяет различные налоговые режимы, то в учетной политике следует отразить критерий распределения затрат по видам деятельности.

В целом, учетная политика формируется исходя из особенностей деятельности ООО «Красная шапочка».

Усовершенствовать систему налогового учета позволит применение электронного документооборота. Кстати, не только внутри организации, но и с внешними пользователями. Электронная налоговая декларация позволит ускорить процесс сдачи отчетности.

В течение суток полученный от инспекции протокол входного контроля организация заверяет ЭЦП и отправляет обратно.

Принятой отчетность станет только после того, как фирма получит протокол входного контроля, который подтверждает, что электронный документ не содержит ошибок и прошел входной контроль.

Одним из путей совершенствования системы налогового и бухгалтерского учета является организация рационального документооборота. Имеется ввиду, система движения документов внутри организации в целях обеспечения своевременного поступления информации, ее учета и обработки [10].

Таблица 4

Документооборот на базе перечня хозяйственных операций

№ п\п

Наименование операции

Документы, которые получает бухгалтер

Документы, которые формирует бухгалтер

Наиме-нова-ние

Кто представ-ляет

сроки

Наимено-вание

Кому предос-тавляет-ся

сроки

1

Оформление оплаты по расчетным счетам

Платежные документы

Руковод-ство

Ежедневно в 11-00

Платеж-ные поручения

банк

Ежедневно в 13-30

2

Подготовка информации по платежным поручениям

Пла-теж-ные поручения, счета

банк

Ежед-невно, ежене-дельно в 13-30

Копии платежных поручений

В отдел сбыта

Ежедневно в 14-30


ООО «Красная шапочка» является организацией с нечеткой организационной структурой, когда одни и те же сотрудники выполняют разные функции. В такой ситуации рациональным будет документооборот, когда отправная точка - операция. По каждой операции приводится список документов для ее отражения в учете, главный бухгалтер определяет ответственных лиц и сроки подготовки каждого документа. Примерный результат представлен в таблице 4.

Таким образом, оптимизация налогового учета позволит ускорить систему обмена информацией как внутри фирмы, так и за ее пределами со сторонними организациями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговый учет – понятие новое для отечественной экономики. Более того, до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ это словосочетание употреблялось совсем не для того, чтобы охарактеризовать часть учетной работы бухгалтера или иного финансового специалиста на предприятии, а только лишь как обозначение обязанности предприятия встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, а также по месту расположения обособленных подразделений, недвижимого имущества или транспортных средств. Чтобы правильно рассчитывать налоги, фирма должна определить налогооблагаемую базу по налогам.

Для этих целей была введена система налогового учета.

По своей природе бухгалтерский учет предназначен для того, чтобы внешние и внутренние пользователи этих документов могли составить объективное мнение о финансовом положении и экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Перед налоговыми же органами стоит совсем другая задача: они должны контролировать соблюдение норм налогового законодательства вне зависимости от того, насколько это законодательство экономически обоснованно.

Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового кодекса: «Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения.

Таким образом, налоговый учет в организации должен обеспечить налогоплательщику правильное формирование информации и данных для исчисления суммы налога. Показателями, характеризующими финансово –хозяйственную деятельность ООО «Красная шапочка» и ее результаты, являются показатели его размеров.